Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы и методы выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональных образовательных учреждениях

18.01.2018 7370 13292
Митрясов Дмитрий Геннадьевич
Митрясов Дмитрий Геннадьевич, преподаватель

Краснодарский технический колледж

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально - экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Наиболее общими критериями (показателями) оценки и отбора одарённых учащихся, предшествующими глубокой специальной диагностике, являются:

а)наличие высоких достижений в каком-либо виде деятельности (учеба, научная, творческая, художественная или социальная деятельность);

б)высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности;

в)наличие лидерских качеств, признание авторитета окружающими.

Одним из возможных средств по выявлению одарённости выступает психологическая диагностика - совокупность теоретических знаний и система практических методов количественного и качественного оценивания психологических свойств человека: его познавательных процессов, психических состояний и личности. Для психологической диагностики используются специальные тесты на общие интеллектуальные способности, специальные академические и творческие тесты. При этом может быть использована процедура группового или индивидуального обследования. В результате тестирования делается заключение о наличии тех или иных способностей.

По видам деятельности и обеспечивающим её сферам психики различают следующие виды одарённости:

Общая познавательная (интеллектуальная) одарённость. Её связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для её измерения в основном используют различные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Проявляется во всех видах интеллектуальной деятельности: наука, медицина, преподавание, инженерные разработки и т.п.

Академическая, в т.ч. математическая одарённость. Основой академической одаренности является ярко выраженная познавательная мотивация. Молодые люди с академической одарённостью обладают глубокими знаниями, отличаются ярко выраженными интересами, глубоко анализируют усвоенные знания, склонны к их осмыслению. Часто академическая одарённость сочетается с высокой избирательностью интересов, игнорированию тех сфер жизни, которые мало связаны с основным увлечением. При этом интеллектуально одарённые учащиеся не всегда отличаются блестящей успеваемостью, о чём следует помнить при организации работы с талантливой молодёжью.

Творческая одарённость - характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблеме и гибкостью в её решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок. Важными условиями реализации творческих возможностей, в числе прочих, выступают: - поддержка со стороны, - опыт проживания в других странах и регионах, - раннее овладение другими языками и др.

Художественно-эстетическая одарённость. Основой таланта является эстетическое отношение к действительности, особенно развитое у художественно одарённых людей. Молодые люди, обладающие данным видом таланта, характеризуются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным предметам, внешние свойства которых воспринимаются как выразительные, говорящие. Художественно одарённых людей отличает повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Большинство из них указывают на значимость для них мотива самоактуализации. При общении с художественно одарёнными молодыми людьми необходимо учитывать их высокую чувствительность, часто сочетающуюся с высокой требовательностью к человеческим взаимоотношениям.

Коммуникативная, в т.ч. лидерская одарённость - охватывает широкую область «человек - человек», связанную с лёгкостью установления контактов, пониманием и прогнозированием человеческого поведения, высоким качеством межличностных отношений.

Коммуникативная одарённость изучена, в первую очередь, с точки зрения развития социального интеллекта, а также с точки зрения изучения качеств лидера и создания теорий лидерства. Коммуникативная одарённость включает в себя лидерскую, но полностью не сводится к ней. Возможны и другие типы социально талантливых людей, те, кто умеет устанавливать зрелые отношения с окружающими. Это люди «психотерапевтического» склада, не профессионалы, но те, к кому люди в сложных жизненных ситуациях тянутся за психологической помощью и поддержкой.

Лидерская одарённость проявляется как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, организацией совместного труда и досуга, вопросами взаимодействия с коллективом. Молодые люди с лидерской талантливостью проявляют организаторские способности, определяют направление и характер деятельности в различных группах, легко завязывают контакты, хорошо урегулируют споры и конфликты. Этот вид одарённости в первую очередь определяет инициативность, что подразумевает высокую общественную активность, желание и способности инициировать и осуществлять конкретные проекты в реальных жизненных условиях. Связь таланта и инициативности неразрывна в случаях лидерской и практической одарённости. Однако, возможны случаи яркого проявления таланта (например, интеллектуального или художественного) в сочетании с бытовой беспомощностью, безынициативностью, сниженными социально-коммуникативными навыками.

Практическая одарённость. К этой группе относятся молодые люди с высокой успешностью в выполнении реальных видов деятельности, имеющие большой объем реальных знаний, большой практический опыт работы в определённой сфере (например, в сфере предпринимательства). Основной особенностью этих своеобразно талантливых людей может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Одна из присущих им черт - направленность на реальные жизненные проблемы, ориентированность на практику, на близкий и реальный результат. Они вырабатывают способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир: привлекают других людей, чтобы выполнить то, что сами сделать хорошо не в состоянии. В качестве людей, обладающих таким видом одарённости, приводят примеры известных полководцев (М.И. Кутузов, А.В. Суворов), успешных предпринимателей (Г.Форд), организаторов науки и производства (С.П. Королёв).

Психомоторная одарённость - проявляется как способности к выполнению точных или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля (оркестра, группы). В первую очередь психомоторные способности изучаются применительно к спортивным достижениям.

Духовно-ценностная одарённость. Эта одарённость была выделена сравнительно недавно, её направленность - духовная жизнь человечества. К талантливым людям в этой сфере могут быть отнесены видные духовные деятели, философы и практики, оказавшие существенное влияние на духовную жизнь общества, привнесшие в неё новые смыслы, новые способы осмысления реальности . Однако приходится отметить, что в настоящее время этот вид человеческой одаренности изучен достаточно мало.

Особенности и потребности разных групп талантливой молодежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки.

Выявление талантливых и одарённых молодых людей осуществляется для того, чтобы поддержать нестандартную личность специальными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией и т.д.; или оказать молодому человеку психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одарённых проблем. В итоге одарённые молодые люди сумеют максимально полно реализовать свой потенциал и принести значительную пользу обществу.

