Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время мы видим, что наше государство стало поворачиваться лицом к людям с ограниченными физическими возможностями. Да и отношение людей к таким людям поменялось тоже. Сейчас очень много говорится об инклюзивном образовании . И это все воплощается в реальную жизнь. И тому есть масса примеров. Сегодня наше государство обеспечивает безбарьерный доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к высшему и среднему профессиональному образованию, что является одним из пунктов реабилитаци - интеграция неслышащих людей в среду слышащих. Это право закреплено на законодательном уровне.
Статистика и причины глухоты.
По материалам социологических исследований в последнее время во всем мире наблюдается стабильная тенденция увеличения людей с патологией слуха. Это связано с использованием непроверенных лекарственных препаратов, заболеваниями имунной системы, возросшей скоростью транспорта, увеличением промышленных предприятий, наследственные факторы. Дети теряют слух при родовых травмах, плохой экологической обстановки, от применения антибиотиков, менингита и его осложнений. В России насчитывается 13 миллионов глухих людей, из них 1 миллион - дети. На 1000 родов ежегодно рождается один тотально глухой ребенок. 2-3 ребенка глохнут в течение первых годов жизни. 9% всех инвалидов в России -это глухие люди. Таких людей , к сожалению, не становится меньше. И эта проблема может коснуться любой семьи - никто из нас не застрахован от этого.
Приведу несколько примеров по России, где осуществляется проект по инклюзивному образованию. Это Московский технический ВУЗ им. Баумана. На сегодняшний день бауманская система образования инвалидов самая' лучшая в мире. Есть такие группы, где глухие получают профессиональное образование, в общеобразовательных учреждениях в Новосибирске, Пензе, Челябинске. Наконец, это стало возможным в Благовещенске.
В 2007 году впервы е в наш колледж была набрана группа студентов с нарушением слуха. Их было 12 человек. Они обучаются на отделениях «Лабораторная диагностика» и « Стоматология ортопедическая», т.е. там, где речевой контакт сведен к минимуму. В наш колледж едут со всех регионов России: Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск, Владивосток.
Образовательные особенност глухих.
Что же из себя представляет глухой студент? Какие впечатления возникли у Вас, когда вы их увидели впервые? Первое, что вы увидели, глухие общаются с помощью жестов. Поэтому их часто называют глухонемыми. А это неправильно. В сегодняшней сурдопедагогике этого термина нет! Потому что глухой может и должен со слышащими людьми общаться речью. Правда качество и разборчивость речи зависит от многих факторов. От степени потери слуха, от времени потери слуха, от профессионализма педагога- дефектолога, который ставил звуки и постепенно вводил их в устную речь глухому ребенку..., от родителей, которые выполняли или не выполняли все рекомендации дефектолога...
Люди, которые никогда не сталкивались с глухими , воспринимают их , основываясь на собственных, не всегда адекватных убеждениях . Обычно люди, отличающиеся от других вызывают любопытство, жалость, неприятие, особенно, когда глухой человек в силу своего дефекта издает нечленораздельные звуки специфическим голосом. Поэтому преподаватели , которым предстоит работать с глухими, задаются вопросом : «А что с ними делать!?» Да, такой студент не похож на слышащего студента. Он иной, у него иной менталитет, иное мироощущение. У глухого свои образовательные и психологические особенности.
У глухого человека отсутствует один из важнейших анализаторов, с помощью которого он получает большую часть информации - слуховой. Следовательно, у него ограничен словарный запас, а это отражается на образовательных навыках/глу>^студенты практически не умеют работать самостоятельноДим^трудно выразить собственные мысли в словесной у форме; у них плохо развиты целевые направления в мышлении (трудно выделить главное в обычной форме информации), у таких студентов отсутствует целостное восприятие - они усваивают информацию фрагментарно, испытывают затруднения в абстрактном восприятии материала, для них характерен замедленный темп восприятия и воспроизведения информации (в 2-3 раза медленнее, чем у слышащих людей), поэтому, кстати, нецелесообразно, неэффективно, нерезультативно учебный процесс проводить совместно со слышащими. Глухие люди испытывают огромные затруднения с правильным построении фраз как в устной, так и в письменной речи. Все, что глухой выражает жестами, не всегда может изложить при письме или речью. А если все-таки выражает, то очень безграмотно, не соблюдая грамматических норм (все слова в предложении пишет в именительном падеже, без предлогов, не согласовывает окончания и падеж и>тл^ Потд/улу что жестовая речь сама по себе аграмматична (в ней нет падежеи;/слоЫ в предложении ставятся иначе ,чем в устной речи слышащих). Вот поэтому у людей, которым пришлось столкнуться с глухими, иногда создается обманчивое впечатление о них. Им кажется, что это люди с низким интеллектом.
Психологические особенности глухих.
Помимо образовательных особенностей, глухие студенты имеют и свои психологические особенности . Для них характерны: неуверенность в себе, повышенная тревожность, стремление все свои неудачии , личные проблемы связать с недостатками слуха. Убежденность, что у слышащих проблем меньше, интровертность поведения, эгоцентризм, искаженное восприятие себя. Стремление вырваться из неслышащей среды, сверхчувствительность по отношению к общественному мнению, желание покровительства, независимости, высокая степень откровенности. Все это часто может приводить к агрессии, раздражению, негативизму. Конечно, в некоторых случаях это не надо путать с издержками воспитания и элементарной невоспитанностью.
Рекомендации для преподавателей.
Учитывая все образовательные и психологические особенности такой категории студентов, я предлагаю конкретные рекомендации для преподавателей, которые работают или будут работать с глухими:
6.Объясняйте материал, привлекая внимание собеседника, говорите медленно, но не утрированно, ясно, четко, не кричите.
Список литературы:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.