Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рабочая программа по курсу «Организация обучения в малокомплектной сельской школе»

17.07.2012 3699 12325
Шестакова Лидия Геннадьевна
Шестакова Лидия Геннадьевна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой математики и физики

Соликамский государственный педагогический институт филиал Пермский государственный национальный исследовательский университет
Рабочая программа составлена на основе: ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788) и учебных планов соответствующих профилей подготовки, утвержденных Ученым советом СГПИ. На программу имеются рецензии Ильченко Л.П., д.п.н., профессора; Безусова Т.А., к.п.н., доцента.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

 

1. Цель освоения дисциплины: подготовка будущего учителя как личности, обладающей необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими качественное обучение математике и развитие личности школьников; формирование у студентов блока знаний и умений по организации обучения математике в малокомплектной сельской школе (здесь и далее МКШ) в условиях классов-комплектов.

Задачи курса:

– сформировать представления об особенностях работы в условиях малокомплектной школы;

– сформировать блок знаний о приемах и средствах организации урока математики в классе-комплекте; о роли самостоятельной работы школьников и приемах ее организации; о коллективном способе обучения;

– сформировать представления о возможностях использования информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в условиях малокомплектной школы;

– сформировать умения разрабатывать учебно-методическое обеспечение и уроки математики для организации обучения в классе-комплекте;

– сформировать представления об организации предпрофильной подготовки и профилизации обучения в малокомплектной школе;

– формирование мотивационной готовности студентов к обучению математике в условиях малокомплектной школы.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Организация обучения в малокомплектной сельской школе» входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин учебного плана образовательной программы по направлению 050100 «Педагогическое образование» профилей «Начальное образование», «Математика». Дисциплина является курсом по выбору.


Областью профессиональной деятельности бакалавров данных направления и профилей подготовки, на которую ориентирует дисциплина «Организация обучения в малокомплектной сельской школе» является образование, педагогическая деятельность. Освоение дисциплины продолжает подготовку к работе в условиях малокомплектной школы в области: обучения, воспитания, развития, просвещения.


Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров.


Для освоения дисциплины «Организация обучения в малокомплектной сельской школе» студенты используют образовательные результаты (знания, умения, способы деятельности), сформированные в ходе изучения Педагогики, Психологии, математических и методических дисциплин:

– знание сущности и структуры образовательного процесса, дидактических принципов и закономерностей организации обучения, методов, приемов, средств и технологий, авторских методик;

– методические знания по организации обучения математике, теорий и технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; содержания и принципов построения школьных программ и учебников по математике; особенностей преподавания математики в различных возрастных группах учащихся на разных ступенях школьного обучения;

– знание возрастных особенностей школьников с целью сохранения их психического и физического здоровья, оптимальной организации учебного процесса, разновозрастного взаимодействия в классах-комплектах, использования приемов, методов, средств обучения; способов построения  межличностных отношений в группах разного возраста;

– знания содержания  преподаваемого предмета: вопросов школьного математического содержания, приемов решения и доказательства различных видов заданий; сущности математических понятий, являющихся теоретической основой школьного математического образования;

– понимание логики развертывания теоретических основ школьного математического образования;

– умение учитывать психологические механизмы усвоения знаний школьниками, особенности организации разновозрастного взаимодействия учащихся;

– владение умениями организации (педагогического и методического обеспечения) учебно-воспитательного процесса на материале математики; проектирования образовательного процесса с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности ученика;

– владение различными способами и приемами решения математических задач и заданий;

– владеть способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения ученика в процессе обучения математике; взаимодействия с субъектами образовательного процесса; различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности.


Освоение данной дисциплины является необходимой основой для дальнейшего формирования профессиональных компетенций, готовности выпускников к работе в различных видах общеобразовательных учреждений, прохождения педагогической практики, сдачи государственного экзамена.

