Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация. О проблеме формирования культуры безопасного поведения у студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: компетенция, обще-профессиональная компетенция, безопасность жизнедеятельности, культура безопасной жизнедеятельности, культура здоровья, культура безопасного поведения, условия формирования культуры безопасного поведения.
В условиях широкомасштабной информационной войны против России, предпринимаемых США и странами ЕС попыток растворить национальное самосознание нашей молодежи обострились проблемы безопасности. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с формированием в условиях образовательных учреждений внутренней потребности обучающихся в безопасном поведении, т.е. культуры безопасного поведения.
Формирование навыков безопасного поведения в образовательном процессе должно проходить на основе сочетания отечественных традиций, ценностей, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно - деятельностного подходов.
С формированием культуры безопасного поведения, культуры безопасной жизнедеятельности органически связаны происходящие концептуальные изменения в сфере образования, связанные с повышением роли воспитания подрастающего поколения. Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает развитие механизмов обеспечения воспитания как неотъемлемой части образования, направленных, в частности, на развитие культуры безопасной жизнедеятельности.
Практика подготовки студентов по образовательным программам позволяет выявить проблемы, связанные с формированием содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», способного обеспечить требуемые конечные результаты обучения.
Исследование формулировок конечных результатов обучения, приведенных в ФГОС для различных направлений подготовки, показывает, что вопросам безопасности личности уделено недостаточно внимания.
Очевидные пробелы в содержании указанных ФГОС требуют их срочной доработки, что обусловливается постоянно возрастающими угрозами в сфере образования, социальной и духовной сферах, потребностями в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека в обществе и в профессиональной деятельности.
Анализ содержания рабочих программ учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности», которые реализуются в ряде образовательных учреждение, показывает, что их содержание в целом обеспечивает формирование компетенций. Действительно, выпускники приобретают не только теоретические знания по дисциплине, но и умения применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.
Однако, опыт преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и результаты анализа научно-педагогической литературы позволяют выделить противоречие между необходимостью подготовки выпускников, обладающих культурой безопасного поведения, и недостаточным уровнем проработки теоретических основ, условий и возможностей формирования требуемого уровня компетентности выпускника, определяемого образовательными стандартами и требованиями руководящих документов.
Поиск путей разрешения указанного противоречия в рамках научных исследований представляется весьма актуальным и обусловливается потребностью общества в педагогах, способных не только к применению методов и средств защиты в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций, оказанию первой помощи пострадавшим, но и готовых применять в профессиональной деятельности нормативные правовые документы сферы образования; формировать у обучающихся культуру безопасного поведения и важнейшую её составляющую «культуру здоровья», путем формирования ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, а также формирования системы мотивации к активному и здоровому образу жизни.
Рассматривая понятие «культура безопасного поведения» необходимо исходить из понятия «культура поведения» соблюдение основных требований и правил человеческого общения, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Понятие «культура безопасного поведения» некоторыми учеными рассматривается как «жизненно важная, социально-нравственная позиция личности, средство, повышающее защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора».
Результатами исследований ученых установлены различные характеристики личности безопасного типа поведения. Так, например, к социальным характеристикам личности безопасности» типа поведения относят: рациональную и гуманистическую активность человека в обществе; умение применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной средой и инфраструктурой города, коллективом; умение гармонично общаться с другими людьми; постоянное повышение уровня своей интеллектуальной личности «...находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.». Многие специалисты культуру безопасного поведения представляют как интегративное личностное качество как сложную совокупность свойств (компонентов), отражающих когнитивный (уровень знаний), рефлексивный (умение определять положительные и отрицательные стороны и результаты в своей работе, способность к самоанализу, способность оценивать уровень применения практических навыков и т.п.) и эмоционально-ценностный аспекты (потребность в изучении вопросов безопасности, стремление повысить культуру безопасного поведения, желание применять знания в области безопасности жизнедеятельности в профессиональной деятельности и т.п.) личности, направленных на совершенствование организации профессиональной деятельности с учетом негативных факторов и необходимости обеспечения безопасности личности, общества и государства. Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что при проектировании организационно-методических условий формирования обще-профессиональных компетенции ОПК-4 разработчикам в содержание дисциплины закладываются зачастую дидактические единицы, которые не в полной мере отражают понятие «нормативно-правовые документы сферы образования», что может быть связано с достаточно общей формулировкой компетенции (ОПК-4). Действительно, понятия «нормативно-правовые документы сферы образования» нередко рассматривается в узком смысле и, в основном применительно к профилю подготовки, так сводится к перечню основных положений нормативно-правовых документов в области будущей профессиональной деятельности. При этом в содержании дисциплины не уделяется должного внимания правовым основам регулировании обеспечения безопасности жизнедеятельности и, как следствие, в процессе формирования культуры безопасного поведения упускаются аспекты воспитания, формирования чувства ответственности за результаты своего труда перед обществом и государством.
