Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование методов активного обучения в преподавании экономических дисциплин

28.12.2017 702 1225
Князева Татьяна Федоровна
Князева Татьяна Федоровна, преподаватель

Институт развития образования СУЗ

Активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Для такой позиции характерны высокий уровень педагогического мышления, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентами, а также способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

В последние годы в образовании широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие студентов к самостоятельному поиску информации для активизации познавательной деятельности, развития мышления, формирования практических умений и навыков.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

В профессиональном обучении активные методы могут применяться на тех занятиях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи.

Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями студентов, под которыми ученые и практики понимают:

1) освоение предметных знаний;

2) умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

3) овладение междисциплинарными умениями;

4) овладение коммуникативными умениями;

5) умением работать с информацией, представленной в различном виде;

6) овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

7)умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы.

Методика  преподавания  экономических  дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим наукам. Обучение экономическим наукам тесно связано с экономической жизнью государства, общества и каждого человека, что предполагает знание экономических терминов, законов экономического развития, а также понимание механизмов действия законов и принципов рыночной экономики. Поэтому важным фактором повышения эффективности усвоения и приобретения практических навыков  при изучении экономических дисциплин является активная мыслительная и практическая деятельность.

Принимая во внимание цели обучения, педагог всегда задумывается над тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для студентов. В этом случае педагог может использовать ролевые и деловые игры, дебаты, круглые столы, и  другое. Однако применение таких методов требует больших временных затрат как в процессе подготовки к занятию, так и  на самом занятии.

Для эффективного разрешения представленной проблемы в процессе преподавания экономических дисциплин предлагается проводить блиц-игры.  Слово  «блиц» (от нем. blitz  – «молния») имеет два основных значения:

1)устройство, производящее кратковременную яркую вспышку  для фотографирования;

2) в шахматах и некоторых играх: партия с очень быстрым контролем времени

Другими словами, «блиц» - это что-то очень короткое (по времени), молниеносное.

В педагогической сфере данный термин, к сожалению, не  является распространенным и общепринятым, однако бли -игры активно применяют многие практикующие педагоги.

Блиц - игры в педагогике – это кратковременные игровые взаимодействия в процессе обучения, направленные на проверку или  закрепление знаний.

Наряду с деловыми и ролевыми играми, блиц - игры способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и т.д.

Достоинство блиц - игр еще и в том, что их одинаково результативно можно использовать на разных этапах учебного занятия: в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний. Приведем примеры лишь некоторых из возможных методов проведения блиц-игр.

Блиц-игра «Загадка»

Участникам игры  предлагают отгадать загадку по теме занятия. Выигрывает игрок, отгадавший загаданное слово. Могут придумать загадки и сами студенты, загадав их друг другу, или  педагогу. Такая блиц - игра способствует развитию творческих способностей и смекалки.

Примеры:

Эта беда почти как война,

Может быть скрытой, а может открытой (безработица)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...(доход)

В море коварном товаров и цен

Бизнес - корабль ведет ... (бизнесмен)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ... (залог)

В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция)

Блиц- игра  «Вставьте слово»

Участникам игры выдаются карточки с текстом, в которых необходимо вставить пропущенные ключевые слова или словосочетания.

1)Предприятие – это  самостоятельная ...,  осуществляющая  свою  деятельность ... и подчиняющаяся ... (хозяйственная  единица, на   территории   какого -либо   государства,   законам   данного государства)

2)Некоммерческое  предприятие – предприятие, не  имеющее своей    целью ... и не распределяющее полученную ... между ... (получение прибыли, прибыль, частниками)

3) Производственные кооперативы – добровольное объединение граждан для совместной ... деятельности, основанное на  личном ...  членов  кооператива  и  объединении  их  имущественных паевых  взносов ( производственной  или   хозяйственной,  трудовом участии.

Один из методов интерактивного обучения – метод мозгового штурма, изобретателем которого является Алекс Осборн (США, 30-е годы 20-го века), основная идея которого отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях обучения и творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические и пр.

Мозговой штурм – один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, это хороший способ быстрого включения всех студентов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Цель такого занятия – создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

–стимулирование творческой активности студентов;

–гармоничное сочетание теоретических знаний с практикой;

–активизация учебно-познавательной деятельности студентов;

–формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к теме;

–формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

–формирование жизненных и профессиональных навыков;

–взаимодействие между детьми, обучение работе в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны студентам и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы. Мозговой штурм – это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Для учащихся, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому педагог должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, стимулирует участников к активности.

 Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои недостатки:

–при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них;

–«зацикливание» участников на однотипных идеях.

Для того чтобы этого избежать, педагогу необходимо своевременно координировать направления поиска. Рекомендуется при разделении участников учитывать их личностные характеристики и объединять их в группы разного уровня подготовленности.

Мозговой штурм по дисциплине «Экономика»

Тема: «Инфляция»

Цель: формирование экономического мышления. Студенты должны самостоятельно найти выход в условиях быстро изменяющейся экономической ситуации, при этом происходит развитие творческих идей обучающихся, воспитание сотрудничества, воспитание уважения к чужому мнению.

Подготовительный этап

Вся группа делится на две группы, так, чтобы в каждой группе были и сильные, и слабые студенты.

