Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Основные этапы работы над музыкальным произведением

23.01.2018 214 322
Миллина Ольга Александровна
Миллина Ольга Александровна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Работа студента в музыкальном колледже над музыкальным произведением чрезвычайно многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения - сложности его содержания, собственно пианистических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития, творческими взглядами и индивидуальностью педагога. Однако, как и обычно, эту работу объединяют и определяют характеризующие её общие положения, отражающие основные принципы фортепианной педагогики.

Изучение произведения представляет единый целостный процесс; вместе с тем в нём можно наметить этапы, деление на которые весьма условно,так как на практике они не только неразрывно связаны между собой и не могут быть точно разграничен, но нередко совпадают или частично взаимопроникают.

Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А. Вицинского, С. Е. Фейнберга, А.Г.Щапова, Б. Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа, в современной методологии говорится о четырех этапах. Карл Черни называл эти этапы «разбором, техническим освоением, художественной отделкой», А.П. Щапов характеризовал их как начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный; Г. Гинзбург — «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»', А. Вицинский - первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа.

В своей работе мы остановимся на рассмотрении четырёх этапов работы над музыкальным произведением: ознакомлении с произведением и его разбор, работы над деталями, "собирание" всех разделов произведения в единое целое и подготовка подготовки пьесы к сценическому воплощению.

Первый этап - ознакомление с произведением и его разбор.

Общую задачу пианистического обучения можно определить как развитие у студента любви к музыке, способности к эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, яркости их восприятия и обеспечения всесторонней музыкальной подготовки, которая позволила бы исполнять сочинения самых разных стилей и жанров, раскрывая перед слушателем их художественное содержание. Развить у студента способность к такому пониманию музыки педагог сможет лишь в том случае, если на протяжении всех лет занятий будет серьёзно работать в этом направлении и не допустит бессмысленного исполнения. Поэтому задача педагога музыкального колледжа продолжить воспитание музыкального вкуса, умение уловить музыкальное настроение, увидеть наиболее характерные его черты и понять содержание,то есть продолжать всю ту работу, которая была проделана с учеником за годы обучения в музыкальной школе.

Ознакомление с произведением очень важный для студента момент. На этапе ознакомления с произведением цель педагогической деятельности состоит в развитии синтетического мышления студента, формировании установки на создание первоначального образа пьесы, что потребует расширения интеллектуального фона студента и обогащения их музыкального багажа.

Первый этап работы над пьесой ставит перед собой выполнение следующих задач: осознать контуры звуковой формы (высотность, ритмика); прочитать и осмыслить ремарки; проанализировать основные технические моменты (аппликатура, штрихи); обнаружить наиболее заметные элементы выразительности; осознать целостность содержания пьесы на основе музыкально-теоретического анализа.                        

Знакомство ученика с произведением следует проводить с помощью следующих методов:

- чтение с листа (эскизное проигрывание);

- краткий музыкально-теоретический анализ произведения;

- показ педагога.

Для выполнения такой работы необходимо вместе с учеником проследить ход становления авторской мысли, разобраться в логике ее развертывания. Огромную пользу во время таких предварительных просмотров принесет исполнителю краткий, лаконичный музыкально-теоретический анализ произведения, углубление которого будет далее продолжаться на всем протяжении работы над сочинением. Такой сжатый анализ будет способствовать быстрому ориентированию учащегося в контурах формы звукового полотна. Ознакомившись с произведением, студент приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Грамотный, музыкально - осмысленный разбор создаёт основу для дальнейшей правильной работы, поэтому его значение трудно переоценить. Время, занимаемое разбором, его музыкально-художественный уровень будут самыми разными для студентов различных степени музыкального развития и одарённости,но во всех случаях на данной начальной стадии работы не  должно быть неряшливости. Внимательное отношение к тексту, фразировке, аппликатуре и динамике, то есть ко всем имеющимся авторским пометкам и указаниям - это основа успешного результата. При разборе не стоит устанавливать каких-либо точных указаний пользования педалью, хотя, конечно, студенты будут применять правую педаль, когда этого требует характер музыки.

