Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности работы со студентами с ОВЗ

26.12.2017 565 971
Кругляк Наталья Радиевна
Кругляк Наталья Радиевна, сурдопереводчик

Амурский медицинский колледж

В последнее время мы видим, что наше государство стало поворачиваться лицом к людям с ограниченными физическими возможностями. Да и отношение людей к таким людям поменялось тоже. Сейчас очень много говорится об инклюзивном образовании . И это все воплощается в реальную жизнь. И тому есть масса примеров. Сегодня наше государство обеспечивает безбарьерный доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к высшему и среднему профессиональному образованию, что является одним из пунктов реабилитаци - интеграция неслышащих людей в среду слышащих. Это право закреплено на законодательном уровне.

Статистика и причины глухоты.

По материалам социологических исследований в последнее время во всем мире наблюдается стабильная тенденция увеличения людей с патологией слуха. Это связано с использованием непроверенных лекарственных препаратов, заболеваниями имунной системы, возросшей скоростью транспорта, увеличением промышленных предприятий, наследственные факторы. Дети теряют слух при родовых травмах, плохой экологической обстановки, от применения антибиотиков, менингита и его осложнений. В России насчитывается 13 миллионов глухих людей, из них 1 миллион - дети. На 1000 родов ежегодно рождается один тотально глухой ребенок. 2-3 ребенка глохнут в течение первых годов жизни. 9% всех инвалидов в России -это глухие люди. Таких людей , к сожалению, не становится меньше. И эта проблема может коснуться любой семьи - никто из нас не застрахован от этого.

Приведу несколько примеров по России, где осуществляется проект по инклюзивному образованию. Это Московский технический ВУЗ им. Баумана. На сегодняшний день бауманская система образования инвалидов самая' лучшая в мире. Есть такие группы, где глухие получают профессиональное образование, в общеобразовательных учреждениях в Новосибирске, Пензе, Челябинске. Наконец, это стало возможным в Благовещенске.

В 2007 году впервы е в наш колледж была набрана группа студентов с нарушением слуха. Их было 12 человек. Они обучаются на отделениях «Лабораторная диагностика» и « Стоматология ортопедическая», т.е. там, где речевой контакт сведен к минимуму. В наш колледж едут со всех регионов России: Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск, Владивосток.

Образовательные особенност глухих.

Что же из себя представляет глухой студент? Какие впечатления возникли у Вас, когда вы их увидели впервые? Первое, что вы увидели, глухие общаются с помощью жестов. Поэтому их часто называют глухонемыми. А это неправильно. В сегодняшней сурдопедагогике этого термина нет! Потому что глухой может и должен со слышащими людьми общаться речью. Правда качество и разборчивость речи зависит от многих факторов. От степени потери слуха, от времени потери слуха, от профессионализма педагога- дефектолога, который ставил звуки и постепенно вводил их в устную речь глухому ребенку..., от родителей, которые выполняли или не выполняли все рекомендации дефектолога...

Люди, которые никогда не сталкивались с глухими , воспринимают их , основываясь на собственных, не всегда адекватных убеждениях . Обычно люди, отличающиеся от других вызывают любопытство, жалость, неприятие, особенно, когда глухой человек в силу своего дефекта издает нечленораздельные звуки специфическим голосом. Поэтому преподаватели , которым предстоит работать с глухими, задаются вопросом : «А что с ними делать!?» Да, такой студент не похож на слышащего студента. Он иной, у него иной менталитет, иное мироощущение. У глухого свои образовательные и психологические особенности.

У глухого человека отсутствует один из важнейших анализаторов, с помощью которого он получает большую часть информации - слуховой. Следовательно, у него ограничен словарный запас, а это отражается на образовательных навыках/глу>^студенты практически не умеют работать самостоятельноДим^трудно выразить собственные мысли в словесной у форме; у них плохо развиты целевые направления в мышлении (трудно выделить главное в обычной форме информации), у таких студентов отсутствует целостное восприятие - они усваивают информацию фрагментарно, испытывают затруднения в абстрактном восприятии материала, для них характерен замедленный темп восприятия и воспроизведения информации (в 2-3 раза медленнее, чем у слышащих людей), поэтому, кстати, нецелесообразно, неэффективно, нерезультативно учебный процесс проводить совместно со слышащими. Глухие люди испытывают огромные затруднения с правильным построении фраз как в устной, так и в письменной речи. Все, что глухой выражает жестами, не всегда может изложить при письме или речью. А если все-таки выражает, то очень безграмотно, не соблюдая грамматических норм (все слова в предложении пишет в именительном падеже, без предлогов, не согласовывает окончания и падеж и>тл^ Потд/улу что жестовая речь сама по себе аграмматична (в ней нет падежеи;/слоЫ в предложении ставятся иначе ,чем в устной речи слышащих). Вот поэтому у людей, которым пришлось столкнуться с глухими, иногда создается обманчивое впечатление о них. Им кажется, что это люди с низким интеллектом.