 

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (номера компетенций проставлены в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование; перечень компетенций соответствует набору, представленному в Примерной ООП, разработанной УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров при МПГУ, г. Москва):

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

– способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

 

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях малокомплектной школы;

– технологии и методики обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса с позиции их использования в МКШ;

– особенности работы в МКШ, особенности организации урока в классе-комплекте;

– приемы организации самостоятельной работы школьников на уроке математики; чередования самостоятельной работы с работой под руководством учителя;

– сущность коллективного способа обучения и возможности его использования в условиях малокомплектной школы;

– особенности использования ИКТ для организации обучения математике в малокомплектной школе;

– особенности организации предпрофильной подготовки и профильной дифференциации в условиях малокомплектной школы.

Уметь:

– учитывать в педагогическом взаимодействии в условиях МКШ особенности учащихся;

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, использовать ИКТ для организации обучения математике в МКШ;

– анализировать результаты учебно-воспитательной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

– адаптировать научное содержание учебных материалов по математике с учетом возраста учащихся;

– осуществлять педагогический процесс в МКШ, использовать в процессе обучения методы проблемного и развивающего обучения, приемы исследовательской деятельности;

– разрабатывать различные модели уроков, способствующие реализации поставленных целей с МКШ;

– составлять тематические и поурочные планы для классов-комплектов;

– управлять деятельностью помощников учителя;

– работать с научной и научно-популярной литературой по ТиМОМ.

Владеть:

– приемами и средствами организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в классе-комплекте;

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

 

Объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего часов

Номера формируемых компетенций

Аудиторные занятия (всего)

54

 

В том числе:

 

 

Лекции (Л)

20

все

Практические занятия (ПЗ)

10

все

Семинары (С)

24

все

Лабораторные работы (ЛР)

 

Самостоятельная работа  (всего)

54

 

В том числе:

 

 

Создание методического обеспечения

12

ПК1-6, 12

Подготовка конспектов

10

все

Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка докладов, рефератов, сообщений, тезисов, статей с использованием мультимедийного проектора

14

ОПК1-2; ПК2-5,12

Защита методического обеспечения, рефератов, выступление на конференции

6

ОПК1-2; ПК2-5,12

Работа по материалам дисциплины в период педагогической практики; решение педагогических ситуаций; анализ ошибок и затруднений учащихся

6

все

Подготовка и прохождение тестирования

4

все

Вид промежуточной аттестации: зачет

2

все

Общая трудоемкость                        часы
зачетные единицы

108

 

3

 

 

Содержание дисциплины

 

Раздел 1. Особенности работы в МКШ

Проведение диагностирующего контроля (примерно 40-45 минут) с целью определение начального уровня методических, психолого-педагогических и предметных (математических) знаний, умений (указанные в разделе 2 программы). Итоги входящего контроля будут использоваться для коррекции курса, методов организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Форма контроля: устный опрос и собеседование.


Понятие МКШ, особенности работы учителя. Общая характеристика самостоятельной работы школьника. Самостоятельная работа школьника как необходимый элемент урока в классе-комплекте. Типы самостоятельной работы по степени самостоятельности: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.


Самостоятельные работы, актуализирующие необходимые для изучения нового материала знания учащихся. К ним относятся: повторение определений, правил, выполнение ранее изученных вычислений и преобразований, которые будут востребованы при изучении нового материала и выдвижении гипотез, отвечающих ему. Обучающие самостоятельные работы (изучение нового материала в процессе самостоятельной работы с текстом учебника, новая информация изучается в процессе работы с комплексом упражнений с пояснительным текстом или без него). Самостоятельные работы на закрепление и применение изученного материала. Самостоятельные работы на повторение ранее изученного материала. Самостоятельные работы на обобщение и систематизацию. Контролирующие самостоятельные работы. Методические приемы руководства самостоятельной работой. Структура урока в малокомплектной школе.


Раздел 2. Организация обучения математике в классе-комплекте           

Организация урока математики в классе-комплекте. Дифференцирование степени оказания помощи.Обучающие самостоятельные работы, использование специально составленных материалов. Способы взаимодействия учащихся разных классов.


