Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение мотивов и уровня удовлетворенности профессиональным выбором студентов 1 курса КОГПОАУ «Вятский колледж культуры»

22.01.2018 263 353
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, магистрант, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

В соответствии с «Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г.» целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие и использование ее потенциала в интересах инновационного развития страны [1]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [2]. Показателями эффективной системы профессиональной ориентации в стране являются большое количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых людей на рынок труда, удовлетворенность молодых граждан страны профессиональной жизнью, а значит, высокое качество жизни в целом [3]. Поэтому подготовка старшеклассников к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала). Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии [4].

Поэтому после 2 месяцев обучения первокурсников (01.11.2017 года) был проведен опрос, направленный на изучение мотивов поступления в колледж и оценку уровня удовлетворенности профессиональным выбором. В опросе приняло участие 66 студентов 1 курса.

Первый вопрос был направлен на изучение интересов первокурсников. Спектр интересов весьма разнообразен, но основная доля первокурсников склонна к тем увлечениям, которые связаны с выбранной профессией: студенты специальности «Библиотековедение» предпочитают читать книги, большинство студентов специальности «Социально-культурная деятельность» ведут активную творческую деятельность: танцуют, проводят мероприятия, занимаются пением; большинство студентов специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство» и вида «Этнохудожественное творчество» интересуются музыкой, студенты хореографического творчества – танцами, театрального творчества – театром, фотовидеотворчества – фотосъемкой.

Поэтому на вопрос «Что повиляло на твой выбор профессии?» большинство студентов ответили, что увлечение, любовь к данному виду творчества, мечта с детства и т.д. Но стоит обратить внимание на профессионально неориентированные ответы первокурсников специальности «Библиотековедение» (2 человека) и вида «Фотовидеотворчество» (3 человека): не куда было поступать, отсутствие других вариантов, мало времени подумать.

Результаты опроса показывают, что большинство студентов не интересовались востребованность на рынке труда при выборе профессии. К данному вопросу ответственно подошли только студенты специальности «Социально-культурная деятельность» и «Библиотековедение». Это говорит о том, что при выборе профессии у школьников нет полного и точного представления о потребностях современного рынка труда, именно поэтому они могут назвать только 15 популярных профессий. Студенты специальностей «Библиотековедение и «Музыкальное звукооператорское мастерство» наиболее популярной считают профессию юриста, первокурсники «Социально-культурной деятельности» добавляют к ней еще профессии врача и учителя, первокурсники «Хореографического творчества» считают популярной профессию врача, «Театрального творчества» – менеджера, «Этнохудожественного творчества» – продавца и только первокурсники «Фотовидеотворченство» – считают самой популярной свою профессию. Среди непрестижных профессий студенты в основном выделяют дворника, уборщицу, продавца.

Изучение мотивов выбора профессии первокурсниками показало, что значительную роль в этом играют советы родителей – 44%, рекомендации представителей данной профессии (чаще педагога) – 26%, 5% студентов выбирали профессию под влиянием друга, который более самостоятелен или имеет авторитет у подростка, 25% – самостоятельно, что понравилось далеко не всем родителям.

На вопрос «Легко ли было поступить в колледж?» студенты отвечали по-разному. Большинство первокурсников направлений подготовки «Социально-культурная деятельность» (87%), «Театральное творчество» (89%) и «Хореографическое творчество» (86%) отмечают сложности в поступлении, так как была большая конкурсная ситуация, напряженная конкуренция между достаточно хорошо подготовленными по данному направлению абитуриентами, боязнь за низкий балл в аттестате. Те студенты, которые не испытывали данных сложности, были достаточно уверены в себе и своей подготовке. Тем не менее, стоит отметить, что все студенты данных направлений активно готовились к поступлению в колледж: ежедневно репетировали, учили тексты, занимались с педагогами и т.д. Совершенно другая картина на остальных специальностях. Большинство (70%) поступивших абитуриентов на специальность «Музыкальное звукооператорское мастерство» никак не готовились к поступлению в колледж. Поэтому при ответе на вопрос «Легко ли было поступить?» – они единогласно отвечают «да», поясняя это отсутствием конкуренции (60%), «виртуозной» (по их мнению) игрой на музыкальном инструменте (20%), наличием музыкального образования (20%). Аналогично всем студентам направления «Этнохудожественное творчество» было легко поступить из-за отсутствия конкурсной ситуации, хотя большинство (80%) из них готовились к поступлению, разучивая и отрабатывая музыкальные произведения. Большинство (75%) студентов направления «Фотовидеотворчество» ответственно готовились к поступлению, посещая курсы, занимаясь по видео-урокам. Многие из них (57%) не испытывали сложностей при поступлении, поясняя это небольшой конкурсной ситуацией и простыми вопросами. На специальность «Библиотековедение» по правилам приема вступительные испытания не проводятся, и отбор осуществляется на основании рейтинга аттестатов. Поэтому студентам было очень легко поступить на данную специальность.

