Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Экологическая безопасность в современной информационной образовательной среде

19.01.2018 215 317
Струкова Елена Алексеевна
Струкова Елена Алексеевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

Становление информационного общества требует обеспечить адекватность образования динамичным изменениям в окружающей человека информационной среде, возросшему объему информации, стремительному развитию информационных технологий.

Образование представляется рядом энциклопедических источников как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, которое ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Другими словами, образование представляет собой целенаправленный процесс социализации человека, адаптации его к окружающей его среде обитания.

Естественная среда обитания, законы природы, в том числе и биологические, влияют на общество не прямо, а опосредствованно, через способ производства и вырастающие на его основе общественные отношения. По мере развития материального производства человек переделывает окружающую его природу и создает искусственную среду обитания, являющуюся продуктом его жизнедеятельности. Одной из таких сред становится современная образовательная среда, тесно связанная с развитием и совершенствованием общественных отношений и всей организации общества.

Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию [2].

Образовательная среда может рассматриваться только в отношении какого-либо действующего в этой среде субъекта. В образовательной среде могут быть выделены такие субъекты, как отдельный обучающийся, коллектив (группа, поток, весь контингент

учащихся образовательного учреждения), педагог, педагогический коллектив, образовательное учреждение в целом.

Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:

Во-первых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений учитель - знание - ученик (в самом общем виде), их взаимодействия и взаимовоздействия.

Во-вторых, особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной, где эти ее свойства являются неразрывно связанными.

Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное.

Образовательная среда - не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.

Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно-образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие субъекта образовательного процесса.

Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Существуют различные модификации образовательных сред: например,

виртуальные образовательные среды, учебные среды, «информационно-образовательная среда». Последняя определяется как педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [5, с.10].

Важнейшей и неотъемлемой характеристикой любой среды, в том числе, и современной информационной образовательной среды, является её экологичность.

Экологичность - качество чего-либо, отражающее его способность не наносить вреда окружающей среде. В некоторых значениях этого слова экология может пониматься в более узком смысле. Так, в психологии под экологичностью подразумевают качество какого-либо процесса, отражающее его способность не оказывать побочного негативного влияния на личную жизнь человека. Например, экологичный психотерапевтический процесс - это такой процесс, который достигает улучшения психического здоровья человека не разрушая его личную жизнь. Под экологичностью информационной образовательной среды понимают такое её качественное состояние, при котором взаимообусловленные отношения между источником знания (как реальным -материальным на носителях любого типа, так и виртуальным - электронными носителями, виртуальными образовательными мультимедиа средами) и его потребителями (объектами образовательного процесса) не несут в себе негативного психофизиологического воздействия на человека.

Рассматривая человека как субъекта, активно взаимодействующего с информацией на всех этапах информационного цикла, можно подчеркнуть отличительные особенности возникновения новой информации, новых информационных продуктов и услуг в процессе формирования информационной образовательной среды.

Опасность экологического кризиса, права человека на получение, предоставление ему информации, защита человека от нежелательной информации, многообразие взаимодействий человека с информационной средой, современные опасности и угрозы, влияющие со стороны информации на человека, а также огромное влияние мировой информационной среды на человека, все больше приобретают экологический смысл. В настоящее время в России уже имеются некоторые научные работы, посвященные исследованию пагубного влияния негативных тенденций информатизации на здоровье человека.

При интенсивности воздействия информационного фактора, близкой к границам пределов выносливости, возможна деструкция личности, приводящая к асоциальным проявлениям. В отдельных экстремальных случаях не исключена и биологическая гибель организма (внезапная смерть вследствие получения трагических известий, эпидемия самоубийств в подражание кумиру), что может расцениваться с экологических позиций как явление информационного происхождения. В экологии, одним из необходимых условий устойчивого существования экосистемы является ее внутренняя стабильность. При воздействии на человека информационного фактора среды именно толерантность обеспечивает такую стабильность, необходимую для дальнейшего благоприятного существования. При этом способы информационной толерантности и, соответственно, пути достижения стабильности различны и находятся в прямой зависимости от уровня духовного и нравственного развития личности.

Впервые идея экологии информации появилась в Указе Президента РФ от 20 марта 1993 г. "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию". Утвержденный этим Указом Минимальный стандарт требований к телерадиовещанию упоминает об "электронной экологии", призывая снижать информационную "загрязненность" телерадиопрограмм, повышать требования к культурному уровню и т. д.

Новые информационные и коммуникационные технологии делают проблему "информационной загрязненности" еще острее, неся обществу не только новые возможности, но и новые угрозы.

Распространение недостоверной информации является не только одной из форм "загрязнения" информационного пространства, но и - при определенных обстоятельствах

- нарушением прав человека.

Сформулируем типологические признаки информационной образовательной среды:

1) Информационная образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

2) Информационная образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно - мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

3) Информационная образовательная среда обладает широким спектром модальности, и формирует разнообразие типов локальных информационных сред (в том числе и виртуальных) различных, порой взаимоисключающих качеств.

4) В оценочно-целевом планировании информационная образовательная среда дает суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик на основе общего информационного содержания образовательного процесса.

5) Информационная образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

6) Информационная образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни посредством целенаправленного информационного воздействия.

Таким образом, рассматривая человека как субъекта, активно взаимодействующего с информацией на всех этапах информационного цикла образовательного процесса, можно подчеркнуть отличительные особенности возникновения новой информации, новых информационных продуктов и услуг в процессе формирования информационной образовательной среды. Взаимодействие человека с информационной средой порождает по ряду признаков проблемы, которые могут иметь экологический смысл. Кроме того, обеспечение пропаганды гуманистических идей в современном быстро меняющемся мире

требует развития теории информационной экологии как доктрины выживания человечества в условиях всеобщей глобальной информационной среды и информационной образовательной среды, в частности.

В настоящее время вопрос о содержании понятия «информационная экология» остается открытым. Экология информации, информационной среды, а также информационной образовательной среды состоит из многочисленных взаимодействующих и взаимозависимых социальных, культурных, экономических и политических подсистем, которые формируют определенные информационные потоки.

В этой связи, экологию информационной образовательной среды по объектно-предметному признаку можно представить в структуре экологии человека - науки о взаимоотношении человека со средой обитания в различных аспектах, призванной определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую (информационную образовательную) среду.

Литература

  1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Основные принципы развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» // В мире научных открытий. 2010.№ 4-2. С. 58-60.
  2. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Реализация системного подхода в построении методической системы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности// В мире научных открытий. 2011.№ 4.1. С. 397-404.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 15.
  4. Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с, с.28
  5. Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационнообразовательной среды вуза / С.А. Назаров //Научная мысль Кавказа. - 2006.Спецвыпуск № 2. - С.69-71.

 

Оригинал работы:

Экологическая безопасность в современной информационной образовательной среде




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*