Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология проектного обучения как инструмент индивидуализации обучения

10.01.2018 284 466
Крупнова Светлана Анатольевна
Крупнова Светлана Анатольевна, преподаватель

Арзамасский коммерческо-технический техникум

Повышение качества и доступности общего образования - одна из основных задач образовательной политики Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена при условии расширения вариативности, индивидуализации в обучении и воспитании обучающихся.

Индивидуализация обучения  - это

1)организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;

2)различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1)учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

2)один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям,

Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно

Индивидуальный подход

  • принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

Одним из эффективных средств индивидуализации обучения  является метод проектов.

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов нашел широкое применение, он позволяет орга­нично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, гене­рируя при этом новые идеи, обеспечивает развитие индивидуальности, способ­ной не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необ­ходимые изменения для улучшения жизни.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная методика имеет большую практическую направ­ленность: позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск обучающимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать данную информацию и представить ее другим.

Метод проектов активизирует все стороны личности обучающегося: его интеллектуальную сферу,  особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, тру­долюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Проектная деятельность  требует хорошо продуманной структу­ры, его участников с определением функций, четкие результаты деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. В разработке этих проектов проявляется  творческое лицо преподавателя.

В форме проектного обучения студентов на уроках экономики выполняются: практические работы, буклеты,  исследовательская работа, курсовая и дипломная работа.

С обучающимися по специальности: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) проводится выполнение курсовых работ и дипломных работ.

На первом этапе ставиться общая постановка задачи преподавателем, затем индивидуально с каждым студентом определяется тема, в зависимости от его индивидуальных способностей, места, где он будет проходить производственную практику.

Далее студенты самостоятельно осуществляют сбор  информации и ее  обработку.

По мере выполнения курсовой  и дипломной работы, выполненные задания могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы.

Презентация итогов курсовой работы и отчёт каждого участника курсовой работы представляется на защите курсовой работы.

Важная проблема при выполнении курсовых и дипломных работ – показать обучающимся практическое содержание выбранных ими профессий. Выполнение курсовой работы — это итог самостоятельной, проектной  работы. Как сделаны выводы, какие предложены мероприятия для предприятия, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Здесь каждый показывает именно свой взгляд на сложившуюся ситуацию на предприятии, раскрывает свои способности мыслить, новые идеи, умение работать и обработать собранную информацию, возможность применения полученных знаний на практике. Преподаватель дает оценку не только студенту, за выполненную работу, но и себе, как он преподнес материал.

Проектной деятельностью у студентов по специальности 22.02.06 является выполнение дипломного проекта. Студенты проектируют изделие, которое они будут изготавливать, но и делают экономический расчет, где планируют определенные расходы по материалам, заработной плате и др. Студентам приходиться полностью добывать  и обрабатывать необходимую информацию. Для этого им приходиться использовать несколько вариантов: открывать справочники, изучать прейскурант цен, российское законодательство, глубоко внедряться не только в производство, но и экономическую деятельность  работу предприятия и т.д. Таким образом использовать свои способности и умения в полном объеме, ведь от этого будет зависеть итоговый результат.

Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей является выполнение  исследовательской работы.

Исследовательская деятельность, требующая поисковые и исследовательские способности студента формирует высокий уровень умений и мышления; совершенствует способность продуктивно сотрудничать в профессиональной деятельности. Исследовательская работа формирует способности к самообразованию (например, при рассмотрении материала, неохваченного образовательным стандартом) и самореализации (например, представление результатов работы на конференции или на лекции).

В качестве проектной деятельности студентам предлагается задание выполнить буклет по определенной теме.

Как будет выполнена, каким цветом, какой материал изложить студент выбирает самостоятельно в соответствии со своими возможностями, способностями. Студенту самостоятельно необходимо определить основную идею, содержание, структуру, осуществлять  самостоятельный поиск нужной информации.  Каждая работа индивидуальна и разнообразна, в ней отражена,  творческая фантазии, это необходимо для того, чтобы выигрышно организовать данную информацию и представить ее другим.

Не все обучающиеся с интересом берутся за выполнение проектов и находят интересные способы их решения. Но если мы хотим видеть своих обучающихся всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, должны уметь понять их мотивы и потребности, и умело направлять ход их развития. Ведь только при выполнении проектных работ у обучающихся  раскрываются способности, о наличии которых мы, может быть, и не подозреваем, и  они успешно управляют тем, что было недоступно им ранее.

Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.

Помните!

  • Подходите к проведению работы творчески.
  • Не сдерживайте инициативы детей.
  • Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Литература

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616641/

https://moluch.ru/archive/125/34842/

 

Оригинал работы:

Технология проектного обучения как инструмент индивидуализации обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*