Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование инновационных методов и приёмов в преподавании общеобразовательных дисциплин у студентов с ограниченными возможностями здоровья

26.12.2017 472 859
Вазанкова Светлана Витальевна
Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Цель работы: показать приёмы и методы в организации учебной деятельности, которые соответствуют оптимальному уровню развития личности и усвоения учебного материала.

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

                                                                                      А. де Сент-Экзюпери

В последнее время очень часто говорят о том, что получения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Наше учебное заведение с этим полностью согласно. На протяжении долгого времени мы производим набор студентов с ОВЗ (слабослышащих и глухих). Первоначальное знакомство с таким контингентом проходило в полушоковом состоянии. Но с каждым учебным годом это состояние рассеивалось.

Большую часть информации (93%) люди получают через зрение, оставшиеся 7% - через слух, обоняние и осязание. При восприятии окружающего, слух, во многом, дополняет зрение, поэтому люди, лишённые этого чувства, не воспринимают мир в полном объёме. Отсюда можно сделать выводы, что нарушение слуха приводит к:

-недоразвитости речи;

-к замедлению или специфическому развитию других функций.

Недоразвитость речи приводит к:

-изоляции;

-инертности ассоциаций;

-регресс коммуникативных функций (при малейшем затруднении речи сразу переходят на жестовый язык);

-преобладанию письменной речи над устной речью.

Таким образом, нарушение слуха приводит к особенностям развития познавательной и личностной сферы.

А так как у нас обучаются студенты, целью которых является получение качественного образования, чтобы потом применить полученные знания в профессиональной деятельности, то от педагога требуется больше знаний умений и внимания при работе с такими студентами.

Так как я являюсь преподавателем русского языка и литературы, то и расскажу о том, какие методы и приёмы использую в своей работе.

Тема "Лексика" даётся студентам с ОВЗ очень тяжело.

При выраженном нарушении слуха студенты владеют минимальным количеством лексических норм. Ограниченность имеющегося у слабослышащего словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений.

Очень часто они производят взаимозамену некоторых слов по их каким-то сходным признакам.

Давайте поработаем слабослышащими. Как вы объясните слово "заводной"? (Это тот, кто работает на заводе). Блестящий (браслет). Замечательная женщина (та, которая мечтает). Наречие (река).

Им удобнее показывать жестами, чем говорить словами. Поэтому я стараюсь использовать на своих занятиях такие  методы и приёмы, которые в жизни они точно не используют. Например: разгадайте лингвистический кроссворд на определённую тему. (Кроссворд прилагается); отгадай загадки. Трудность этих приёмов заключается ещё и в том, что каждое слово мне приходится им объяснять, но не напрямую, а косвенно.

Перейдём к фонетике.

Фонетическая сторона речи изобилует многочисленными ошибками в звукопроизношении. Учащиеся со сниженным слухом часто смешивают в произношении слова, фонетически сходные (песок-носок). Затруднение в дифференциации звуков на слух порождает многочисленные нарушения звукопроизношения. Для них очень сложно определить мягкость, глухость, звонкость. Если у них раньше была хорошая школьная подготовка, то с ними изучать фонетику гораздо легче.

При изучении данной темы я использую метод "Зеркала" (сопряжённое проговаривание). Студентам даётся задача проговаривать буквы, наблюдая за артикуляцией. Они должны увидеть и прочувствовать работу речевого аппарата. А зеркалом выступают одногруппники: один из них показывает (слабослышащий), а глухой  - повторяет.

А для того, чтобы проверить работу всех студентов, я сопряжено проговариваю сначала букву, потом слог и т.д., а студенты, следя за моей артикуляцией, повторяют в точности за мной.

Так же для этого метода я использую слышащих студентов. Слабослышащие студенты произносят предложения, а слышащие должны их понять. Чем больше потеря слуха, тем непонятнее звучит речь для окружающих. А одной из важных задач является социализация студентов с ОВЗ в нашем мире.

Чем ещё интересна работа с  такими студентами это тем, что и я у них беру очень многое (та же жестовая и дактильная речь). Иногда на моих занятиях не присутствует сурдопереводчки (у них есть другие группы), поэтому мне пригождаются полученные знания, так как я должна сама объяснить материал, перевести и спросить. А самое главное - понять то, что они мне говорят!

Ещё сопряжённое считывание полезно при изучении  темы "Текст".

Перейдём к литературе.

