Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе среднего профессионального образования

26.12.2017 719 1248
Шамраева Людмила Андреевна
Шамраева Людмила Андреевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Социальная интеграция лиц с ограниченными физическими возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой функции, представляет для современного общества важную гуманитарную задачу, решаемую, в том числе, средствами образования. Владение иностранными языками, как известно, в значительной степени определяет кругозор и общий культурный уровень личности. В связи с политическими изменениями, произошедшими в России, когда общество стало открытым, и страна активно включилась в общемировой интеграционный процесс, знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему по существу языком межнационального общения. Развитие и широкое распространение в последние годы компьютерных технологий, средств связи, сетевых коммуникаций (интернет) привело к тому, что знание английского языка оказывается необходимым не только для многих видов профессиональной деятельности, но в значительной мере для ориентации в современной повседневной жизни. Владение английским языком для молодых людей, входящих в жизнь, становится все более важным, влияющим на их общественный статус.

Обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может вестись так же, как при обучении лиц, обладающих нормальным слухом. Причины этого значительно глубже, чем просто физические Трудности, связанные с потерей либо со значительным снижением слуха. Лица с нарушениями слуха иначе, чем слышащие воспринимают речь; у них иные пути формирования словесной речи, овладения грамматическим строем языка, развития языковых обобщений. У не слышащих детей в первую очередь страдает речь, во всех ее формах и проявлениях. Это не только и не столько дефекты их произношения, сколько ограниченность словаря, неумение самостоятельно образовывать новые грамматические формы, трудности понимания учебных и художественных текстов, нарушение логики и формы речевых высказываний, трудности восприятия устной речи собеседника (педагога) и многое другое.

Учеными давно проявлялся интерес к существующим взаимосвязям, между овладением родным языком при нарушенном слухе и овладением иностранным языком при нормальном слухе.

Между этими двумя процессами имеется сходство, порожденное тем, что в обоих случаях они протекают в условиях целенаправленного, специально организованного обучения языку. Такое сходство становится более полным в случае обучения иностранному языку при нарушенном слухе; это позволяет говорить о специфической преемственности процесса обучения глухого или слабослышащего студента иностранному языку по отношению к процессу овладения им родным языком.

Необходимый результат в обучении глухих и слабослышащих студентов английскому языку будет получен на основе синтеза подходов, методов и приемов, используемых для обучения родному языку при нарушенном слухе, и обучения иностранному языку слышащих.

В сравнении с обучением иностранному языку слышащих.  принципиально иной, более высокой, является необходимость дифференцированного обучения студентов с нарушенным слухом английскому языку в подгруппах с однородными, по возможности, составами обучающихся.

Условиями учебного плана допускается вести обучение одной учебной спецгруппы студентов с их разделением на две подгруппы. Сложность при таком разделении состоит в необходимости одновременного учета нескольких факторов наличие начальных знаний языка, степень глухоты, произносительные навыки, иные речевые особенности студентов. Вопросы обучения глухих и слабослышащих студентов иностранному языку ранее рассматривались и в научной литературе в прямом виде не отражены.

Впервые представлены научно обоснованные данные о возможностях и особенностях овладения иностранным языком студентами с нарушенным слухом, установлены методические положения, на основании которых должно строиться обучение английскому языку глухих и слабослышащих студентов.

Определены специальные методы, приёмы и средства проведения лек­сикограмматической работы во взаимосвязи с работой над произносительной стороной и восприятием устной английской речи студентами с нарушениями слуха, определено содержание обучения с учетом выявленных у студентов с нарушенным слухом интересов и мотивов в изучении английского языка.

В настоящее время разрабатывается и апробируется экспериментальная программа и система проведения занятий при преподавании английского языка студентам с поражением слуховой функции. На этой основе могут быть разработаны методические пособия для преподавателей, обучающих английскому языку студентов с нарушениями слуха, учебные пособия для студентов.  Тем самым создается необходимая база для обучения студентов этой категории английскому языку    и обеспечивается возможность включения

данной дисциплины в число дисциплин, обязательных для изучения такими студентами, что соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Таким образом, современные требования к полноте социальной адаптации лиц с нарушениями слуха и необходимость совершенствования образования, получаемого глухими и слабослышащими студентами, определяют актуальность исследования. Обучение языку при нарушениях слуха, как в научном, так и в методическом плане представляет сложную многостороннюю проблему. Изучение иностранного языка для таких  студентов, это главным образом, еще один канал связи с окружающим миром.

 

Список литературы:

  1. ​ Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие для студентов вузов / К. Барт. – М.: Академия, 2006. – 207 с.
  2. ​ Винокуров А.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков / А.Н. Винокуров. – Кострома: КГПУ, 1994. – 251 с.
  3. ​ Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  4. ​ Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети.- М.: АСТ; СПб: Астрель – СПб, 2005. – 351 с.
  5. ​ Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Академия, 2005. – 236 с.
  6. ​ Жукова Н.С. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М.: Медицина, 1993. – 112 с.
  7. ​ Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2003. – С. 178 – 198.
  8. ​Левитская А. А.Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. Левитская // Социальная педагогика : деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2009. - № 1. - C. 4-7.
  9. ​ Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.
  10. ​ Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

 

Оригинал работы:

Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*