Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О формировании культуры безопасной жизнедеятельности

25.12.2017 202 297
Юхно Николай Александрович
Юхно Николай Александрович, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Аннотация. О проблеме формирования культуры без­опасного поведения у студентов высших учебных заве­дений.

Ключевые слова: компетенция, обще-профессиональ­ная компетенция, безопасность жизнедеятельности, культура безопасной жизнедеятельности, культура здо­ровья, культура безопасного поведения, условия форми­рования культуры безопасного поведения.

В условиях широкомасштабной ин­формационной войны против Рос­сии, предпринимаемых США и стра­нами ЕС попыток растворить националь­ное самосознание нашей молодежи обо­стрились проблемы безопасности. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с формированием в условиях образовательных учреждений внутренней потребности обучающихся в безопасном поведении, т.е. культуры без­опасного поведения.

Формирование навыков безопасного поведения в образовательном процессе должно проходить на основе сочетания отечественных традиций, ценностей, со­временного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, систем­но - деятельностного подходов.

С формированием культуры безопас­ного поведения, культуры безопасной жизнедеятельности органически связа­ны происходящие концептуальные изменения в сфере образования, связанные с повышением роли воспитания подраста­ющего поколения. Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Феде­рации на период до 2025 года предусма­тривает развитие механизмов обеспече­ния воспитания как неотъемлемой части образования, направленных, в частности, на развитие культуры безопасной жизнедеятельности.

Практика подготовки студентов по об­разовательным программам позволяет выявить проблемы, связанные с формированием содержания дисциплины «Безопасность жизнедея­тельности», спо­собного обеспечить требуемые конечные результаты обучения.

Исследование формулировок конеч­ных результатов обучения, приведенных в ФГОС для различных направлений под­готовки, показывает, что вопросам безо­пасности личности уделено недостаточно внимания.

Очевидные пробелы в содержании ука­занных ФГОС требуют их срочной дора­ботки, что обусловливается постоянно возрастающими угрозами в сфере обра­зования, социальной и духовной сферах, потребностями в обеспечении безопас­ной жизнедеятельности человека в обще­стве и в профессиональной деятельности.

Анализ содержания рабочих программ учебной дисциплины «Безопасности жиз­недеятельности», которые реализуются в ряде образовательных учреждение, показывает, что их со­держание в целом обеспечивает форми­рование компетен­ций. Действительно, выпускники приоб­ретают не только теоретические знания по дисциплине, но и умения применять полученные знания на практике, в по­вседневной жизни.

Однако, опыт преподавания дисципли­ны «Безопасность жизнедеятельности» и результаты анализа научно-педагогической литературы позволяют выделить противоречие между необходимостью подготовки выпускников, обладающих культурой безопасного поведения, и не­достаточным уровнем проработки теоре­тических основ, условий и возможностей формирования требуемого уровня ком­петентности выпускника, определя­емого образовательными стандар­тами и требованиями руководящих документов.

Поиск путей разрешения указан­ного противоречия в рамках науч­ных исследований представляется весьма актуальным и обусловливает­ся потребностью общества в педаго­гах, способных не только к примене­нию методов и средств защиты в ус­ловиях экстремальных и чрезвычай­ных ситуаций, оказанию первой по­мощи пострадавшим, но и готовых применять в профессиональной де­ятельности нормативные правовые доку­менты сферы образования; формировать у обучающихся культуру безопасного поведения и важнейшую её составляющую «культуру здоровья», путем формирования ответственного отношения к своему здоровью,  потребности в здоровом образе жизни, а также формирования системы мотивации к активному и здоровому образу жизни.

Рассматривая понятие «культура безопасного поведения» необходимо исхо­дить из понятия «культура поведения» соблюдение основных требований и правил человеческого общения, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Понятие «культура безопас­ного поведения» некоторыми учеными рассматривается как «жизненно важная, социально-нравственная позиция лич­ности, средство, повышающее защищён­ность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора».