Понятие интегрированного урока, его особенности, виды, приемы проведения. Использование интегрированных уроков в МКШ. Подготовка интегрированного урока. Понятие коллективного способа обучения. Приемы организации работы учащихся. Методика взаимообмена заданиями, методика взаимотренажа, взаимопроверки индивидуальных заданий и др. Коллективный способ обучения в МКШ. Использование информационных технологий для организации обучения математике в МКШ. Возможности Интернет в малокомплектной школе, дистанционное обучение, программные средства учебного назначения. Использование компьютера. Проблема профилизации в условиях МКШ. Предпрофильная подготовка и профильная дифференциация в условиях сельской школы.


Раздел 3. Разработка методического обеспечения для класса-комплекта           

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса в МКШ. Задачи методического обеспечения, виды, требования. Понятие совмещенных тематических планов для классов-комплектов. Приемы их разработки. Использование ИКТ. Практикум по разработке методического обеспечения, совмещенных тематических планов конспектов уроков по математике для классов-комплектов.

Структура дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (модуля) дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

Формируемые компетенции

 

Л

 

С

 

ПЗ

 

ЛБ

 

СРС

1

Особенности работы в МКШ

5

6

6

 

 

8

ОПК-1,2,4; ПК-1,2,3,6,12

2

Организация обучения математике в классе-комплекте

5

14

18

 

 

20

Все

3

Разработка методического обеспечения для класса-комплекта

5

 

 

10

 

20

Все

 

Подготовка и прохождение тестирования, зачет по курсу

5

 

 

 

 

6

Все

 

ИТОГО

 

20

24

10

 

54

 

 

5. Образовательные технологии

Задачи, решаемые в процессе освоения разделов дисциплины, предполагают использование традиционных и современных форм, методов и технологий обучения, направленных на развитие творческого мышления, овладение приемами организации работы учащихся в условиях МКШ, разработки методического обеспечения обучения математике, нахождения оптимальных вариантов построения учебного процесса в МКШ, выработку готовности оценивать различные методические подходы, излагать и отстаивать собственную точку зрения в планировании и реализации обучения математике в МКШ и др.

Перечень используемых образовательных технологий и видов работы.


Традиционные образовательные технологии ориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер. Используется для проведения: информационной лекции; семинара (этапы: беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем литературы); практического занятия, посвященного освоению конкретных умений и навыков по предложенным образцам методического обеспечения для МКШ; проведение фронтального опроса студентов в начале занятия с целью актуализации знаний и умений и выявления подготовленности студентов к занятию.


Технологии проблемного обучения и ее элементы – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов. Использование на занятиях методов проблемного обучения: проблемного изложения, частично поискового, поискового и исследовательского.


Проблемная лекция (изложение материала через постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала. Использование на традиционной лекции метода проблемного изложения.


Проведение практических занятий в форме практикума (организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний и практических навыков), использование элементов кейс-метода. Разработка методического обеспечения обучения математике в МКШ, разработка конспектов уроков и т.д. Организация дискуссий на семинарских занятиях, направленных на решение поставленных проблем. Использование частично поискового и поискового методов при организации СРС: подготовка рефератов, тезисов, статей.


Игровые технологии: использование элементов деловых и ролевых игр на практических и семинарских занятиях для «проигрывания» фрагментов уроков в МКШ, анализа и решения педагогических ситуаций.


Технологии проектного обучения, деятельностные практико-ориентированные технологии и их элементы для выполнения индивидуальных и групповых проектов по разработке моделей организации обучения математике в МКШ и проектирования методического обеспечения с последующей публичной защитой и презентацией проектов на Конкурсе методических разработок. В состав деятельности студентов обязательно входят: выработка концепции, постановка целей и задач, формулирование ожидаемых результатов, определение путей решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, реализация плана работы, презентация и защита результатов работы, их оценивание, осмысление и рефлексия.

Деятельностные практико-ориентированные технологии и их элементов используются при организации работы по материалам дисциплины в период педагогической практики; для решения педагогических ситуаций; анализа ошибок и затруднений учащихся и др.