На отношение к профессии влияют и мотивы обучения. В учебной деятельности студентов можно выделить следующие группы мотивов в зависимости от степени значимости их для студентов. Первый ранг по значимости занимает прагматический мотив – получить диплом (48%), на втором месте стоит познавательный мотив – получить необходимые знания, умения и опыт (35%), затем отмечаются такие мотивы, как развиваться (11%), открыть свое дело (3%), остальные (3%) затрудняются с ответом. Основной задачей любой профессиональной образовательной организацией является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. С данной задачей наш колледж справился лишь на половину, так как прагматический мотив в ответах студентов превалирует над познавательным. Это связано с тем, что студенты 1 курса пока имеют лишь теоретическое представление об особенностях приобретаемой профессии и не задумываются о необходимости в работе знаний, умений и навыков.

Следующий ряд вопросов был направлен на изучение профессиональных намерений студентов, которые оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

На простейший вопрос «Какова квалификация приобретаемой профессии?» – большинство первокурсников дали приблизительные и неточные ответы. Студенты специальности «Социально-культурная деятельность» ограничились в основном ответом – «режиссер» (73%), «Музыкального звукооператорского мастерства» - звукооператор (70%), «Хореографического творчества» - педагог-хореограф (63%), «Этнохудожественное творчество» - хормейстер (60%), «Фотовидеотворчество» - педагог фотовидеотворчества (71%). Точно знают, какую квалификацию они приобретают студенты «Библиотековедения» (86%) и «Театрального творчества» (75%). Практически все студенты четко представляют, где могут работать после окончания колледжа и чем будут заниматься. Только студенты вида «Фотовидеотворчество» пока не знают, где смогут применить полученные профессиональные знания, умения и навыки, что говорит об отсутствии профессиональной перспективы. Их ответы: нигде (43%), преподавать в колледже (29%), продавцом в магазине «Пятерочка» (14%).

На вопрос «Какими навыками должен обладать человек твоей профессии?» – были получены весьма разнообразные ответы на каждой специальности. Наиболее популярными качествами обладателей направления подготовки «Социально-культурная деятельность» студенты считают коммуникабельность, креативность, активность; направления подготовки «Музыкальное звукооператорское мастерство» – музыкальный слух, трудолюбие, терпение; направления подготовки «Библиотековедение» – общительность, спокойствие, воспитанность; направления подготовки «Хореографического творчества» – выносливость, трудолюбие, доброжелательность; направления подготовки «Театрального творчества» – терпение, хороший эмоциональный фон, интеллектуальность; направления подготовки «Фотовидеотворчества» – терпение, устойчивость, креативность; направления подготовки «Этнохудожественного творчества» – сдержанность, хоризматичность, артистичность. Интересно, что большинство опрошенных (47%) считают, что полностью обладают данными качествами, то есть осознанно относят себя к людям данной профессии. Некоторые (38%) считают, что обладают частично данными качествами и желают в процессе обучения развивать остальные. Но есть небольшой процент (15%), кто считает, что данными качествами не обладает, то есть уже на начальном этапе обучения не видит себя среди представителей данной профессии. Это 4 студента (57%) специальности «Библиотековедение», 1 студент (6%) «Хореографического творчества», 1 студент (12%) «Театрального творчества», 1 студент (14%) «Фотовидеотворчества».

Привлекательность будущей профессии студенты специальности «Социально-культурная деятельность» видят в том, что могут работать с людьми, режиссировать и принимать участие в различных мероприятиях, выступать на сцене. Студентов специальности «Музыкальное звукооператорское творчество» в основном привлекает в будущей профессии творческая атмосфера. Студентам театрального творчества нравится в их будущей профессии то, что они будут заниматься любимым делом и гастролировать. Студентов этнохудожественного творчества привлекает занятие музыкой, творческая атмосфера и работа с детьми. Студенты хореографического творчества среди критериев привлекательности будущей профессии также отмечают творчество, публичность профессии и возможность реализовать себя. Студентов фотовидеотворчества привлекает свободный график и возможность проявить себя. Любителей книг, конечно же, привлекает свободный доступ к ним. Но стоит обратить внимание на тот факт, что большой процент (43%) студентов «Фотовидеотворчество» и «Библиотековедения» ничего не привлекает в будущей профессии, что говорит о неудовлетворенности профессиональным выбором.

