Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование инновационных педагогических технологий на учебных занятиях общеобразовательного цикла (из опыта работы)

21.12.2017 662 1151
Маслова Лариса Валентиновна
Маслова Лариса Валентиновна, начальник научно-методического центра

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

Современные ФГОС на сегодняшний день требуют от преподавателя использование на учебных занятиях инновационных педагогических технологий.

Предметы общеобразовательного цикла тоже не стоят в стороне от этих требований.

Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства.

Основные функции артпедагогики: культурологическая (обусловлена объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека как творца на основе усвоения художественной культуры); образовательная (направлена на развитие личности и познание ею действительности через искусство; обеспечивает усвоение знаний в сфере искусства и практических навыков художественно-творческой деятельности); воспитательная (формирует морально-эстетические, коммуникативно - рефлективные основы личности; содействует ее социокультурной адаптации с помощью искусства).

Задачи артпедагогики можно разделить на стратегические.

Стратегические:

  • сделать процесс обучения и воспитания позитивным и мотивированным;
  • создать условия для личностного развития, при котором образование станет важнейшей ценностью и потребностью человека.

Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения.

Принципы артпедагогики:

1.Принцип самовыражения и спонтанности. Этот принцип проявляется в том, что каждый обучающийся в процессе предлагаемых занятий самовыражается, его творчество носит спонтанный характер. В ходе выполнения творческих заданий укрепляется вера в собственные силы, развивается индивидуальность, реализуются собственные идеи.

2.Принцип уникальности. Этот принцип предполагает отсутствие заданного образца в предлагаемых обучающимся творческих работах.  Любой результат – продукт индивидуального или коллективного опыта.

3.Принцип сотворчества. Обучающийся становится личностью, благодаря общению. Только в коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность.

  • Преподаватель должен быть доброжелательно настроен к студенту, относиться к нему с подлинным уважением и пониманием, быть терпеливым, внимательным, чутким и выдержанным; тщательно продумывать каждое занятие с тем, чтобы оно проходило легко, интересно систематически развивать установку на успех, при этом не завышая и не занижая самооценку студента; при потере интереса к какому-либо виду работы переходить к следующему, не следует заставлять работать через силу.

Кстати, считается, что из всех направлений артпедагогики наибольшими возможностями многогранного воздействия на студента обладает именно театр.

Какие средства могут повысить мотивацию обучающегося познавать что-то новое и приобретать определенные навыки – физические, навыки умственной работы, навыки адекватного эмоционального и нравственного  реагирования?

Конечно, это искусство, литература, музыка, театр, кино. Все это использую я на своих учебных занятиях для развития эмоциональной сферы, нравственного самоопределения, активизации творческого потенциала, сделать процесс обучения интересным, привлекательным, доставляющим удовольствие от познания, общения.

МУЗЫКТЕРАПИЯ

СТИХОТЕРАПИЯ

ФОТОТЕРАПИЯ

ИЗОТЕРАПИЯ

КИНОТЕРАПИЯ

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Областной мастер-класс «Нескучные уроки: современные педагогические технологии в системе подготовки высококвалифицированных специалистов», на котором в одной из секций я демонстрировала свой педагогический опыт – проводила открытое учебное занятие «Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Пьеса «Бесприданница» с применением педагогической технологии «Артпедагогика». Вид занятия:  урок-переживание. Урок способствовал формированию целостного представления о сюжетно-композиционном единстве, художественном своеобразии пьесы; знакомил с исторической обстановкой, новыми типами характеров; студенты должны были разглядеть трагедию «маленького человека», исследовать основные мотивы драмы, проследить трагедию талантливой личности, судьбу произведения в театре и кино.

Как применялась технология «Артпедагогика» на уроке? Большое внимание уделялось живописи, творчеству многих русских художников. Студенты сопоставляли настроения пьесы с настроением репродукций И. Левитана «Вечерний звон» и М. Нестерова «За Волгой». Рассказывали о созвучности атмосферы, мотивов, настроений пьесы с переданной на картинах. Работали с репродукциями картин художника Б.М. Кустодиева, с репродукцией картины художника И.М. Прянишникова «Жестокие романсы» и при этом рассказывали о жестоком романсе как виде русского романса. Работали с иллюстрацией В.Д. Поленова («Стрекоза». «Лето красное всё пела?»). Сравнивали образ Ларисы и героиню репродукции. Работали с репродукцией И.Глазунова к повести «Очарованный странник». Как вид искусства использовалась на уроке, конечно, музыка (исполнение романса «Любовь - волшебная страна» («Я словно бабочка к огню»), романса «А на последок я скажу…», романса Н. Михалковым «Цыганская дочь»). Музыку хорошо использовать как непосредственное слушание музыки, сочетание музыки и движений и использование музыки как фона при проведении уроков.

Большое внимание на уроке заслуживает использование театрализации. Студенты разыгрывали роли, которые заучивали наизусть (инсценировали отрывок из кинофильма «Жестокий романс» («Эпизод с часами»), инсценировка «Встреча Паратова»). Театрализация способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог.

На уроке использую такое средство как кино (просмотр отрывка из кинофильма «Жестокий романс» («Герои на пристани после проводов Ольги»).

Очень интересна и сценичная жизнь любого произведения (получив индивидуальное задание, студенты рассказывали о сценической жизни пьесы «Бесприданница»).

В 2016-2017 учебном году я тоже провела открытое учебное занятие «Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. «Ионыч». Урок-проект с использованием педагогической технологии «Артпедагогика». В начале урока, как мотивация, было обращение к творчеству П.И. Чайковского (фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»). Обязательное обращение к живописи, работа с репродукцией художника И.И. Левитана (репродукция картины «Осенний день. Сокольники», работа с иллюстрациями к поэме «Мертвые души» и к рассказу «Ионыч» (Пётр Михайлович Боклевский, Агин Александр Алексеевич), и обращение к музыке (русская народная песня «Лучинушка»). Театрализация. И, конечно, выразительное чтение стихотворений как использование метапредметных связей на учебном занятии (А.А. Ахматова «Музыка», Н. Рубцов «Бриз», А. Дольский «Есть в музыке такая сила», Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»). На примере просмотра фильма «В городе С» мы проследили судьбу произведения в кино.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

-улучшение здоровья обучающегося в эмоциональном, психологическом, социальном и нравственном аспектах;

-овладение творческими техниками, формирующими нестандартный способ мышления, развивающими логико-аналитические способности и склонности, как к точному, так и образному мышлению;

-овладение методами, способствующими развитию у студента внимания, памяти, ассоциативно-образного мышления, эмоционально-выразительной речи и диалоговой культуры, творческих способностей.

-методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести обучающемуся коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Обучающемуся нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь обучающемуся поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Идея интегративности заложена в самой основе артпедагогики. Гармоничное сочетание всех видов и форм разнообразной художественной деятельности обогащает нравственно-эстетический облик студента. Таким образом, сочетание педагогики и различных видов искусства во всех их проявлениях позволяет нам освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные на сегодняшний день. Благодаря этому становится возможным сделать обучение более результативным, творческим и доступным для каждого человека. Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности.

 

Презентация

 

Оригинал работы:

Использование инновационных педагогических технологий на учебных занятиях общеобразовательного цикла (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*