Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРабота студента в музыкальном колледже над музыкальным произведением чрезвычайно многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - сложности его содержания, собственно пианистических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития, творческими взглядами и индивидуальностью педагога. Однако, как и обычно, эту работу объединяют и определяют характеризующие её общие положения, отражающие основные принципы фортепианной педагогики.
Изучение произведения представляет единый целостный процесс; вместе с тем в нём можно наметить этапы, деление на которые весьма условно,так как на практике они не только неразрывно связаны между собой и не могут быть точно разграничен, но нередко совпадают или частично взаимопроникают.
Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А. Вицинского, С. Е. Фейнберга, А.Г.Щапова, Б. Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой», А.П. Щапов характеризовал их как начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный; Г. Гинзбург — «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»', А. Вицинский - первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа.
В своей работе мы остановимся на рассмотрении четырёх этапов работы над музыкальным произведением: ознакомлении с произведением и его разбор, работы над деталями, "собирание" всех разделов произведения в единое целое и подготовка подготовки пьесы к сценическому воплощению.
Первый этап - ознакомление с произведением и его разбор.
Общую задачу пианистического обучения можно определить как развитие у студента любви к музыке, способности к эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, яркости их восприятия и обеспечения всесторонней музыкальной подготовки, которая позволила бы исполнять сочинения самых разных стилей и жанров, раскрывая перед слушателем их художественное содержание. Развить у студента способность к такому пониманию музыки педагог сможет лишь в том случае, если на протяжении всех лет занятий будет серьёзно работать в этом направлении и не допустит бессмысленного исполнения. Поэтому задача педагога музыкального колледжа продолжить воспитание музыкального вкуса, умение уловить музыкальное настроение, увидеть наиболее характерные его черты и понять содержание,то есть продолжать всю ту работу, которая была проделана с учеником за годы обучения в музыкальной школе.
Ознакомление с произведением очень важный для студента момент. На этапе ознакомления с произведением цель педагогической деятельности состоит в развитии синтетического мышления студента, формировании установки на создание первоначального образа пьесы, что потребует расширения интеллектуального фона студента и обогащения их музыкального багажа.
Первый этап работы над пьесой ставит перед собой выполнение следующих задач: осознать контуры звуковой формы (высотность, ритмика); прочитать и осмыслить ремарки; проанализировать основные технические моменты (аппликатура, штрихи); обнаружить наиболее заметные элементы выразительности; осознать целостность содержания пьесы на основе музыкально-теоретического анализа.
Знакомство ученика с произведением следует проводить с помощью следующих методов:
- чтение с листа (эскизное проигрывание);
- краткий музыкально-теоретический анализ произведения;
- показ педагога.
Для выполнения такой работы необходимо вместе с учеником проследить ход становления авторской мысли, разобраться в логике ее развертывания. Огромную пользу во время таких предварительных просмотров принесет исполнителю краткий, лаконичный музыкально-теоретический анализ произведения, углубление которого будет далее продолжаться на всем протяжении работы над сочинением. Такой сжатый анализ будет способствовать быстрому ориентированию учащегося в контурах формы звукового полотна. Ознакомившись с произведением, студент приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Грамотный, музыкально - осмысленный разбор создаёт основу для дальнейшей правильной работы, поэтому его значение трудно переоценить. Время, занимаемое разбором, его музыкально-художественный уровень будут самыми разными для студентов различных степени музыкального развития и одарённости,но во всех случаях на данной начальной стадии работы не должно быть неряшливости. Внимательное отношение к тексту, фразировке, аппликатуре и динамике, то есть ко всем имеющимся авторским пометкам и указаниям - это основа успешного результата. При разборе не стоит устанавливать каких-либо точных указаний пользования педалью, хотя, конечно, студенты будут применять правую педаль, когда этого требует характер музыки.