На вопрос «Почему ты выбрал именно наш колледж?» респонденты отмечали так: уникальность его в Кировской области (44%), хорошие отзывы студентов и выпускников (26%), сильный педагогический состав (8%), лишь некоторые указывали такие причины, как близость от дома (6%), заставили родители (3%), незнание национальных языков (удмуртского, марийского), поэтому сложность при обучении в другом регионе (3%), и малая часть студентов (10%) затруднились с ответом на данный вопрос.

Отучившись 2 месяца, первокурсники выделяют такие привлекательные особенности колледжа, как квалифицированные и понимающие преподаватели (36%), творческая доброжелательная атмосфера (33%), насыщенность интересными мероприятиями (13%), дружная группа (13%), занятие любимым делом в рамках предметов (13%), возможность показать себя (13%). Многих первокурсников привлекла особая атмосфера колледжа еще до поступления, при посещении таких мероприятий как: важнейшего профориентационного мероприятия «День открытых дверей» – 26 человек (39%), конкурсов и фестивалей, организованные отделом творческой работы – 12 человек (18%), открытые показы, спектакли – 9 человек (13,5%), открытая школа – 2 человека (3%), экскурсии со школой – 1 человек (1,5%).

Среди сложностей, с которыми встретились первокурсники в первые месяцы обучения, в общем можно выделить: быстрый темп обучения (32%), ориентация в колледже (21%), большая учебная нагрузка (21%), сложности отношениях с одногруппниками (11%), недосыпание, так как рано встают и поздно приходят домой (11%), отдаленность от семьи (8%), выстраивание отношений с преподавателями (8%), среди специфических: частые репетиции у студентов театрального творчества (37%), большие физические нагрузки у студентов хореографического творчества (31%), отсутствие музыкальной грамоты у студентов музыкального звукооператорского мастерства (20%). Конечно, преподавателям необходимо помочь студентам в преодолении данных сложностей, ведь от успешности адаптации студента к образовательной среде колледжа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Поэтому советуем педагогам обращать большее внимание на учебных занятиях на мотивацию и связь с будущей профессией, а классным руководителям и педагогу-психологу помочь студентам с самомотивацией.

Не смотря на сложности в обучении, многие студенты (77%) поступили бы вновь на данную специальность, если бы это было возможно. Но есть и те студенты, которые разочарованы своим выбором и изменили бы свое первоначальное решение: 5 (57%) первокурсников специальности «Библиотековедение», 2 человека (28%) – вида «Фотовидеотворчество», 2 человека (25%) – вида «Театральное творчество», 2 человека (20%) – специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство». Поэтому с данными группами студентов стоит проводить более активную профориентационную работу.

Таким образом, большинство студентов поступили в колледж, чтобы связать будущую профессию с любимым делом и соответственно полностью удовлетворены своим профессиональным выбором. Те студенты, которые поступили в колледж, не зная специфику будущей работы, в процессе адаптации испытывают большие затруднения и разочарование своим профессиональным выбором.  Поэтому педагогам необходимо:

-активно воздействовать на выбор абитуриентов, сотрудничая с образовательными организациями;

-вносить своевременные коррективы в учебные занятия с целью мотивации на профессиональную деятельность;

-активизировать ресурсный потенциал колледжа для обеспечения качества профессионального самоопределения студентов, их профессионализации;

-содействовать трудоустройству выпускников по специальности и в нашем регионе;

-активно формировать позитивный имидж колледжу, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей образовательных услуг.

Список использованной литературы

  1. Молодежная политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/8c06531ad22712c2c23f6f27e6fa335c490c621c/.
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  3. Луханин В.В. Практика организации профориентационной работы с молодежью [Электронный ресурс] / В.В.Луханин, М.А. Шорникова. - Режим доступа: http://psihdocs.ru/praktika-organizacii-proforientacionnoj-raboti-s-molodejeyu.html.
  4. Зубарева Е.А. Профориентационная работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/12/04/doklad-proforientatsionnaya-rabota-v-ou-spo

 

Оригинал работы:

Изучение мотивов и уровня удовлетворенности профессиональным выбором студентов 1 курса КОГПОАУ «Вятский колледж культуры»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*