Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение информационной среды MOODLE в образовательный процесс ГПОУ "Новокузнецкий строительный техникум"

28.12.2017 912 1798
Деменцова Валерия Игоревна
Деменцова Валерия Игоревна, преподаватель

Ионина Анна Валерьевна
Ионина Анна Валерьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

В наше время интенсивно развиваются процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности. В связи с этим формируются новые информационные технологии различных видов деятельности.

Важное место среди них занимают технологии, поддерживающие общение, обучение, коллективную умственную деятельность группы людей, даже в тех случаях, когда они разделены расстояниями, часовыми поясами и другими препятствиями. Примерами такой деятельности являются рабочие совещания, мозговые штурмы, научные конференции, и т. п.

Современному человеку необходимо знать информационные технологии, уметь успешно применять данные знания при решении как личностных, так и производственных задач повседневной жизни.

Информатизация образования - это многоплановый процесс, в котором участвуют и учащийся, и преподаватель, и администрация в целом. В связи с тенденциями глобализации и индивидуализации в образовании, именно эта сфера деятельности особенно нуждается в таких технологиях.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

  1. Программы-тренажеры – это программы, предназначенные для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Существует два режима его работы: демонстрационный (иллюстративный) и тренировочный или оценочный
  2. Дидактические материалы– это вспомогательные материалы в процессе обучения в учебном заведении, помимо основных учебников, которые создаёт сам преподаватель (карты, таблицы, карточки с текстами задач или тестами, самостоятельными работами, плакаты и т.д.).
  3. Презентации– это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности.
  4. Электронные энциклопедии– являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д.
  5. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
  6. Системы виртуального эксперимента– это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.
  7. Программные системы контроля знаний,к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
  8. Обучающие игры и развивающие программы– это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, студенты  развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

В рамках перехода на обучение по ФГОС, предусматривающих использование активных/интерактивных форм проведения занятий, в нашем техникуме разрабатываются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по дисциплинам, в том числе и в среде Moodle.Moodle - (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда - система управления обучением. Система ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

Работая в системе Moodle преподаватель создает курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для студентов. По результатам выполнения студентами заданий, преподаватель выставляет оценки, может давать комментарии.

Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Обучение с использованием дистанционных технологий - это в большой степени процесс самообучения при поддержке со стороны преподавателей. Поэтому созданные учебные курсы  исполняют роль «самоучителя». Создание таких учебных курсов основано на следующих принципах:

-Модульность. Учебный материал разбивается на несколь­ко учебных единиц (тем, блоков и т.д.). Такое структурирование материала позволяет изучать его шаг за шагом.

-Учебные цели. С помощью дистанционного обучения можно дать предварительные теоретические знания, связанные с практическими навыками, показать, как использовать формулы, инструменты, приборы и т.п. Поэтому важно определить в каждом модуле и в каждой учебной единице реальную и вполне измеримую учебную цель, планируемый уровень развития компетенций.

-Когнитивность. Содержание каждой учебной единицы должно стимулировать познавательную активность обучаемого, пробуждать его мысль, побуждать его к активным действиям, формиро­вать у обучаемого тягу к дальнейшему изучению материала.

-Самодостаточность. Предоставляемый учебный материал должен быть подготовлен таким образом, чтобы позволить обучающемуся выполнить все виды учебной работы и достичь поставленных учебных целей без привлечения допол­нительных информационных источников.

-Ориентация на самообучение. Дистанционная модель реализует принцип построения обучения «вокруг обучающегося», что подразумевает практико-ориентированный подход. Поэтому очень важно,  чтобы  студенты  имели  возможность проводить различные вычисления,  решать какие-либо  проблемы, заниматься практическими упражнениями.  Большую роль в этом играют дополнительные мультимедийные учебные средства, которые наряду с основными материалами позволяют активно вовлекать человека в процесс обучения, вносить в него разнообразие, указывать на ключевые аспекты учебной единицы, давать практические подходы к решению акту­альных проблем и реальных жизненных ситуаций, учить самостоятельно учиться.

-Интерактивность. Структура учебного материала должна способствовать ин­терактивной деятельности обучаемого. Во-первых, это организация «диалога» учащегося с учебным материалом, во-вторых, - обеспечение возможности вести диалог по ходу изучения материала с преподавателем, специалистами и коллегами по работе и учебе.

Способов построения диалоговых учебных компьютерных про­грамм существует довольно много. Речь идет о множестве про­стейших элементов: подсказка при ответе студента на сфор­мулированный вопрос; возможность изменения им параметра процесса, изображенного на рисунке в тексте лекций, и последующе­го наблюдения за изменением самого процесса или его характеристик и т.п.