Интерактивные технологии и их элементы– организация образовательного процесса на основе активного и нелинейного взаимодействия всех участников, достижение на этой основе личностно значимого образовательного результата. Использование для организации обучения дисциплине информационно-ресурсной среды вуза. Использование лекции-беседы, элементов лекции-дискуссии, дискуссий на семинарских занятиях, дискуссий и обсуждений на этапе защиты рефератов, проектов, разработок, привлечение студентов к оценочной деятельности, подготовки студентами отзывов и рецензий на представленные разработки, выявление мнений в группе. Привлечение студентов к участию в конференциях, в том числе и дистанционно.


Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических и электронных средств.

Целенаправленная работа образовательными сайтами, подготовка и использование презентаций как преподавателем, так и студентами на разных видах учебных занятий и для достижения различных целей: на лекциях, практических и семинарских занятиях, защите, конференции и др.


Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в ходе учебного процесса учёт различных способностей студентов, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, активности личности в учебном процессе. Личностно-ориентированные технологии обучения реализуются в результате индивидуального общения преподавателя и студента при выполнении индивидуальных самостоятельных заданий (СРС, подготовка тезисов, статей и др.), на консультациях. Способствуют осознанию студентом социальной значимости будущей профессии, формированию мотивации, готовности к профессиональной деятельности.

 

Лекционные занятия направлены на формирование глубоких, систематизированных теоретических знаний по разделам дисциплины. Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий с элементами проблемного обучения, дискуссии. При изложении лекционного материала используются приемы проблемного изложения, вопросы, активизирующие аудиторию, повышающие интерес к преподаваемой дисциплине. Для этого может быть использован и имеющийся у студентов опыт организации обучения математике. На лекционных занятиях предполагается использование различных средств наглядности, систематизации знаний.


При организации работы со студентами на семинарских занятиях необходимо привлекать к обсуждению вопросов занятия по возможности большую часть аудитории. Предлагать студентам проводить критический анализ изученных источников (точек зрения, позиций), давать их оценку, высказывать и обосновывать собственную точку зрения. При ответе на семинаре просить студентов иллюстрировать общие положения собственными примерами, разрабатывать фрагменты уроков, «проигрывать» их. Кроме того, на семинарах необходимо создать такую атмосферу, чтобы студенты могли свободно высказать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей, задавать вопросы, оценивать прослушанный материал.


На практических занятиях формируются умения применять полученные знания в конкретных ситуациях, требующих обращения к приёмам, методам и технологиям обучения в МКШ, осваивается опыт разработки дидактических, учебных и методических материалов для МКШ. На практических занятиях применяются современные образовательные технологии: кейс-метод (имитация реального события), деловая игра, элементы проектной деятельности с последующей презентацией и защитой проекта и др.


На этапе презентации и защиты конспектов, разработанных материалов, других результатов проектной деятельности студентов проводится обязательная оценка с привлечением экспертов, жюри, в качестве которых выступают: педагоги образовательных учреждений; преподаватели института (например, декан, проректор и т.д.); сами студенты (с целью дальнейшего формирования у них приемов организации оценочной деятельности).


В процессе изучения курса отводится время на разработку студентами методического обеспечения организации обучения математике в классах-комплектах и на последующую его презентацию. При организации данного вида работы студентов необходимо ориентировать использовать возможности ИКТ, доступных образовательных ресурсов. Для студентов, владеющих техникой программирования и языками программирования необходимо предложить задания на разработку обучающих программ, электронных ресурсов.

 

6. Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Часы

1

Особенности работы в МКШ

Подготовка конспектов. Изучение литературы, подготовка докладов, рефератов с практической частью, сообщений. Защита рефератов.

8

2

Организация обучения математике в классе-комплекте

Подготовка конспектов. Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка докладов, рефератов с практической частью, сообщений, тезисов, статей* с использованием мультимедийного проектора. Защита рефератов, выступление на конференции*.

