Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конспект модульного урока по теме «Ядро. Прокариоты и эукариоты»

27.08.2012 5564 15962
Анферова Марина Яковлевна, преподаватель биологии и химии

Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена «Знак Почета»

Представленная карта урока предназначена для проведения урока с использованием технологии модульного обучения. В разделе «Клетка – единица живого» данный урок завершает главу «Структура и функции клетки».

Система работы на уроке предполагает самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Для организации работы учащихся на уроке подготовлена учебная карта. Перед началом работы учитель проводит фронтальный инструктаж, но если данная технология используется в системе, то такой инструктаж необходим только перед первым уроком по технологии модульного обучения. Работа учащихся организована по отдельным  учебным элементом (УЭ). По завершении работы над учебным элементом подводятся промежуточные итоги, самооценка работы либо взаимоконтроль учащихся. При необходимости (затруднения учащихся, большое количество неправильных ответов) учитель дает пояснения, дополнительные разъяснения учебного материала. По данной схеме проводится по всем учебным элементам модуля. Последний учебный элемент (УЭ-5) предназначен для систематизации самостоятельно полученных знаний. Предлагается работа двух уровней: А - творческий, В – репродуктивный. Выбор уровня делают сами учащиеся по общим результатам работы над модулем. Учебная карта предоставляется каждому ученику, но если данное условие невыполнимо, то можно выдавать одну распечатку на двоих.  При использовании этой технологии учитель только инструктирует и контролирует работу учащихся, а значит: у учащихся развивается умение работать с литературой, развиваются коммуникативные качества.

 

Тема урока: Ядро. Прокариоты и эукариоты.

 

Цель урока: Углубить и конкретизировать знания учащихся о строении и функциях ядра живых организмов, сформировать понятия «прокариоты» и «эукариоты»; научить различать по характерным признакам прокариотические организмы от эукариотических; развивать умение работать с литературой, выделять главное из большого объема информации.             

 

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации

к  выполнению

УЭ-0

 

 

 

 

 

 

УЭ-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-5

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать о строении и функциях ядра, особенностях прокариотической и эукариотической клетки; уметь различать доядерные и ядерные клетки; продолжите развивать память, навыки самостоятельной работы с учебником.

 

Цель: через повторение учебного материала о строении клетки подготовиться к работе по новому модулю.

1. На рисунке клетки (Приложение 2.) подпишите её структуры. Пользуйтесь подсказками с доски.

2. Определите правильность суждений. Ответы запишите на листочках с рисунком клетки. Можно совещаться с соседом по парте.

Содержание суждений на карточке.

А) В клетках поджелудочной железы аппарата Гольджи намного больше, чем митохондрий.

Б) В растительных клетках существует два вида пластид.

В) Существует теория, согласно которой митохондрии эволюционно произошли от свободно живущих прокариотических клеток. Согласны ли вы с этой теорией.

 

3. Перечитайте ещё раз последнее суждение и приведите не менее четырёх  доказательств его правильности.

Подпишите листочки с выполненными заданиями и сдайте учителю.

 

Цель: познакомиться со строением и функциями ядра.

I. Внимательно прочитайте дополнительную информацию к уроку (Приложение 1).

II. Выполните задание.

1) заполните схему, указав составные части ядра и их основные свойства.




 

2) прочитайте статью в § 9 учебника «Ведущая роль ядра в наследственности» и выпишите функции ядра.

 

 

Цель: познакомиться со строением прокариотических и эукариотических клеток.

I. Прочитайте в § 9 учебника статью «Прокариоты и эукариоты».

II. Ответьте письменно на вопрос: к какой группе клеток следует отнести эритроцит – безъядерную клетку крови человека? Ответы обоснуйте.

Обсудите с классом своё решение.

 

Цель: установить черты сходства отличия клеток эукариот.

I. Прочитайте на 45-46 страницах учебника материал «Сравнительная характеристика клеток эукариот».

II. Выполните задание. Заполните таблицу.

признаки

растения

животные

грибы

Клеточная оболочка

Вакуоли

Пластиды

Клеточный центр

Запасное питательное вещество

 

 

 

 

Цель: подведение итогов урока.

I. Суммируйте баллы, полученные вами на уроке в ходе изучения нового материала. Если в сумме за урок вы получили:

      25-30 баллов - выполняете тесты уровня А

      20-24 балла – уровень В.

Уровень А

II. Выполните тестовые задания. Правильных ответов может быть один, два, три, или все правильные.

1) Какие организмы относятся к прокариотам?

а) вирусы;                  в) сине-зелёные водоросли;

б) грибы;                    г) растения.

2) Какие организмы относят к эукариотам?

а) вирусы;                  в) сине-зелёные;

б) грибы;                    г) растения.

3) Какие суждения верны?