Результатами исследований ученых установлены различные характеристики личности безопасного типа поведе­ния. Так, например, к социальным ха­рактеристикам личности безопасности» типа поведения относят: рациональную и гуманистическую активность человека в обществе; умение применять безопас­ные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информа­ционной средой и инфраструктурой го­рода, коллективом; умение гармонично общаться с другими людьми; постоянное повышение уровня своей интеллектуальной личности «...находит выражение в выпол­нении служебного долга по защите Роди­ны, в умении строить взаимоотношения с государственными, административны­ми и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэт­нических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистиче­ского мировоззрения, в реальной практи­ке жизнедеятельности и др.». Многие специалисты культуру безопас­ного поведения представляют как инте­гративное личностное качество как слож­ную совокупность свойств (компонентов), отражающих когнитивный (уровень зна­ний), рефлексивный (умение определять положительные и отрицательные сторо­ны и результаты в своей работе, способ­ность к самоанализу, способность оцени­вать уровень применения практических навыков и т.п.) и эмоционально-ценност­ный аспекты (потребность в изучении вопросов безопасности, стремление по­высить культуру безопасного поведения, желание применять знания в области безопасности жизнедеятельности в про­фессиональной деятельности и т.п.) лич­ности, направленных на совершенствова­ние организации профессиональной дея­тельности с учетом негативных факторов и необходимости обеспечения безопасно­сти личности, общества и государства. Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что при проектировании организационно-методических условий формирования обще-профессиональных компетенции ОПК-4 разработчикам в содержание дисциплины закладываются зачастую дидактические единицы, которые не в полной мере отражают понятие «нормативно-правовые документы сферы образования», что может быть связано с достаточно общей формулировкой компетенции (ОПК-4). Действительно, понятия «нормативно-правовые документы сферы образования» нередко рассматривается в узком смысле и, в основном применительно к профилю подготовки, так сводится к перечню основных положений нормативно-правовых документов в области будущей профессиональной деятельности. При этом в содержании дисциплины не уделяется должного внимания правовым основам регулировании обеспечения безопасности жизнедеятельности и, как следствие, в процессе формирования культуры безопасного поведения упускаются аспекты воспитания, формирования чувства ответственности за результаты своего труда перед обществом и государством.

Придерживаясь указанной позиции определении понятия «культура безопасного поведения» и учитывая содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», можно утверждать, что при формировании культуры безопасного поведения как конечного результата обуче­ния необходимо:

опираться на «стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять негативным социальным явлениям», ду­ховное и нравственное воспитание сту­дентов на основе российских традицион­ных ценностей;

исходить из более широких понятий, относящихся к сфере национальной без­опасности и к различным её уровням: без­опасность личности, общественная безо­пасность, государственная безопасность. Такие понятия раскрыты в Стратегии на­циональной безопасности Российской Федерации: «национальная безопас­ность», «национальные интересы», «угроза национальной безопасности», «стратеги­ческие национальные приоритеты»;

установить соответствие между дидак­тическими единицами учебной дисци­плины и структурно-логической схемой (последовательностью) изучения других дисциплин учебного плана, отражать вза­имосвязь и взаимообусловленность во­просов, раскрывающих защищенность личности, и вопросов безопасности обще­ства и государства;

предусматривать в содержании ра­бочей программы учебной дисциплины практические занятия с отработкой во­просов обеспечения безопасности обу­чающихся, персонала образовательного учреждения с учетом требований норма­тивно-правовых документов сферы обра­зования.

Педагогическая практика показывает, что в рамках теоретических основ без­опасности жизнедеятельности недоста­точно исследованы механизмы и усло­вия формирования культуры безопасно­го поведения будущих педагогов в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий. Связь дисциплины «Безопасность жизне­деятельности» с другими дисциплинами, особенно с дисциплинами профессио­нального цикла учебного плана и с раз­личными видами практик студентов зача­стую оказывается ослабленной или вовсе отсутствует.

