Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение компетентностного подхода для активности личности обучающегося в СПО

28.12.2017 1035 1992
Грибкова Надежда Васильевна
Грибкова Надежда Васильевна, методист

Егорьевский техникум

Аннотация. В данной статье автором рассматривается реализация компетентностного подхода,  построения образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего человека находить знания и применять их в ситуациях, сходных с профессиональными, готовящих к мотивированному непрерывному самообразованию, самосовершенствованию.

Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, компетентностный подход, общие компетенции, профессиональные компетенции, индивидуальная образовательная траектория.

Реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, обусловлено существенной трансформацией социально-экономической сферы общества России и инновационными процессами, происходящими в европейском и мировом образовательном пространстве.

В Концепции модернизации Российского образования определена основная цель профессионального образования – подготовка компетентного квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности [14,с. 17-21].

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. Важно, чтобы обучающийся  не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно формировать свою индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, выполнять разнообразные роли.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего  профессионального образования (ФГОС СПО) на основе модульно-компетентностного подхода актуализировало значимость применения современных образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

Наравне с профессиональными компетенциями, необходимо  развивать общие компетенции обучающихся, которые продиктованы социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке обучающихся. Этот заказ – сформировать социально-активную, инициативную и творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого обучающегося. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые преподавателями на уроках (в частности на уроках экономики) на основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучению обучающимся.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в учебном процессе.

Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. В рамках данного подхода предусмотрены профессионализм и конкурентоспособность личности. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями[11,с.18-21]. Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. ФГОСы СПО предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы обучающихся, широкое применение активных методов обучения (АМО), широкий спектр оценочных средств

Компетенции занимают центральное место в системе мониторинга качества образования. В целом управление качеством образования начинается с состава компетенций, которые должны быть сформированы в результате учебно-профессиональной деятельности и степень сформированности которых должна быть оценена по окончанию обучения [8, с.87-91].

Методология компетентностного подхода и способов его внедрения в систему образования с позиций психологии и педагогики представлена в трудах В. И. Байденко, В.М. Галяминой, И.А. Зимней, Н.А. Веселовской, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова и др. Компетентностный подход предполагает развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.  Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины, так и вне учебных дисциплин, в процессе освоения пространства социума. Качество результата профессиональной подготовки будущего специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника СПО современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. В.Н. Грищенко [15,с.24-25] понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода предполагает построение образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего человека находить знания и применять их в ситуациях, сходных с профессиональными, готовящих к мотивированному непрерывному самообразованию, самосовершенствованию.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «я» [15,с.24-25].

 

Список литературы

  1. Айламазьян А.М. "Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра", учебное пособие для студентов, МГУ, 2009. - 244с.
  2. Аладьина А.А., Минайдарова М.Е., Абдрахманова Х.Т. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, Тараз, 2011. - 136 с.
  3. Бакшаева H.A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М.,
  4. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989
  5. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
  6. Болтенков Н. В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 87–90.
  7. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.
  8. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 230с.
  9. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы(утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N!! 2148-р)
  10. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников
  11. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». – 2005. - №3. – С.23-28.
  12. Вербитский А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых игр" - М.: Инфра-М, 2009. - 146с
  13. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Игровое моделирование. - М.: Академия, 2006. - 140с.
  14. Гомола А.И. Примерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.-М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
  15. Гроголь, Н.В. Игровая педагогика как средство воспитания в урочное и неурочное время. Менеджмент в образовании. - 2007. - № 2. - 180с
  16. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
  17. Деловая игра, как метод активного обучения профсоюзных кадров. Учебное пособие. / Сост. Платов В .Я., Подиновский В.В. - М., 1986. - 84с.
  18. Добрынина Н.В. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М.,
  19. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам).
  20. Кашлеев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Тетра-Системс, 2011 - 224 с
  21. Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ, 1986.
  22. Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов.// Психологический журнал. 1982. №5. обучения в педагогическом вузе.Автореф.дис. …канд. Педагог.наук.-Новосибирск., 2003.-20с.
  23. Новиков А. М. Понятие о педагогических технологиях [Текст] / А. М. Новиков // Специалист. – М., 2009. – № 10. – С.18–24.
  24. Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии.-М.Издательский центр»Академия»,2009.-192с.
  25. Первое сентября - газета (ps.1september.ru)
  26. Савельев, А.Я. Традиционные и инновационные технологии. Школьные технологии. - 2008г. - №5 - С.25.
  27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  28. Смолкин A.M. Методы активного обучения. - М.: Высшая школа, 1991.- 176с.
  29. Учебник: А. П. Киреев Экономика для 10 – 11 классов (базовый уровень) – М.: «Вита - Пресс», 2008г.
  30. Учительский портал (uchportal.ru)
  31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2010г.№ 489
  32. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 1999. - 142с.
  33. Хуторской А. В. Современная дидактика. – М.: Высш. шк.,2007.
  34. Электронный журнал деловые игры (http://www.businessgames.ru)

 

Оригинал работы:

Применение компетентностного подхода для активности личности обучающегося в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*