Придерживаясь указанной позиции определении понятия «культура безопасного поведения» и учитывая содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», можно утверждать, что при формировании культуры безопасного поведения как конечного результата обучения необходимо:
опираться на «стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять негативным социальным явлениям», духовное и нравственное воспитание студентов на основе российских традиционных ценностей;
исходить из более широких понятий, относящихся к сфере национальной безопасности и к различным её уровням: безопасность личности, общественная безопасность, государственная безопасность. Такие понятия раскрыты в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «национальная безопасность», «национальные интересы», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты»;
установить соответствие между дидактическими единицами учебной дисциплины и структурно-логической схемой (последовательностью) изучения других дисциплин учебного плана, отражать взаимосвязь и взаимообусловленность вопросов, раскрывающих защищенность личности, и вопросов безопасности общества и государства;
предусматривать в содержании рабочей программы учебной дисциплины практические занятия с отработкой вопросов обеспечения безопасности обучающихся, персонала образовательного учреждения с учетом требований нормативно-правовых документов сферы образования.
Педагогическая практика показывает, что в рамках теоретических основ безопасности жизнедеятельности недостаточно исследованы механизмы и условия формирования культуры безопасного поведения будущих педагогов в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий. Связь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с другими дисциплинами, особенно с дисциплинами профессионального цикла учебного плана и с различными видами практик студентов зачастую оказывается ослабленной или вовсе отсутствует.
Сопоставительный анализ условий реализации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в аккредитованных образовательных учреждениях по информации, размещенной в сети Интернет, показывает, что заявленный высокий статус (дисциплина является обязательной для обучения в рамках всех направлений подготовки) не в полной мере подтверждается на практике: объем часов, выделяемы " на изучение дисциплины не превышает как правило, 2-3 зачетных единиц. Дисциплины, включаемые в учебные планы качестве дисциплин по выбору, и предназначенные для развития содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», не всегда оказываются конкурентоспособными в учебных планах направлений подготовки и профилей подготовки не имеющих непосредственного отношения к сфере безопасности жизнедеятельности.
Существует достаточно распространенное мнение, что студенты первые двух лет обучения не готовы и (или) не способны освоить основные положения нормативно-правовых документов, в т. в сфере образования. Поэтому формирование у студентов компетенции (ОПК-4 должно осуществляться на более поз нем этапе, т.е. на старших курсах (трети и четвертый годы обучения), а с учетом реализации образовательных программ с двумя профилями - на четвертом ил пятом курсах. Реализовать такой подход рамках структурно-логической последовательности изучения дисциплин ученого плана можно при условии введения дополнительной дисциплины (дисциплины по выбору студента) на старших курсах. Однако в этом случае происходит «разрыв» содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», нарушается логика изложения её содержания. Например, организация, методы и способ защиты от чрезвычайных ситуаций студенты будут изучать в отрыве от основных положений нормативно-правовых документов, регламентирующих применение сил и средств, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций. Объективно это приведет к снижению уровня приобретаемых студентами навыков идентификации опасностей по основным признакам и выработки мер защиты.
Реализация, на практике приведенная выше положений позволит студентам войти в содержание дисциплины в разрезе концептуальных установок национальной безопасности Российской Федерации, во взаимосвязи с общественной и государственной безопасностью, что обеспечит формирование у студентов представления о целостной картине проблем безопасности.
Таким образом, результаты предварительных исследований проблемы формирования у студентов культуры безопасного поведения показывают, что её решение лежит в плоскости уточнения содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», применении системного и личностно-ориентированного подходов в формировании у студентов культуры безопасного поведения на основе дальнейшей разработки теоретических основ (уточнение понятийного аппарата, исследование сущности и уточнение содержания понятия «культура безопасного поведения»), организационно-методических условий, дидактических и технологических аспектов реализации процесса формирования культуры безопасного поведения у будущего педагога как в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», так и на протяжении всего периода обучения.
Список источников и литературы:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.