Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка персональной фотовыставки

26.12.2017 2621 4286
Шманкевич Алла Марковна
Шманкевич Алла Марковна, преподаватель

Вятский колледж культуры

По сей день сохраняет актуальность утверждение, что настоящая фотография рождается только при творческом, а не механическом использовании фототехники. Творческая фотография способна дать целый ряд значительных работ, раскрывающих нам все неистощимое разнообразие жизни. Современные фотографы ищут свой материал в потоке событий, в самой жизни. Они достигают успеха, когда умеют схватить момент, раскрывающий суть события, взаимоотношений людей, характера человека, тихой жизни вещей, всплеска стихий природы. Фотография - это авторская интерпретация действительности, свободное владение фотографическим материалом, где изобразительное творчество доведено до высоты и совершенства. Итогом такой творческой деятельности, может стать персональная выставка.

Переход от отчетных работ на уровень сознательного творческого процесса - это следующий этап в жизни фотографа, основанный на знании специфики всех жанров художественной и публицистической фотографии. Немалую роль здесь играют мировоззрение и способность создания чувственного образа посредством стилистики и композиционной выразительности фотоискусства. Новый продукт должен обладать новым внутренним содержанием, а не только формой выражения. Оригинальность, неповторимость формы и содержания являются результатом обращения к интуиции автора и его образному мышлению.

Не надо забывать, что творческая работа всегда индивидуальна и оригинальна. Создание выставочных работ - это ход мысли из реального, материального мира в сферу духовного созидания, где фотографа ждут конкретные результаты.

Что же такое персональная выставка  и как она разрабатывается?

Персональная фотовыставка – это представление творческих фотографий, наиболее подготовленных авторов.

Обычно, это экспозиции порядка 20-30 фоторабот, которые знакомят с мастерством конкретного автора, подводя итог определенному этапу его творческой деятельности.

Как правило, подготовку к фотовыставке начинают с разработки тематического плана, который состоит из трех основных этапов:

  • Первый этап подготовительный, в котором определяется идейная направленность предполагаемой экспозиции.
  • Второй этап основной, содержательный, в котором происходит анализ, отбор и, до съемки работ, соответствующих идеи выставки.
  • Третий этап организационный, предполагает составление электронного макета-экспозиции, окончательное оформление фотографий и выставки.

На первом этапе необходимо продумать общую концепцию выставки, ее идейную направленность, и определить, что именно хочет донести до зрителей автор, достаточно ли у него материала для раскрытия идеи выставки.

Как правило, у фотографов скапливается достаточно много работ, выполненных в самых различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые и репортажные работы, макросъемка и т.д.  Некоторые из них носят сугубо личностный характер глубоко автобиографичны, а другие, наоборот, рассказывают о людях и событиях страны, являются общественно значимыми. И те, и другие могут достаточно ярко раскрывать мир интересов фотографа, его нравственные и общественные позиции, но автор в отборе своих работ должен придерживаться выбранной концепции и цели предстоящей выставки.

Во время подготовительного периода следует представить будущую выставку по всем составляющим ее элементам, таким как место проведения, внешнее оформление, основная содержательная часть работ в конкретных жанрах, категория зрителя. Всё это в дальнейшем будет помогать рас­крытию основной идеи выставки. Идея – это основная цель авторского воздействия на зрителя. Его собственный сформированный взгляд на жизнь. Это всегда конечный результат, вывод из сказанного, увиденного, отобранного для показа. Мы можем определить идею, если почувствуем и поймем, с каким намерением были сделаны фотографии.

Порой удачно найденный эпиграф может уточнить идею будущей выставки «Камера — это гораздо больше, чем просто фиксирующий аппарат. Это средство, благодаря которому мы связываемся с другим миром» или «Свет нужно любить не ради него самого, а ради того, что он освещает...» [1]. Умение четко сформулировать свой замысел приходит не сразу. Как правило, идея выставки лучше формулируется, если составляется автобиографическая справка как обязательное представление об авторе работ. Именно ею обычно открывается экспозиция выставки. Обычно, это один форматный лист фотобумаги, на котором размещены фотография автора персональной выставки и его краткая творческая биография. Написанное не должно содержать ошибок. Общая форма изложения – повествовательная, от первого лица. Все сведения, события, описанные автором, должны быть изложены лаконично и в хронологическом порядке (когда заинтересовался фотографией, что вдохновляет в творчестве, какой жанр наиболее интересен, какой фотоаппарат и дополнительную аппаратуру использует). Информация, изложенная в автобиографии, должна быть подлинной. Она должна давать не только представление о компетентности автора в области фотоискусства и творческом кредо, но и давать зрителю установку на просмотр экспонатов под определенным углом. 

При подготовке к выставке особого рассмотрения требует анализ и отбор фотографий с точки зрения их эстетического восприятия. Что значит лучший снимок для выставки? С ответом на этот вопрос следует определиться на втором этапе работы.