Психологические особенности глухих.

Помимо образовательных особенностей, глухие студенты имеют и свои психологические особенности . Для них характерны: неуверенность в себе, повышенная тревожность, стремление все свои неудачии , личные проблемы связать с недостатками слуха. Убежденность, что у слышащих проблем меньше, интровертность поведения, эгоцентризм, искаженное восприятие себя. Стремление вырваться из неслышащей среды, сверхчувствительность по отношению к общественному мнению, желание покровительства, независимости, высокая степень откровенности. Все это часто может приводить к агрессии, раздражению, негативизму. Конечно, в некоторых случаях это не надо путать с издержками воспитания и элементарной невоспитанностью.

Рекомендации для преподавателей.

Учитывая все образовательные и психологические особенности такой категории студентов, я предлагаю конкретные рекомендации для преподавателей, которые работают или будут работать с глухими:

  1. Ha каждом занятии студент должен получить адаптированный конспект основных положений, содержащихся в лекции (выделяется главное, основное в теме, определяется новый трудный словарь. Это не должна быть полная запись лекции. Конспект должен содержать исчерпывающие выводы. Лекция должна быть адаптирована, то есть упрощена. Важно, чтобы были опорные материалы, которые помогут сфокусировать внимание). Нет смысла давать и переписывать всю лекцию подряд. Потому что глухой студент в силу своих образовательных особенностей какие-то слова понял, какие-то не понял, а в итоге ничего не понял или понял не правильно.
  2. Использовать помощь сурдопереводчика, особенно на начальном этапе обучения, так как его присутствие в аудитории дает определенную степень свободы и уверенности в общении для студентов. Но со временем, при возможности, эту помощь можно и нужно уменьшать, что постепенно приучает к мысли о необходимости общаться и надеяться на собственные силы в любой ситуации.
  3. Так как многие специальные предметы содержат много специфических и труднопроизносимых терминов, целесообразно разработать и составить специальные словарики по основным дисциплинам, которые включали бы эти термины и их перевод, что дало бы значительную поддержку студентам.
  4. Использовать технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие концентрировать внимание глухих студентов.
  5. Для лучшего восприятия студентами материала лекций должна быть в идеале проведена акустическая оценка классов с целью улучшения акустических возможностей.

6.Объясняйте материал, привлекая внимание собеседника, говорите медленно, но не утрированно, ясно, четко, не кричите.

  1. Избегайте даже намека на снисходительность. Глухой студент_ обычный студент.
  2. Будьте систематичны, последовательны при объяснении материала. И самое главное - будьте терпимы и доброжелательны! Колоссального Вам терпения, огромной отдачи, уважаемые педагоги! Всегда помните, что на месте таких студентов может оказаться любой из наших близких и знакомых. Успехов Вам и здоровья! Спасибо за внимание.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  2. ​ Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие для студентов вузов / К. Барт. – М.: Академия, 2006. – 207 с.
  3. ​ Винокуров А.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков / А.Н. Винокуров. – Кострома: КГПУ, 1994. – 251 с.
  4. ​ Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  5. ​ Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети.- М.: АСТ; СПб: Астрель – СПб, 2005. – 351 с.
  6. ​ Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. - М.: Академия, 2005. – 236 с.
  7. ​ Жукова Н.С. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М.: Медицина, 1993. – 112 с.
  8. ​ Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2003. – С. 178 – 198.
  9. ​Левитская А. А.Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А. А. Левитская // Социальная педагогика : деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2009. - № 1. - C. 4-7.
  10. ​ Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 320 с.
  11. ​ Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.

 

Оригинал работы:

Особенности работы со студентами с ОВЗ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*