Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ наше время интенсивно развиваются процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности. В связи с этим формируются новые информационные технологии различных видов деятельности.
Важное место среди них занимают технологии, поддерживающие общение, обучение, коллективную умственную деятельность группы людей, даже в тех случаях, когда они разделены расстояниями, часовыми поясами и другими препятствиями. Примерами такой деятельности являются рабочие совещания, мозговые штурмы, научные конференции, и т. п.
Современному человеку необходимо знать информационные технологии, уметь успешно применять данные знания при решении как личностных, так и производственных задач повседневной жизни.
Информатизация образования - это многоплановый процесс, в котором участвуют и учащийся, и преподаватель, и администрация в целом. В связи с тенденциями глобализации и индивидуализации в образовании, именно эта сфера деятельности особенно нуждается в таких технологиях.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):
В рамках перехода на обучение по ФГОС, предусматривающих использование активных/интерактивных форм проведения занятий, в нашем техникуме разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по дисциплинам, в том числе и в среде Moodle.Moodle - (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда - система управления обучением. Система ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.
Работая в системе Moodle преподаватель создает курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для студентов. По результатам выполнения студентами заданий, преподаватель выставляет оценки, может давать комментарии.
Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Обучение с использованием дистанционных технологий - это в большой степени процесс самообучения при поддержке со стороны преподавателей. Поэтому созданные учебные курсы исполняют роль «самоучителя». Создание таких учебных курсов основано на следующих принципах:
-Модульность. Учебный материал разбивается на несколько учебных единиц (тем, блоков и т.д.). Такое структурирование материала позволяет изучать его шаг за шагом.
-Учебные цели. С помощью дистанционного обучения можно дать предварительные теоретические знания, связанные с практическими навыками, показать, как использовать формулы, инструменты, приборы и т.п. Поэтому важно определить в каждом модуле и в каждой учебной единице реальную и вполне измеримую учебную цель, планируемый уровень развития компетенций.
-Когнитивность. Содержание каждой учебной единицы должно стимулировать познавательную активность обучаемого, пробуждать его мысль, побуждать его к активным действиям, формировать у обучаемого тягу к дальнейшему изучению материала.
-Самодостаточность. Предоставляемый учебный материал должен быть подготовлен таким образом, чтобы позволить обучающемуся выполнить все виды учебной работы и достичь поставленных учебных целей без привлечения дополнительных информационных источников.
-Ориентация на самообучение. Дистанционная модель реализует принцип построения обучения «вокруг обучающегося», что подразумевает практико-ориентированный подход. Поэтому очень важно, чтобы студенты имели возможность проводить различные вычисления, решать какие-либо проблемы, заниматься практическими упражнениями. Большую роль в этом играют дополнительные мультимедийные учебные средства, которые наряду с основными материалами позволяют активно вовлекать человека в процесс обучения, вносить в него разнообразие, указывать на ключевые аспекты учебной единицы, давать практические подходы к решению актуальных проблем и реальных жизненных ситуаций, учить самостоятельно учиться.
-Интерактивность. Структура учебного материала должна способствовать интерактивной деятельности обучаемого. Во-первых, это организация «диалога» учащегося с учебным материалом, во-вторых, - обеспечение возможности вести диалог по ходу изучения материала с преподавателем, специалистами и коллегами по работе и учебе.
Способов построения диалоговых учебных компьютерных программ существует довольно много. Речь идет о множестве простейших элементов: подсказка при ответе студента на сформулированный вопрос; возможность изменения им параметра процесса, изображенного на рисунке в тексте лекций, и последующего наблюдения за изменением самого процесса или его характеристик и т.п.
Наличие постоянной обратной связи делают учебную работу более интересной, осмысленной, формируют чувство ответственности за нее. Технические же возможности для подобного общения предоставляются с помощью электронной почты, Web-сервера, различных телеконференций, причем выход на любой вид электронного общения может быть организован прямо из учебного материала, так же как и возврат в него после общения.