20

3

Разработка методического обеспечения для класса-комплекта

Создание методического обеспечения, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка тезисов, статей*. Защита методического обеспечения, выступление на конференции*.

Работа по материалам дисциплины в период педагогической практики; решение педагогических ситуаций; анализ ошибок и затруднений учащихся.

20

 

Подготовка и прохождение тестирования, зачет

Повторение (и систематизация) материала по основной и дополнительной литературе, конспектам лекций, семинаров. Подготовка к тестированию и сдаче зачета

6

 

ИТОГО

 

54

Примечание*: виды СРС, отмеченные * и выделенные курсивом, не являются обязательными для всех студентов.

 

Так как данная дисциплина имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер, то к концу ее изучения каждый студент должен подготовить следующее.

  • Подготовить реферат с практической частью.
  • Разработать методическое обеспечение определенной темы школьного курса для класса-комплекта (тема определяется преподавателем).
  • Разработать совмещенный тематический план, отобрать содержание и описать приемы работы с ним (тема определяется преподавателем).

Все составленные студентом разработки сдаются на проверку преподавателю. Защита разработок студентов проводится публично, как на семинарских занятиях, так и на обязательных консультациях.


Методическое обеспечение представляется на ежегодном Конкурсе методических разработок, жюри которого формируется с приглашением педагогов-практиков.

Материал, разработанный студентом в рамках изучения дисциплины, может быть использован для написания курсовой и выпускной работы.

 

Примерные темы рефератов и докладов

 

1. Реализация технологии индивидуализированного обучения математике в малокомплектной школе.

2. Методика обучения математике одаренных детей в условиях малокомплектной школы.

3. Методика использования новых информационных технологий в обучении математике в условиях малокомплектной школы.

4. Элементы дистанционного обучения в практике работы учителя математики в малокомплектной школе.

5. Возможности групповой формы работы в малокомплектной школе.

6. Возможности технологического подхода в условиях малокомплектной школы.

7. Приемы осуществления уровневой дифференциации на уроке в классе-комплекте.

8. Реализация идей «вертикальной педагогики» в условиях малокомплектной школы.

9. Возможности использования ИКТ для организации предпрофильной подготовки учащихся малокомплектной школы.

10. Использование возможностей дистанционного обучения в малокомплектной школе.

11. Возможности использования электронных образовательных ресурсов для организации обучения математике в малокомплектной школе.

 

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

 

Диагностирующий контроль проводится на первом занятии (примерно 40-45 минут) с целью определение начального уровня методических, психолого-педагогических и предметных (математических) образовательные результаты (указанные в разделе 2 программы). Форма контроля: устный опрос и собеседование. Дополнительно анализируются результаты компьютерного тестирования знаний студентов по педагогике и психологии.


Текущий контроль. Мониторинг результатов семинарских занятий, выступлений с докладами. Защита рефератов с практической частью. Дискуссии по вопросам, разбираемым на семинарах. Решение педагогических ситуаций. Защита разработанного методического обеспечения. 

Дополнительные формы контроля: подготовка тезисов, выступление на конференции.


Промежуточная аттестациязачет. На зачете проверяется освоенность студентом теоретического материала и качество выполнения индивидуальных заданий. Форма: тестирование (для всех), устный опрос для студентов, не набравших достаточное для зачета количество баллов, имеющих пропущенные занятия или не выполненные работы.

 

Использование рейтинговой оценки работы студентов

В СГПИ используется рейтинговая оценка работы студентов. Данная дисциплина заканчивается зачетом, поэтому в соответствии с Положением (действующим в СГПИ) максимальное количество баллов – 60. Минимальное количество баллов, достаточное для получения зачета – 30. По видам работы баллы распределяются следующим образом:

 

Обязательные виды работы

 

Выступление и работа на семинарах, участие в дискуссии. Решение педагогических ситуаций.

До 3

Разработка и сдача преподавателю методического обеспечения

До 10

Защита методического обеспечения, разработок

До 5

Защита реферата с практической частью (оформленного по установленным требованиям), анализ работы в период педпрактики по материалам дисциплины.

