Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

От информационных компетенций преподавателей к профессиональным компетенциям обучающихся

20.12.2017 599 924
Сидякова Нина Александровна
Сидякова Нина Александровна, преподаватель

Тульский государственный коммунально-строительный техникум

В данной статье рассматривается взаимосвязь информационной культуры субъектов, участвующих в образовательном процессе. В современных условиях профессионализм преподавателя оценивается через уровень его педагогических компетенций, а в условиях информатизации всей системы образования, необходимым компонентом качественного преподавания становится также и наличие информационных компетенций.

Ключевые слова: информационная культура, профессионализм, информатизация, педагогические компетенции, образование.

Понятие «информационная культура»  характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях.

Информационная культура как составляющая общей культуры личности имеет тенденцию к повышению и проходит несколько уровней развития – от потребительского до творческого. На ее формирование оказывают влияние исторически сложившиеся в обществе социальные институты: институт семьи (обеспечивает потребность в воспроизводстве рода), институт религии (обеспечивает потребность в решении духовных проблем), институт образования (обеспечивает потребность в  передаче знаний, социализации подрастающего поколения) и др.

Поскольку образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте­ресах личности, общества и государства, оно имеет информационную природу, по существу, заключающуюся в получении систематизированных знаний, развитии и саморазвитии личности,  связанную с овладением социально-значимым опытом, воплощенном в знаниях, умениях и творческой деятельности.

Специалист – это человек, получивший знания, профессионально владеющий навыками и умениями, необходимыми для выполнения определенного вида деятельности в конкретной профессии. Профессиональная деятельность является одним из самых высокопродуктивных видов деятельности человека, а поэтому квалифицированным специалистом принято считать профессионально подготовленного работника к выполнению конкретного вида работы, обладающего теоретическими знаниями, наличием умений и практических навыков.

Содержание информационной культуры специалиста формируется, исходя из общего содержания культуры личности и особенностей профессиональной принадлежности. Для становления информационной культуры специалиста наиболее эффективен  период получения профессионального образования, т.к. одновременно с получением профессии происходит процесс информационной подготовки специалиста. От уровня и качества приобретенных знаний и умения оперировать информацией зависит его профессиональная компетентность.

Традиционно ориентиром человека в больших объемах информации являлась библиография. Самостоятельная работа обучающихся с большими объемами информации не может быть результативной без использования библиографических средств. Специальные библиографические умения входят в состав общих учебных умений и навыков. Их формирование рассматривается как необходимое условие успешной учебно-познавательной деятельности обучающихся, готовности к самообразованию. 

Сегодня обширная совокупность специальных информационно-библиографических умений и навыков, входящих в состав информационной культуры специалиста, представляет собой разрозненные сведения, и на практике не способна выполнить функцию информационного обеспечения образовательной деятельности в силу своей бессистемности.

Уровень информационной культуры выпускников общеобразовательных учреждений вызывает серьезное опасение. На более высокой ступени образовательного процесса они оказываются беспомощными в решении типовых информационных задач, не осознают своей функциональной безграмотности в осуществлении самостоятельной работы с информацией, не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного обслуживания [1].

В составе информационной культуры будущего специалиста следует выделить следующие компоненты:

-коммуникативный,

-читательский,

-библиографический,

-информационно-технологический.

Перечисленные компоненты формируются неравномерно, с разной степенью интенсивности. Коммуникативный и читательский компоненты формируются в процессе освоения всех учебных дисциплин. Формирование информационно-технологического компонента проходит в процессе организованного обучения информационным технологиям. Библиографический компонент формируется в процессе информационно-библиографической деятельности обучающихся.

Информационно-библиографическая деятельность обучающихся – это деятельность по поиску, отбору, переработке и дальнейшему использованию информации, а также продуцированию новой информации в разных формах посредством использования библиографических средств и методов. Предметом информационно-библиографическая деятельности сегодня является информация, закрепленная на бумажных и электронных носителях, а также источники информации удаленного доступа (Интернет). Библиографическими средствами являются библиографические пособия, справочно-библиографический аппарат библиотеки, электронные каталоги, поисковые системы Интернет.

Постепенное освоение обучающимися библиографического компонента дает возможность информационного самообеспечения их учебной и самообразовательной деятельности по трем основным направлениям:

-освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поведения библиографического поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

-овладение методами библиографического формализованного свертывания информации: библиографическое описание, аннотирование, составление обзоров;

-изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, курсовых работ) [2].

Выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать совокупностью характеристик, которые обеспечат ему условия существования в информационной среде ХХI века в рамках конкретной профессии. Практическими определителями профессиональной принадлежности личности являются его профессиональная деятельность и профессиональное сознание.

Высококвалифицированный специалист должен:

-знать средства обеспечения информационной деятельности, информационно-поисковые возможности как традиционных источников, так и новых, современных, в том числе электронных;

-владеть навыками поиска информации, использования ее в профессиональных целях;

-обладать комплексом умений и навыков работы с текстом, конспектировать, аннотировать, тезировать, рецензировать, использовать информацию в комментариях;

-обладать привычкой систематического чтения специальной литературы;

-ясно излагать свои мысли, быть красноречивым, уметь убеждать и слушать, живо и эмоционально доносить информацию до обучающихся;

-визуализировать свое выступление;

-соблюдать нормативные требования по оформлению, учету, хранению документов, доведению их до потребителя;

-не допускать вредной, ложной информации;

-нести моральную ответственность за последствия профессиональной деятельности и др.

В формировании специалиста с высоким уровнем информационной культуры должен участвовать весь преподавательский состав образовательного учреждения. При этом знания приобретаются обучающимися в соответствии с установленными федеральным стандартом общими и профессиональными компетенциями.

Профессионализм преподавателя чаще всего оценивается через уровень его предметной квалификации и имеющиеся педагогические компетенции. Однако, в условиях информатизации всей системы профессионального образования, развитии электронных ресурсов, многообразия информационных возможностей, необходимым компонентом качественного преподавания становится также и наличие информационных компетенций.

Информационные компетенции включают:

-информационную грамотность – способность находить, отбирать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию в образовательных целях;

-критическое мышление – способность  критически оценивать достоверность информации, формировать на этой основе правильные выводы;

-технологическую грамотность – способность использовать новые средства обучения для эффективной передачи информации, формировать и применять на практике современные методы информационной деятельности;

-медиакомпетенцию – способность создавать и воспроизводить медиапродукты, содержащие мотивационные, информационные и практико –операционные показатели;

-информационную этику – способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе [1].

Современные условия предъявляют к преподавателю профессионального образовательного учреждения требования: обладать не только фундаментальными знаниями и опытом, но и быть в курсе последних теоретических и практических разработок, владеть современными информационными технологиями. При проведении занятий – проявления творческой инициативы и инновационности.

Уровень информационных компетенций преподавателей, их активность в работе с информационными ресурсами, напрямую влияют на использование обучающимися библиотечных фондов - от энциклопедий и словарей до периодических изданий по специальности.

Современные преподаватели используют в качестве информационного инструментария при подготовке к занятиям печатные издания, электронные ресурсы и сервисы. Владение информационной культурой позволяет оптимизировать образовательный процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности.     

                      

Список литературы

 

1.Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р.

2.Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие.- М., 2012.

3.Сайт // www.festival.1september.ru.

4.Сайт //www.saitpedagoga.narod.ru.

5.Сайт //www.bibliofond.ru.

6.Сайт //www.inion.ru

 

Оригинал работы:

От информационных компетенций преподавателей к профессиональным компетенциям обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*