Проблемы, возникающие в процессе обучения литературе глухих и слабослышащих, связаны, конечно, со снижением слухоречевой функции студентов. Это отрицательно влияет на развитие памяти, восприятия. А это очень важно при изучении данной дисциплины.

Уроки литературы призваны развивать у студентов умение осмысливать прочитанное, воспроизводить созданные писателем картины жизни героев, активизировать читательский интерес, декламировать наизусть.

У слабослышащих и глухих студентов на уроках литературы возникают следующие проблемы:

-затруднения в понимании читаемого;

-эмоциональная сфера занижена;

-ярко выраженная этическая неграмотность;

-затруднение в осмыслении текста.

В процессе обучения литературе мною используются следующие методы:

  1. Метод вдумчивого прочтения и обработки материала.

При изучении биографии писателя на слайдах написано много информации о них. Студенты должны прочитать слайд и выбрать самое главное (слайд при этом уже закрыт). Самый лучший конспект зачитывается вслух. Да, это занимает много времени, но по-другому их не приучить к осмысленному чтению и согласованности слов.

При изучении литературных произведений, которые содержат эмоциональные сцены, опор делаю на жизненные ситуации: а как вы отреагируете на то, что вам девушка не ответит взаимностью; а как вы отнесетёсь к тайному поклоннику, который любит вас на расстоянии и ничего не требует взамен? Это сравнение с реальной жизнью вызывает  у них огромный интерес.

Одной из проблем нашего общества является то, что молодое поколение стало гораздо меньше читать. А студенты с нарушением слуха читают и того меньше. Поэтому можно себе представить, что заучивание стихотворений наизусть для них вызывают большие затруднения.

Во-первых, многие стесняются рассказывать их вслух.

Во-вторых, они выбирают стихотворения то, что покороче.

В-третьих, они его учат автоматически, совершенно не понимая смысла стихотворения.

Только 2% от всего количества обучающихся у нас студентов подходят ко мне заранее и спрашивают значения для них непонятных слов и как правильно поставить ударения.

Все студенты привыкли сопровождать декламацию жестами, но я прошу их говорить словами. Для них это очень сложно. Да и мы не всегда понимаем то, что они говорят.

Сейчас я вас попрошу самих принять участие в прослушивании стихотворений наизусть. Студенты будут читать стихотворения, а вы должны понять, какое стихотворение они читают.  (Видеофрагменты)

Как видите, у кого есть остаточный слух, то и слова они произносят разборчиво. А у кого нет слуха, то и рассказывают они, издавая только какие-то звуки. Поэтому мне приходится свой слух напрягать до предела. Некоторые студенты обязательно сопровождают речь жестами. Я им это не рекомендую, но они всё равно, втайне, жесты показывают. Так им проще!

Но иногда я использую метод "Наоборот". Я им разрешаю использовать жесты, но при  одном условии: для меня они рассказывают стихотворение словами, для своих одногруппников - жестами. Это для них  сложная работа. Почему? Потому что многие слова в стихотворении им неизвестны, многие слова не имеют жестового языка и им нужно подобрать синонимичное слово или использовать дактиль.

Вот ещё один приём "Озвучь фильм".

Каждому студенту даётся определённый отрывок из фильма, который они должны озвучить. Чтобы озвучка получилась близка к оригиналу, студент обязательно читает этот эпизод в книге. Например; разговор Пьера и Андрея на пароме. Это тоже для них сложно, но интересно.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сейчас, в современной системе образования, педагог, работающий со студентами с ОВЗ, должен быть не просто педагогом, а:

-педагогом-консультантом

-педагогом-наставником

-педагогом-советником

-педагогом-сурдопереводчиком

-педагогмо-проводником

И закончить своё выступление я хочу стихотворением Натальи Климан:

Мир "особого" ребёнка -

Интересен и пуглив.

Мир "особого" ребёнка -

Безобразен и красив.

Мир "особого" ребёнка

Иногда он нас страшит

Мир "особого" ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир "особого" ребёнка

Допускает лишь своих.

Спасибо за внимание!

 

Литература:

1.Белявский Б.В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ОВЗ. Федеральный институт развития образования. М.,2010

2.Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях. Метод. письмо Министерства образования РФ. М., 2002.

3.Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт. Автор-составитель А.А.Наумов, Волгоград: Учитель, 2012

4.Носкова Л.П. Развитие речи у детей с нарушением слуха. М., 1993

5.Интернет-ресурсы

 

Оригинал работы:

Использование инновационных методов и приёмов в преподавании общеобразовательных дисциплин у студентов с ограниченными возможностями здоровья




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*