а) хромосомы состоят только из ДНК;

б) в ядрышках синтезируются субъединицы рибосом;

в) ядро – двумембранный органоид;

г) в некоторых клетках животных может содержаться два и более ядра.

4) Какие органоиды считаются симбионтами эукориотической клетки?

а) рибосомы;                         в) митохондрии;

б) комплекс Гольджи;          г) пластиды.

5) Какие суждения верны?

а) для клеточной стенки растений характерна целлюлоза;

б) для клеток растений характерны крупные вакуоли;

в) Царство Растения входит в надцарство Клеточные;

г) у растений в клеточном центре есть центриоли.

Уровень В

Определите правильность суждений. Ответ запишите графически. Знак «» означает правильное суждение

«» - неправильное.

а) в клетках прокариот имеется ядерная оболочка;

б) в клетках прокариот и эукариот есть рибосомы;

в) митохондрии и лизосомы характерны только для эукариот;

г) в эукариотической клетке ДНК имеет линейную структуру;

д) прокариоты делятся путём митоза;

е) грибы относятся к царству Растения;

ж) в состав клеточной стенки грибов входит хитин;

з) ядро – одномембранный органоид клетки;

и) в ядрышках образуются рибосомы;

к) у растений нет митохондрий.

III. Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте и оцените его работу.

IV. Прочитайте цель урока в УЭ-0. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

V. Домашнее задание. Если вашу работу товарищ оценил на «отлично», то к следующему уроку прочитайте записи в тетради; если же ваша оценка «4» и ниже – прочитайте в учебнике § 9.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Прочитайте цель

урока.

 

 

 

 

 

Оцените свою работу. Каждый структурный элемент – 1 балл (max-9 баллов).

Оцените работу. Если ваше решение совпадает с правильным, то ставьте себе 2 балла (max –6 баллов).

Оцените каждое верно выдвинутое суждение в 3 балла (max–15 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте цель урока. Не забудьте записать в тетрадь число и тему урока.

Каждый пункт оцените в 2 балла.

 

 

 

 

Каждая функция оценивается в 2 балла.

Максимальная оценка по УЭ-2 – 14 баллов.

Прочитайте цель УЭ-3

 

 

 

Обсудите вопрос в паре, ответ запишите в тетрадь. Оцените свою работу. Правильный ответ оцените в 5 баллов.

 

 

 

Максимальная оценка за это задание – 15 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будьте объективны при оценивании работы товарища.

                                                             

Приложение  1

 

Структура животной клетки

 


                                                           

 

  Приложение 2

 

Мембранные органеллы клетки

Ядро

 

Ядро — самая крупная органелла эукариотической клетки, обычно в диаметре от 3 до 10 мкм. В ядре находятся молекулы ДНК, в которых хранится информация в подавляющем большинстве призна­ков клетки и организма в целом. ДНК образуют комплексы с гистонами-белками, содержащими большое ко­личество лизина и аргинина. Такие комплексы — хромосомы — видны в световой микроскоп в период делений клетки. В неделящейся клетке хромо­сомы не видны — нити ДНК вытяну­ты и очень тонки.


Содержимое ядра отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой, со­стоящей из двух близко располо­женных друг к другу мембран. Каж­дая мембрана толщиной 8 нм, рассто­яние между ними ~30 нм. Через определенные интервалы обе мембраны сливаются друг с другом, образуя отверстия с диаметром 70 нм — ядерные поры. Число пор непостоянно, оно зависит от размеров ядер и их функциональной активно­сти. Например, в крупных ядрах половых клеток может быть до 106 пор. Через поры происходит обмен различными веществами между яд­ром и цитоплазмой. Из ядра выходят молекулы и-РНК и т-РНК, участвую­щие в синтезе различных белков. В ядро проходят белки, взаимодей­ствующие с молекулами ДНК. В ядре собираются рибосомы из рисобомных РНК, образующихся в ядре, и рибосомных белков, синтезирующихся в цитоплазме. Место сборки рибосом под микроскопом выглядит как округ­лое тельце диаметром около 1 мкм. Оно называется ядрышком. В ядре может быть одно или несколько ядрышек.


Ядерный сок, или кариоплазма(греч. karyon -  орех, ядро ореха), в виде бесструктурной массы окружает хромосомы и ядрышки. Вязкость кариоплазмы примерно такая же, как и гиалоплазмы, а кислотность выше. В ядерном соке содержатся белки и различные РНК. Под  электронным микроскопом видно большое количество гранул – это транзитные рибосомы, идущие из ядра в цитоплазму.

 

Литература

1. Общая биология. Учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений. Под ред.Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица. – М.: Просвещение, 2008.

2. Общая биология. Учебник для 10-11кл. школ с углублённым изучением биологии. Под ред. А.О.Рувинского. – М.: Просвещение, 1993.

3. Янутенене С.А. Модульное обучение на уроках биологии // Биология (Первое сентября). №44, 2005.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*