В группу «генераторов» должны входить студенты с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. В группу «аналитиков» включают тех учащих ч пся, которые способны рационально, критически оценить суть предложенной идеи.

На обсуждение выносится вопрос: Какие меры вы могли бы предложить по борьбе с инфляцией? Ответ обоснуйте.

Предполагается, что учащимся был изложен весь материал по теме «Инфляция», и поэтому они в состоянии предложить свой вариант решения проблемы.

Этап проведения

В течение 20- 30 минут студенты совещаются, предлагают свои варианты. Допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей. Каждый вариант студенты  записывают на листке бумаги, чтобы ни один план решения не был пропущен.

Этап обсуждения

По истечении времени происходит общее обсуждение проблемы. Каждая группа высказывает свое мнение. Начинается критический анализ идей: реальная оценка идей, отсев непродуктивных, выбор тех, чья реализация видится возможной. Автор идеи может защищать её, подробно объясняя, как он видит её воплощение.

Преподаватель записывает каждое предложение на доске. Он тактично направляет обсуждение в русло объективного анализа, выслушивает все предложения, помогает их анализировать а затем либо корректирует их, либо добавляет свои предложения.

Этап заключительный

Составление отредактированного списка идей. На данном этапе участники, которые были в роли «аналитиков» должны сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить. Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

Аналогично можно провести мозговые штурмы  по таким вопросам «Как  сделать  цену  товара  привлекательной  для  покупателя?», «Бизнес-проект без начального капитала» и др.

Среди методов, активизирующих занятия занимает интерактивная технология тренинга.

Тренинг (от английского train - воспитывать, учить, приучать) – это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Обычно на тренинге используется трехуровневая модель обучения:

приобретение → демонстрация → применение.

Для приобретения знаний в тренинге используются информация, мини-лекция, сообщение, книги; для демонстрации ‒ ролевые игры, кейсы и кейс-стади, живые иллюстрации и видеофильмы; для применения ‒ ролевые и деловые игры, моделирование.

Эффективность  тренингов  и  упражнений  будет  выше,  если после  их  проведения  осуществить  рефлексию  с  высказыванием  мнений, обсуждением проблем и т.д.

Далее представлен пример проведения мини – тренингов.

Тренинг «Реклама молока»

Задание: разработать рекламную компанию для определенной  целевой аудитории.

Целевая аудитория: дети 5-6 лет, студенчество, пенсионеры,  молодые мамы, спортсмены, бизнесмены.

Тренинг по продажам

Продать шубу в Африке

Продать купальник в Антарктике

Продать мясо вегетарианцу

Активизирующий эффект тренинга обусловлен созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей участникам группы понимание того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения.

Изучение экономических дисциплин требует от студентов запоминания большого количества новых для них терминов. Для того чтобы изучение сложных понятий проходило наиболее легко, используется прием «Бартер». Для этого преподаватель готовит индивидуальные карточки, на которых перечислены изученные термины. Эти же термины представлены студентам в разрозненном виде. Получая карточку с четырнадцатью понятиями, студент получает и 14 мини-карточек с понятиями, которые могут совпадать или не совпадать с представленными в карточках терминами. Если совпадение обнаружено, то студент откладывает понятие в свой банк. Если попался термин, которого нет в карточке, то необходимо обменять его у других студентов. При этом нельзя произносить название термина, можно лишь озвучить его определение. Тот студент, который первым соберет свою карточку, становится победителем. 

Поскольку в рамках изучения экономической дисциплины много сложного теоретического материала, для облегчения ее изучения можно воспользоваться методом позиционирования. Для этого студенты разделяются на 4 группы: понятия, схемы, вопросы, тесты. Каждой группе выдается лекционный материал, который необходимо изучить, а затем переработать в соответствии с занимаемой позицией. После выполнения данного задания группа выступает перед аудиторией с полученными результатами.  

Прием «Синквейн». Студентам необходимо написать четверостишие по изученной теме, придерживаясь определенной структуры:

1)написать два прилагательных, ассоциирующихся с темой;

2)написать три глагола, деепричастия, ассоциирующихся с темой;

3)написать предложение из четырех слов по теме; 

4)написать синоним данной темы. 

Такой прием позволяет не только закрепить знания, но и стимулировать познавательную деятельность обучающихся, активизирует интерес к предмету.    

Например, тема: «Экономический кризис»: экономический кризис

-глобальный, финансовый;

-надвигается, ухудшается, порождает;

-снижение жизненного уровня, благосостояния населения;

-поворотный пункт. 

Прием «Терминологическая разминка». Студенты по очереди произносят экономические термины, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Называются только существительные в единственном числе. Например: АкциЯ – ЯрмаркА – АукциоН – НалоГ и т. д.  

Применяемые приемы при изучении экономических дисциплин способствуют быстрому изучению большого количества экономических терминов, учат формулировать определения, тренируют память.  

Таким образом для преподавания экономических дисциплин целесообразно сочетать различные активные и интерактивные методы и формы организации образовательного процесса для формирования профессиональных  компетенций будущих специалистов.

Литература:

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. –4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 719 с. – Серия: Профессиональное образование.
  2. Морева Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
  3. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П. И. Пидкасистого. – 2-е изд. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. – 602 с.

 

Оригинал работы:

Использование методов активного обучения в преподавании экономических дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*