Весьма важный вопрос - игра на память: она имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Вопрос о том, когда нужно умение играть произведение на память - в конце работы над ним или в начале - педагогами решается по-разному. Мне кажется, правы те, кто считают, что значительную часть произведения полезно знать наизусть ещё в начале изучения. Это нередко облегчает и ускоряет ход работы над сочинением, так как студент раньше приобретает ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении. Если студент обладает неплохой памятью, то часто разбирая, он многое уже запоминает. Правильно разобранное произведение надо тотчас же доучить, а не ждать, пока оно "само" запомниться". Если человеку, когда он играет наизусть сказать - играй медленнее и ему сделается от этого труднее, то это первый признак того, что он, собственно, не знает наизусть, не знает той музыки, которую играет, а просто наболтал её руками. Вот это " набалтывание" - величайшая опасность, с которой нужно постоянно и упорно бороться. С этими словами А.Б. Гольденвейзера нельзя не согласиться.
Второй этап - работа над деталями.
Цель второго этапа работы над музыкальным произведением подразумевает подробное изучение авторского текста. Скрупулезное изучение нотной записи проясняет процессы развития произведения, уточняет внутренне слуховое представление о каждой грани образа, учит понимать и ценить роль отдельных средств музыкальной выразительности внутри художественного целого. Всё это имеет своё выражение в детальной и общей проработке всех элементов исполнения- звучании инструмента, фразировке, динамике, аппликатуре и педализации. Основные условия успешности второго этапа заключаются в осмысленности занятий, умении слушать свою игру, представление конкретной звуковой цели, правильном определение трудностей и осознание первоочередных задач и их разрешение; контроль за качеством и подчинение музыкальному смыслу всякой технической работы.
В работе над звучанием инструмента:
-играя медленно, добиваться глубокого, насыщенного звучания (звук - мягкий, полный, сочный) и, конечно, задача преподавателя привить потребность в таком звучании, которое условно можно назвать естественным. Невольно возникает вопрос: почему же иногда учащиеся оказываются неподготовленными к такой работе над звучанием. В этом виноват, в первую очередь, педагог: он или недостаточно заботился о свободе и налаженности всего пианистического аппарата учащегося или же, вообще, упустил из виду эту задачу (одну из важнейших). Поэтому новому преподавателю (уже обычно в музыкальном колледже или в старших классах спецшкол) иногда приходиться ценой большого труда восполнять этот пробел в музыкальной и собственно пианистической подготовке студента: иначе у него «инструмент не будет звучать».
Работая над мелодией:
-учиться «слушать» вперёд, воспитывать ощущение единства звукового начала и физического прикосновения к клавишам(насыщенный звук при свободном аппарате).
- свободное владение пианистическим аппаратом во многом определяет достижение цели.
В работе над фразировкой
- ощущение направленности развития любого построения и умение довести его до вершины (не только на legato ,но и - nonlegato, и особенно при паузах);
- не упускать моменты разграничения (цезуры);
- внимательность к окраске звучания и проинтонированности мелодии;
В работе над динамикой:
- при forte рояль не должен кричать, а при piano звук не должен терять ясность;
- sf не должны быть жёсткими и резкими
В работе над аппликатурой:
- главное требование к аппликатуре - это удобство, то есть она должна быть такой, чтобы лучше выразить авторскую мысль (художественное значение аппликатуры);
- умение объяснить целесообразность выбранной аппликатуры
В работе над педалью:
- внимание к чистой педали;
Основная предпосылка правильного использования педали - это умение слышать себя и иметь точное представление нужного звукового образа. Лучше "скупая", чем - «излишняя».
Техническое овладение произведением включает в себя: преодоление трудностей не связанных с быстрым темпом исполнения («приладиться»), техническая работа, подготавливающая студента к нужному характеру звучания, и единое целое и подготовка пьесы к сценическому воплощению особенно, быстрому темпу исполнения.
Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для исполнения пианистические движения,но и «приладиться» к ним: они должны стать для студента удобными. «Из дурного не может выйти хорошего,- писал С. Е. Фейенберг,- Сколько раз не повторять какое -либо трудное и неудобное место в пьесе и этюде, если при этом сохраняется неловкость движения и неточность, такая тренировка может быть только вредна. При таком способе плохое исполнение входит в привычку и приводит к серьёзным недостаткам пианизма»
Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений; овладение ими, приобретение нужной ловкости, быстрая двигательная ориентация на клавиатуре требует большого внимания и многолетних занятий.
Раскрыть творческие возможности студента, развить эмоциональное отношение к исполняемому - серьёзная и важная задача. Весь ход работы над произведением - это процесс обучения исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.