Принято считать, что человек, обладающий достаточной зрительной культурой и знаниями по фотографии, безошибочно-верно узнает хорошие фотокадры, совершенно независимо от их новизны или неизвестности сюжета. Существует также мнение, что нет единых правил, по которым оценивается фотографический снимок. Возможно это и так, но никто не отменял эстетических норм, распространяющихся на все хорошие фотографии. Тех эстетических законов, которые следует понимать и соблюдать. Задача в отборе лучших фотографий заключается в соблюдении основных критериев и методов, а также в следовании той идейной направленности, которая была заявлена автором. Вот один из вариантов возможных рекомендаций, которыми можно воспользоваться при комплексном анализе снимков.

Техника – содержание-название

Хорошо рассмотрите изображение фотографии, чтобы почувствовать зрительное воздействие и оценить его качество. Начинать рассматривать фотографию нужно или от отправной точки в верхнем левом углу изображения - и далее по часовой стрелке, или же от композиционного центра (акцента) - по линиям или тонам, расходящимися по линейным, тональным, цветовым и т.д.  переходам концентрическими кругами. Нельзя рассматривать фотографию только с точки зрения четкого технического выполнения. Лучше в первую очередь задуматься о том, какая в ней скрыта идея, и насколько удачно она передана автором. Ответьте на вопрос, какими изобразительными элементами и выразительными средствами была достигнута конечная цель автора. Попробуйте сравнить мысленно эту идею или сюжет, воплощенные через другие средства или жанры.

Затем читаем снимок по распределению световых элементов в кадре, в первую очередь, свет - тень, затем полутона, собственные тени, рефлексы и т.д. Гармонично или перегружено выглядит их соотношение? Если второстепенные элементы создают в кадре хаос, наслаиваются друг на друга, то они могут испортить вам снимок. Смело избавляйтесь от случайностей, срезая их границами кадра или путем редактирования. Ничто не должно отвлекать внимание от замысла.

Помните о том, что лучше меньше, да лучше. Будьте требовательны к себе. Пусть ваша выставка будет лаконичной, но каждый кадр великолепным. Придерживайтесь определенного уровня планки допустимости качества и содержательности, качества и экспериментальности, качества и метафоричности.

Зрители будут судить о вас как о творческой личности по конечным фотографиям. Ваш субъективизм и скрытая эмоциональность при отборе фотографий на выставке будут непонятны зрителю.

Итак, фотографии отобраны, но у всех ли есть названия? В творческой практике фотографы часто сталкиваются с проблемой выбора названия фотографии. Чаще всего, оно имеет отношение к смысловому содержанию снимка.  Проблема соотношения фотографии и подписи вообще решается на основе признания их взаимной дополняемости: изображение и слово должны поддерживать друг друга. Функция слова является сильным выразительным средством для передачи сообщения, сосредоточенного в изображении. Названия - от самых примитивных маркировок (значение слова буквально повторяет то, что изображено на снимке), до глубоких цитат, символов, метафор - являются особым родом творчества, служат для уточнения авторской установки.

Третий этап организационный включает в себя составление электронного плана-макета фотовыставки, служит для наиболее наглядного представления о размещении будущей экспозиции, о ее размерах, о том, как она впишется в окружающий интерьер. Для этого отобранные автором фотографии компонуются на условном электронном макете в программе Photoshop. Фотографии размещаются на монтажных листах. Выбор фона макета должен соответствовать фону стендов или планшетов, на которых будет размещаться персональная экспозиция. При этом учитывается не только содержание, но и техническое исполнение каждой из работ. В идеале, выхваченные из жизни мгновения, пространственные пейзажи и детали должны соединяться в блоки с вещественными натюрмортами и портретами неизвестных настолько гармонично, чтобы за ними чувствовалась мысль автора. Такой проект сохраняется и может быть использован или по-новому интерпретирован при реальном оформлении выставки.

И наконец, последний немаловажный момент, как печать отобранных и отредактированных фотографий. Окончательные выставочные фотографии не должны быть маленькими, поэтому для фотопечати обычно выбирается формат А4 или А3. Характер поверхности бумаги выбирается, исходя из вкуса и требований автора, который при этом не должен забывать, что матовая бумага смягчает изображения, а глянцевая усиливает их сочность и контрастность. Иногда стоит наклеивать снимок на паспарту. При этом весьма важно правильно выбрать его размеры и цвет. Все эти детали оформления многими недооцениваются, хотя имеют большое значение для восприятия фотографии. Обидно испортить фотографию на самом последнем этапе.

Представленные на персональную выставку фотографии должны максимально ярко демонстрировать неповторимый стиль и мастерство автора.

Так легко ли подготовить персональную фотовыставку? Но если учесть все детали и построить работу правильно, в итоге этого достаточно трудоемкого процесса вас могут ждать признание и успех.

 

Список использованных источников:

  1. Александр Лапин. Фотография как... Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 2003. — 308 с.

 

Оригинал работы:

Разработка персональной фотовыставки




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*