Наличие постоянной обратной связи делают учебную работу более интересной, осмысленной, формируют чувство ответственности за нее. Технические же воз­можности для подобного общения предоставляются с помощью электронной почты, Web-сервера, различных телеконференций, причем выход на любой вид электронного общения может быть организован прямо из учебного материала, так же как и возврат в него после общения.

-Оценка прогресса в обучении. Студенту важно иметь какие-то индикаторы его успеха. Таким индикатором могут стать его ответы на вопросы, задания и тесты для самопроверки знаний. Каждая учебная единица обычно сопровождается тестирующими материалами. Результатом самопроверки знаний (т.е. индикатором успеха, прогресса в обучении) являются количественные показатели (оценки, баллы). Немаловажную роль играет внешний контроль знаний обучаемого, т.е. оценка его прогресса со стороны преподавателя. Он проводится путем специального мониторинга, тестирования, просмотра выполненных работ, приема экзаменов и т.п.

-Наличие элементов сопровождения. Такими элементами могут быть: инструкция по использованию электронных учебных материалов, программа дисциплины, предлагаемая последовательность изучения материала, график сдачи заданий на проверку, сведения о необходимых предварительных знаниях, требования к результатам освоения дисциплины (перечень формируемых компетенций и планируемый уровень их сформированности), учебные цели модуля, краткий обзор изучаемого материала, вопросы, задания и тесты для самопроверки, контрольные  задания  (различной  сложности)  для  мониторинга прогресса в обучении, глоссарий.

Названные элементы помогут упорядочить знания студентов, более глубоко освоить содержание дисциплины.

В структуре объектов системы Moodle различают два основных типа учебных элементов:

-ресурс (электронные версии книг, методические материалы, аудиофрагменты, видеофрагменты и т.п.);

-элементы курса (формы интерактивного взаимодействия со студентом).

Обратная связь в процессе обучения является крайне необходимой частью обучающей среды, а оценка результатов – одним из важнейших процессов в обучении.

Контролирующий блок включает в себя многофункциональный тестовый модуль и практические задания, которые не только помогают развить навыки самостоятельного обучения, но и вносят разнообразие в обучение, особенно если они исполь­зуют мультимедийные приложения.

Практическими заданиями является решение задач и выполнение упражнений,

решение ситуационных задач, проектирование устройств и систем, выполнение различного вида расчетов и т.д.

Наличие практических заданий в учебной единице требует проверки их выполнения преподавателями, развернутой оценки результатов.

Для общения со студентами служат Инструменты «Форум» и «Чат».

На новостной форум можно выложить информацию по дисциплине, необходимую для студента – новости, объявления, изменения, события.

Таким образом, Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.

Важной особенностью использования информационно-образовательной среды в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как индивидуальный подход к обучающихся к обучению, сознательность и активность обучающихся, доступность, наглядность, прочность овладения знаниями, умениями и навыками

Информационно-образовательная среда создаётся в основном ради обучающихся, которые могут заранее подготовиться к предстоящей самостоятельной, контрольной, лабораторной или практической работе, прочитать пропущенную лекцию, исправить плохую оценку выполнив online-тесты по пройденному материалу и т.д. Но, прежде чем обучающийся начнёт работать в этой среде, естественно, необходима огромная работа преподавателя, ведь именно он вносит в систему весь необходимый материал по своему предмету. Кроме того, именно преподаватель должен научить студента или ученика свободно и легко работать в данной информационно-образовательной среде.

Поэтому для эффективной образовательной деятельности должны быть решены следующие задачи:

1)создать необходимые условия для работы в системе и оперативно реагировать на заданные вопросы обучающихся и преподавателей;

2)создать систему методической поддержки преподавателей;

3)постоянно пополнять информацию для студентов на сайте образовательного учреждения.

Заключение. Все большее число родителей, преподавателей и обучающихся приходят к выводу, что в результате многократной работы с компьютером, дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире. Внедрение информационно-образовательный среды в учебный процесс позволяет: повысить результативность учебного процесса, стремление обучающихся к учёбе, сэкономить время, что, в свою очередь, благополучно отражается на жизни страны - ведь, чем больше образованных людей, тем меньше безработицы и преступности в мире!

 

Оригинал работы:

Внедрение информационной среды MOODLE в образовательный процесс ГПОУ "Новокузнецкий строительный техникум"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*