-Оценка прогресса в обучении. Студенту важно иметь какие-то индикаторы его успеха. Таким индикатором могут стать его ответы на вопросы, задания и тесты для самопроверки знаний. Каждая учебная единица обычно сопровождается тестирующими материалами. Результатом самопроверки знаний (т.е. индикатором успеха, прогресса в обучении) являются количественные показатели (оценки, баллы). Немаловажную роль играет внешний контроль знаний обучаемого, т.е. оценка его прогресса со стороны преподавателя. Он проводится путем специального мониторинга, тестирования, просмотра выполненных работ, приема экзаменов и т.п.
-Наличие элементов сопровождения. Такими элементами могут быть: инструкция по использованию электронных учебных материалов, программа дисциплины, предлагаемая последовательность изучения материала, график сдачи заданий на проверку, сведения о необходимых предварительных знаниях, требования к результатам освоения дисциплины (перечень формируемых компетенций и планируемый уровень их сформированности), учебные цели модуля, краткий обзор изучаемого материала, вопросы, задания и тесты для самопроверки, контрольные задания (различной сложности) для мониторинга прогресса в обучении, глоссарий.
Названные элементы помогут упорядочить знания студентов, более глубоко освоить содержание дисциплины.
В структуре объектов системы Moodle различают два основных типа учебных элементов:
-ресурс (электронные версии книг, методические материалы, аудиофрагменты, видеофрагменты и т.п.);
-элементы курса (формы интерактивного взаимодействия со студентом).
Обратная связь в процессе обучения является крайне необходимой частью обучающей среды, а оценка результатов – одним из важнейших процессов в обучении.
Контролирующий блок включает в себя многофункциональный тестовый модуль и практические задания, которые не только помогают развить навыки самостоятельного обучения, но и вносят разнообразие в обучение, особенно если они используют мультимедийные приложения.
Практическими заданиями является решение задач и выполнение упражнений,
решение ситуационных задач, проектирование устройств и систем, выполнение различного вида расчетов и т.д.
Наличие практических заданий в учебной единице требует проверки их выполнения преподавателями, развернутой оценки результатов.
Для общения со студентами служат Инструменты «Форум» и «Чат».
На новостной форум можно выложить информацию по дисциплине, необходимую для студента – новости, объявления, изменения, события.
Таким образом, Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Важной особенностью использования информационно-образовательной среды в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как индивидуальный подход к обучающихся к обучению, сознательность и активность обучающихся, доступность, наглядность, прочность овладения знаниями, умениями и навыками
Информационно-образовательная среда создаётся в основном ради обучающихся, которые могут заранее подготовиться к предстоящей самостоятельной, контрольной, лабораторной или практической работе, прочитать пропущенную лекцию, исправить плохую оценку выполнив online-тесты по пройденному материалу и т.д. Но, прежде чем обучающийся начнёт работать в этой среде, естественно, необходима огромная работа преподавателя, ведь именно он вносит в систему весь необходимый материал по своему предмету. Кроме того, именно преподаватель должен научить студента или ученика свободно и легко работать в данной информационно-образовательной среде.
Поэтому для эффективной образовательной деятельности должны быть решены следующие задачи:
1)создать необходимые условия для работы в системе и оперативно реагировать на заданные вопросы обучающихся и преподавателей;
2)создать систему методической поддержки преподавателей;
3)постоянно пополнять информацию для студентов на сайте образовательного учреждения.
Заключение. Все большее число родителей, преподавателей и обучающихся приходят к выводу, что в результате многократной работы с компьютером, дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире. Внедрение информационно-образовательный среды в учебный процесс позволяет: повысить результативность учебного процесса, стремление обучающихся к учёбе, сэкономить время, что, в свою очередь, благополучно отражается на жизни страны - ведь, чем больше образованных людей, тем меньше безработицы и преступности в мире!
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.