Развить способности молодёжи можно через привлечение их к участию в разнообразных конкурсах, спектаклях, проектах, акциях, научно-исследовательских работах, предметных олимпиадах, конкурсах профмастерства. В результате такой работы предоставляется возможность испытать, попробовать себя в разнообразной деятельности, применить на практике полученные знания, определить свои склонности, научиться общению и работе в команде, что, в конечном итоге, обеспечивает и успешную социализацию личности в обществе.

Молодых людей, проявляющих незаурядные способности на олимпиадах, в творческих конкурсах, в научной деятельности необходимо поощрять, но не следует слишком увлекаться материальными стимулами для личного потребления. Возможно, что для дальнейшего развития одарённости не хватает полноценного общения с потенциальными инвесторами или государственными служащими определённого профиля, публикации в серьёзном издании или выступления на конференции, хорошей студии звукозаписи или современной экипировки. Здесь следует ориентироваться на конкретный развиваемый тип одарённости.

Таким образом, для развития и поддержки молодых талантов необходимо решить следующие задачи:

1)Своевременное выявление творческих задатков, обеспечение психолого-педагогического сопровождения и финансовой поддержки одарённых студентов, аспирантов, молодых ученых;

2)Принятие комплексных мер по привлечению учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования, федеральные и региональные молодежные научно-исследовательские программы и предметные олимпиады.

3)Обеспечение целостности, преемственности в работе с одарённой молодежью на разных ступенях образования: в системе «школа - вуз - послевузовское образование - трудоустройство.

Главная цель работы с талантливой молодежью - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Направления работы с талантливой молодежью

1.Индивидуально-дифференцированный подход во время проведения аудиторных занятий.

Работа в этом направлении требует постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов и осуществляется несколько этапов: изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных; выделение способных студентов в каждой группе; составление и подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания; постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

2.Использование различных формы и методов проведения аудиторных занятий.

Наибольшего результата в работе с талантливой молодежью можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для таких студентов специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческого, исследовательского характера. Подобные задания ориентированы на развитие навыков работы с различными источниками: справочниками, нормативными документами, иллюстрациями, схемами и т.д. Задания для курсового и дипломного проектирования исследовательского характера позволяют студентам в процессе работы «проживать» конкретные производственные ситуации. Приобщение студентов и обучающихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ также позволяет создать благоприятные условия в пользу их профессионального выбора, самореализации, сформировать социально-активную жизненную позицию.

3. Внеаудиторная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам).

Ориентация на талантливых студентов предполагает разработку системы мер для оптимизации организационных условий образовательного процесса, что в свою очередь требует выявления отношений одаренных студентов к различным сторонам организации образовательной деятельности.

Для одаренных людей предпочтительно выбирать профессионально-самореализационную модель обучения, сущность которой составляют:

1)интерес к профессии (высокий уровень профессиональной направленности);

2) ориентация на творческий труд, возможность проявлять инициативу, самостоятельность;

3)критичность мышления, предрасположенность к поиску нестандартных решений.

Такие студенты особо нуждаются в создании условий для самостоятельной работы, предпочитают не традиционные формы занятий, а работу в компьютерном классе, в творческих мастерских.

При организации процесса обучения особенно важно учитывать потребность одаренных студентов в самостоятельной работе как приоритетной форме обучения.

Образовательный процесс одаренных студентов должен включать такие формы самостоятельной работы, как написание и защита рефератов, проектов, разработка и защита целевых программ, составление аннотаций, рецензирование научных статей, авторефератов, реферирование, перевод с иностранных языков и аннотирование публикаций на иностранных языках, самостоятельные творческие работы, составление структурно-логических схем, тестов, тезаурусов, разработка компьютерных программ учебного назначения и др.

Особое место в системе поддержки талантливой молодежи отводится конкурсным мероприятиям, которые выполняют не только стимулирующую функцию, но и обеспечивают рост мотивации к новым достижениям в учебной и исследовательской деятельности. Соперничество, самоутверждение личности стимулирует к достижению наиболее высоких результатов, мобилизации сил, максимизации упорства, настойчивости. В конкурсной борьбе формируется дополнительная мотивация к совершенствованию знаний, умений, формированию новых компетенций.

Основными направлениями выявления и развития талантливой молодежи являются:

1)организация научных и творческих мероприятий для молодежи;

2)участие в международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

3)учет результатов конкурсов и внеучебных достижений молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам;

4)повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных организаций и работодателей в выявлении и поддержке талантливой  молодежи;

5)подготовка педагогических и управленческих кадров по выявлению и развитию задатков и способностей  молодежи;

6)обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

7)создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных организаций;

8)внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей  молодежи в образовательных организациях;

9)разработка разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебных и методических пособий;

10)развитие сети образовательных организаций для  молодежи, проявившей  выдающиеся способности;

11)развитие системы дополнительного образования  молодежи;

12)разработка и реализация государственных программ и ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия по поддержке талантливой  молодежи;

13)разработка и реализация перспективных планов развития системы выявления талантливой  молодежи;

14)создание координационного органа по поддержке талантливой молодежи;

15)присуждение стипендий и премий талантливой  молодежи, проявившим выдающиеся способности;

16)стимулирование научной и научно-исследовательской деятельности студентов и молодежи, в том числе в рамках отраслевых проектов и программ;

17)поддержка конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства;

18)развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;

19)поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, развивающих и реализующих способности  молодежи в научной, научно-исследовательской, творческой  деятельности;

20)поддержка организаций, участвующих в реализации молодежной политики.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Формы и методы выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональных образовательных учреждениях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*