Сопоставительный анализ условий ре­ализации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в аккредитованных образовательных учреждениях по инфор­мации, размещенной в сети Интернет, по­казывает, что заявленный высокий статус (дисциплина является обязательной для обучения в рамках всех направлений под­готовки) не в полной мере подтверждает­ся на практике: объем часов, выделяемы " на изучение дисциплины не превышает как правило, 2-3 зачетных единиц. Дисциплины, включаемые в учебные планы качестве дисциплин по выбору, и предназначенные для развития содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», не всегда оказываются конкурентоспособными в учебных планах направлений подготовки и профилей подготовки не имеющих непосредственного отношения к сфере безопасности жизнедеятельности.

Существует достаточно распространенное мнение, что студенты первые двух лет обучения не готовы и (или) не способны освоить основные положения нормативно-правовых документов, в т. в сфере образования. Поэтому формирование у студентов компетенции (ОПК-4 должно осуществляться на более поз нем этапе, т.е. на старших курсах (трети и четвертый годы обучения), а с учетом реализации образовательных программ с двумя профилями - на четвертом ил пятом курсах. Реализовать такой подход рамках структурно-логической последовательности изучения дисциплин ученого плана можно при условии введения дополнительной дисциплины (дисциплины по выбору студента) на старших курсах. Однако в этом случае происходит «разрыв» содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», нарушается логика изложения её содержания. Например, организация, методы и способ защиты от чрезвычайных ситуаций студенты будут изучать в отрыве от основных положений нормативно-правовых документов, регламентирующих применение сил и средств, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций. Объективно это приведет к снижению уровня приобретаемых студентами навыков идентификации опасностей по основным признакам и выработки мер защиты.

Реализация, на практике приведенная выше положений позволит студентам войти в содержание дисциплины в разрезе концептуальных установок национальной безопасности Российской Федера­ции, во взаимосвязи с общественной и государственной безопасностью, что обе­спечит формирование у студентов пред­ставления о целостной картине проблем безопасности.

Таким образом, результаты предвари­тельных исследований проблемы форми­рования у студентов культуры безопасно­го поведения показывают, что её решение лежит в плоскости уточнения содержа­ния дисциплины «Безопасность жизне­деятельности», применении системного и личностно-ориентированного подхо­дов в формировании у студентов куль­туры безопасного поведения на основе дальнейшей разработки теоретических основ (уточнение понятийного аппарата, исследование сущности и уточнение со­держания понятия «культура безопасного поведения»), организационно-методиче­ских условий, дидактических и техноло­гических аспектов реализации процесса формирования культуры безопасного по­ведения у будущего педагога как в процес­се изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», так и на протяжении всего периода обучения.

Список источников и литературы:

  1. Федеральный закон от 29-12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе­дерации».
  2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (ут­верждена Указом Президента России от 1 июня 2012 года №761).
  3. Стратегия развития воспитания в Рос­сийской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Россий­ской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
  4. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития вос­питания в Российской Федерации на пе­риод до 2015 года, утвержденной распоря­жением Правительства Российской Феде­рации от 29 мая 2015 г. № 996-р (утвержден распоряжением Правительства Россий­ской Федерации от 12.03-2016 № 423-р).
  5. Бырылова Е.А. Формирование обще­культурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагоги­ческое образование» (профиль «Образо­вание в области безопасности жизнеде­ятельности») / Е.А. Бырылова // Молодой ученый. - 2014. - № 18.1.
  6. Лубочников П.Г., Гуц Д.С., Нургалеев B.C. Психологические факторы формиро­вания культуры безопасного поведения студента в процессе когнитивной деятель­ности. Журнал «Мир науки, культуры, об­разования. - 2013. - № 5.
  7. Филипчук А.В. Инновационный под­ход формирования ключевых компетен­ций в области безопасности жизнедея­тельности у старшеклассников / Актуаль­ные вопросы современной педагогики: материалы V международной научной конференции. - Уфа, 2014.
  8. Онлайн библиотека nnre.ru.
  9. ГОСТ Р 22.3.07-2014. Культура безо­пасности жизнедеятельности. Утвержден и введен в действие Приказом Федераль­ного агентства по техническому регули­рованию и метрологии от 11 марта 2014 г. № 107-ст.

 

Оригинал работы:

О формировании культуры безопасной жизнедеятельности 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*