Весьма важный вопрос - игра на память: она имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Вопрос о том, когда нужно умение играть произведение на память - в конце работы над ним или в начале - педагогами решается по-разному. Мне кажется, правы те, кто  считают, что значительную часть произведения полезно знать наизусть ещё в начале изучения. Это нередко облегчает и ускоряет ход работы над сочинением, так как студент раньше приобретает ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении. Если студент обладает неплохой памятью, то часто разбирая, он многое уже запоминает. Правильно разобранное произведение надо тотчас же доучить, а не ждать, пока оно "само" запомниться". Если человеку, когда он играет наизусть сказать - играй медленнее и ему сделается от этого труднее, то это первый признак того, что он, собственно, не знает наизусть, не знает той музыки, которую играет, а просто наболтал её руками. Вот это " набалтывание" - величайшая опасность, с которой нужно постоянно и упорно бороться. С этими словами А.Б. Гольденвейзера нельзя не согласиться.

Второй этап - работа над деталями.

Цель второго этапа работы над музыкальным произведением подразумевает подробное изучение авторского текста. Скрупулезное изучение нотной записи проясняет процессы развития произведения, уточняет внутренне слуховое представление о каждой грани образа, учит понимать и ценить роль отдельных средств музыкальной выразительности внутри художественного целого. Всё это имеет своё выражение в детальной и общей проработке всех элементов исполнения- звучании инструмента, фразировке, динамике, аппликатуре и педализации. Основные условия успешности второго этапа заключаются в осмысленности занятий, умении слушать свою игру, представление конкретной звуковой цели, правильном определение трудностей и осознание первоочередных задач и их разрешение; контроль за качеством и подчинение музыкальному смыслу всякой технической работы.

В работе над звучанием инструмента:                

-играя медленно, добиваться глубокого, насыщенного звучания (звук - мягкий, полный, сочный) и, конечно, задача преподавателя привить потребность в таком звучании, которое условно можно назвать естественным. Невольно возникает вопрос: почему же иногда учащиеся оказываются неподготовленными к такой работе над звучанием. В этом виноват, в первую очередь, педагог: он или недостаточно заботился о свободе и налаженности всего пианистического аппарата учащегося или же, вообще, упустил из виду эту задачу (одну из важнейших). Поэтому новому преподавателю (уже обычно в музыкальном колледже или в старших классах спецшкол) иногда приходиться ценой большого труда восполнять этот пробел в музыкальной и собственно пианистической подготовке студента: иначе у него «инструмент не будет звучать».

Работая над мелодией:

-учиться «слушать» вперёд, воспитывать ощущение единства звукового начала и физического прикосновения к клавишам(насыщенный звук при свободном аппарате).

- свободное владение пианистическим аппаратом во многом определяет достижение цели.

В работе над фразировкой

- ощущение направленности развития любого построения и умение довести его до вершины (не только на legato ,но и - nonlegato, и особенно при паузах);

- не упускать моменты разграничения (цезуры);

- внимательность к окраске звучания и проинтонированности мелодии;

В работе над динамикой:

- при forte рояль не должен кричать, а при piano звук не должен терять ясность;

- sf не должны быть жёсткими и резкими

В работе над аппликатурой:

- главное требование к аппликатуре - это удобство, то есть она должна быть такой, чтобы лучше выразить авторскую мысль (художественное значение аппликатуры);

- умение объяснить целесообразность выбранной аппликатуры

В работе над педалью:

- внимание к чистой педали;

Основная предпосылка правильного использования педали - это умение слышать себя и иметь точное представление нужного звукового образа. Лучше  "скупая",  чем - «излишняя».

Техническое овладение произведением включает в себя: преодоление трудностей не связанных с быстрым темпом исполнения («приладиться»), техническая работа, подготавливающая студента к нужному характеру звучания, и единое целое и подготовка  пьесы к сценическому воплощению особенно, быстрому темпу исполнения.  

Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для исполнения пианистические движения,но и «приладиться» к ним: они должны стать для студента удобными. «Из дурного не может выйти хорошего,- писал С. Е. Фейенберг,- Сколько раз не повторять какое -либо трудное и неудобное место в пьесе и этюде, если при этом сохраняется неловкость движения и неточность, такая тренировка может быть только вредна. При таком способе плохое исполнение входит в привычку и приводит к серьёзным недостаткам пианизма»

Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений; овладение ими, приобретение нужной ловкости, быстрая двигательная ориентация на клавиатуре требует большого внимания и многолетних занятий.

Раскрыть творческие возможности студента, развить эмоциональное отношение к исполняемому - серьёзная и важная задача. Весь ход работы над произведением - это процесс обучения исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Основные этапы работы над музыкальным произведением




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*