 

До 10

Итоговое тестирование

До 10

Сдача зачета в устной форме (может отсутствовать)

До 10

Дополнительные виды работы

 

Подготовка тезисов, статей, выступление на конференции по тематике дисциплины. Участие в конкурсе методических разработок для МКШ.

Не более 10

Всего при условии выполнения всех обязательных видов работ.

30-60 баллов

 

Примечание. Отсутствие на занятии без уважительной причины или неподготовность к семинарскому и практическому занятиям влечет за собой снятие до 3 баллов. Работы, сданные позднее установленного срока (без уважительной причины), не принимаются преподавателем или оцениваются с понижающим коэффициентом 0,5-0,6.

 

С видами работ и установленными баллами, формируемыми компетенциями, вопросами к зачету и другими процедурными моментами преподаватель знакомит студентов на 1-2 занятиях по дисциплине.

 

Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий, технологий, форм контроля

 

Компетенции

Л

С, ПЗ

ЛЗ

СРС

Образовательные технологии, направленные на формирование компетенции

 

Формы контроля

ОПК-1

+

+

 

+

ЛОТ, ТОТ, ИТ, ДПОТ, ПТ, ТПО

Беседа, оценка активности студента, выполнение дополнительных видов работы. Зачет

ОПК-2

+

+

 

+

ТПО, ПТ, ДПОТ, ИКТ,

 

Защита реферата с практической частью. Выступление и работа на семинарах, участие в дискуссии. Зачет

ОПК-4

+

+

 

+

ЛОТ, ТОТ, ИТ, ДПОТ,

Решение педагогических ситуаций. Анализ работы в период педпрактики по материалам дисциплины. Зачет.

ПК-1

+

+

 

+

ТОТ, ТПО, ИТ, ПТ, ДПОТ, ИАТ, ИКТ, ЛОТ

Тест, зачет. Разработка и сдача (защита) преподавателю методического обеспечения

ПК-2

+

+

 

+

ТОТ, ТПО, ПТ, ДПОТ, ИАТ, ИКТ, ЛОТ

Тест, зачет. Разработка и сдача (защита) преподавателю методического обеспечения

ПК-3

+

+

 

+

ТОТ, ИТ, ДПОТ, ИКТ, ЛОТ

Тест, зачет. Разработка и сдача (защита) преподавателю методического обеспечения. Решение педагогических ситуаций.

ПК-4

+

+

 

+

ТПО, ПТ, ДПОТ, ИАТ, ИКТ, ЛОТ

Тест, зачет. Разработка и сдача (защита) преподавателю методического обеспечения.

ПК-5

+

+

 

+

ТОТ, ПТ, ДПОТ, ИАТ, ЛОТ

Тест, зачет. Решение педагогических ситуаций.

ПК-6

+

+

 

+

ТОТ, ТПО, ИТ, ПТ, ДПОТ, ИАТ, ИКТ, ЛОТ

Тест, зачет. Разработка и сдача (защита) преподавателю методического обеспечения. Решение педагогических ситуаций.

ПК-12

+

+

 

+

ТОТ, ТПО, ИТ, ПТ, ДПОТ, ИАТ, ИКТ, ЛОТ

Тест, зачет. Защита реферата с практической частью. Решение педагогических ситуаций.

Примечание:дополнительные виды работы (подготовка тезисов, статей, выступление на конференции по тематике дисциплины, участие в конкурсе методических разработок для МКШ) и активность студента по их выполнению позволяют оценить сформированность практически всех выделенных компетенций.


Условные обозначения

Традиционные образовательные технологии – ТОТ.

Технологии проблемного обучения и ее элементы – ТПО.

Игровые технологии – ИТ.

Технологии проектного обучения и их элементы – ПТ.

Деятельностные практико-ориентированные технологии и их элементы – ДПОТ.

Интерактивные технологии и их элементы – ИАТ.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии – ИКТ.

Личностно-ориентированные технологии обучения – ЛОТ.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Шестакова, Л.Г. Организация обучения математике в МКШ [Текст] /Л.Г. Шестакова. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2010. – 104 с. (учебное пособие с грифом)

2. Шестакова, Л.Г. Самостоятельная работа в процессе обучения математике в малокомплектной сельской школе [Текст] /Л.Г. Шестакова. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2011. – 124 с. (учебное пособие с грифом)

б) дополнительная литература

1. Байбородова, Л. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. Байбородова, И. Бутин, Т. Леонтьева, С. Масленников // Сельская школа. – 2005. – №1. – С. 89–100.

2. Байбородова, Л.В. Концепция обучения в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л.В. Байбородова // Сельская школа России: история и современность: Материалы Всероссийской конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – С.11-17.

3. Броневщук, С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе [Текст] / С.Г. Броневщук. – М.: АРКТИ, 2000. – С. 7–13, 30–43.

4. Ивлиева, Е. Урок математики в объединённом классе малочисленной школы: методические рекомендации [Текст] / Е. Ивлиева // Сельская школа. – 2006. – № 2. – С. 113-119.

5. Ирошников, Н.П. Обучение математике в малокомплектной школе (4–8 кл.): кн. для учителя [Текст] / Н.П.Ирошников. – М.: Просвещение, 1998. – 191 с.

6. Калажвари, И. Интегрированный урок, как его разработать [Текст] / И. Калажвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1996. – № 1. – С 87-89.

7. Карпинский, А.Ю. Организация разновозрастного обучения [Текст] / А.Ю. Карпинский // Народное образование. – 2005. – №1. – С. 108-112.

8. Лебединцев, В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы [Текст] / В.Б. Лебединцев // Народное образование. – 2005. – №1. – С.103-116.

9. Суворова, Г.Ф. Организация учебных занятий в малокомплектной школе [Текст] / Г.Ф. Суворова // Сельская школа. – 2000. – № 6. – С. 108-117.

10. Темежникова, И. Как провести разнотемные уроки в сдвоенном классе [Текст] / И. Темежникова // Сельская школа. – 2008. – №6. – С. 99-109.

11. Шитова, И.В. Совмещенные уроки в малокомплектных классах [Текст] / И.В. Шитова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №11. – С. 51-59.

12. Подшивка журнала «Сельская школа» за последние 10 лет.

в) мультимедийные средства

  • – Офисные пакеты программного обеспечения.
  • – Компьютерный тест для проверки знаний студентов.
  • – Методическая медиатека. Медиаресурсы для образования и просвещения (комплекс уроков по математике).
  • – Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки математики для разных классов.
  • – Презентации для проведения лекций.

г) Интернет-ресурсы

  1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования: http://window.edu.ru.
  2. Коллективный Способ Обучения: http://kco-kras.com/mit/.
  3. Макарчук А.В. Профильное обучение в сельской малокомплектной школе: http://bank.ooipkro.ru/Text/t43_24.htm
  4. Педагогическая библиотека: http://www.pedlib.ru.
  5. Российская государственная библиотека:http://www.rsl.ru
  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
  7. Электронная Библиотечная Система (ЭБС) «РУКОНТ» – вход под своим паролем с главной страницы СГПИ: http://www.solgpi.ru или из библиотеки института.
  8. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru
  9. Электронно-библиотечная система: образовательные и просветительские издания: http://www.iqlib.ru

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения учебных занятий по дисциплине «Организация обучения в малокомплектной сельской школе» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

– учебные аудитории для проведения лекционных, практических и семинарских занятий, оснащенные учебной мебелью, доской, мультимедийным оборудованием компьютерный класс, имеющего доступ к сети Интернет;

– основная литература; дополнительная литература, в том числе учебники математики, журнал «Сельская школа»;

– учебно-наглядные пособия: таблицы, схемы, дидактический материал по изучаемым темам, дидактические материалы для демонстрации студентам в качестве примеров, образцов методического обеспечения организации обучения математике в МКШ и др.;

– записи уроков математики, демонстрирующие различные приемы и формы обучения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*