Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новые технологии в современном образовании

03.07.2012 471 3270
Назаренко Н.А., преподаватель филологических дисциплин, кандидат филологических наук

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
В последнее время в методике преподавания различных дисциплин в России и за рубежом появляется термин «мобильное обучение». Он подразумевает технологии, позволяющие организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи, таких как мобильный телефон, карманные компьютеры, ноутбуки, гаджеты. Они могут быть использованы в любом месте, в любое время, в том числе дома, в поезде, в гостиницах.

Новые технологические устройства привлекают молодых людей, которые потеряли интерес к образованию, и наша задача как преподавателей извлечь  для себя преимущества мобильного обучения. Они могут заключаться в следующем: учащиеся могут взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не прятаться за большими мониторами. Гораздо проще разместить в классе несколько мобильных устройств, чем несколько настольных компьютеров.

Карманные или планшетные ПК (КПК) и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки. Распознавание с помощью стилуса или сенсорного экрана становится более наглядным, чем при использовании клавиатуры и мыши.


Существует возможность обмена заданиями и совместной работы; учащиеся и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать, копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводной сети, например Bluetooth.


Однако, из своего опыта считаю целесообразным использовать смешанное обучение, позволяющее сделать процесс обучения более эффективным и интересным. Оно должно сочетать в себе преимущества различных форм обучения, что лучше всего подходит к контексту обучения в интерактивной учебной среде. Мобильное обучение можно комбинировать с другими видами, обеспечивая интерактивные условия обучения для учащихся.

 

Первым (и самым распространенным) способом является использование мобильного телефона как средства доступа в глобальную сеть. Возможна организация доступа на специализированные сайты, содержащие электронные учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видиофайлы). Также возможен обмен электронной почтой в образовательных целях и обмен мгновенными сообщениями в программах ICQ, QIP, версии которых существуют и для мобильных телефонов. Таким образом, на всех этапах обучения существует масса возможностей для передачи информационных материалов обучаемому, а также всего процесса обучения и помощь в решении возникающих проблем.

Примером такого использования мобильных телефонов является активно развивающийся проект М-Ubuntu, разработанный крупной шведской организацией LearningAcademyWorldwide во второй половине 2007 года. В рамках этого проекта была представлена платформа дистанционного обучения, позволяющая создать все условия для получение новых знаний и активного использования новейших информационных технологий даже в отдаленных регионах и странах третьего мира. Особенное внимание разработчики M-Ubuntu уделили обучению с помощью мобильных телефонов, причем воспользоваться такой системой могут не только учащиеся. Специально для преподавателей были разработаны приложения для повышения квалификации, а также программы тестирования и контроля учащихся. Любой учитель независимо от его местонахождения, используя платформу M-Ubuntu, способен проконсультироваться у профессоров крупнейших университетов.


 Вторым способом возможного применения мобильных телефонов для обучения является использование специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как OfficeWord, Powerpoint, Ехсеl.Таким образом, имея в памяти мобильного телефона файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом.


Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы, программы-плейеры которые есть в каждом телефоне последних лет выпуска. Особенно ценна данная возможность для желающих изучить иностранные языки - доступно множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих файлы разного формата и объёма.


Научные исследования возможностей мобильных технологий и условий реализации в системе образования активно продолжаются, и на сегодняшний день в России начинает развиваться их практическое применение. Большое количество интернет-ресурсов предлагают учащимся электронные англо-русские словари, программы- калькуляторы и множество шпаргалок по различным предметам для использования на мобильных телефонах. Так, издательство "Дрофа", занимается разработкой проекта m - learning, в основе которого лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к  ЕГЭ с помощью специальных программ для мобильных телефонов. Программа обучения доступна также через Web-интерфейс.

              

В настоящее время разработана методика обучения иностранным языкам. Система обеспечивает изучение лексики через тексты, которые подбираются индивидуально в зависимости от стартового уровня владения иностранным языком и индивидуальным графиком освоение языка. При знакомстве с новым текстом учащийся формирует свой словарь из новых слов. Информация о ранее изученных словах хранится на сервере. Мобильный телефон обеспечивает возможность обучения в любое время, в любом месте, при отсутствии под рукой бумажных носителей информации. Подключившись к серверу, ученик получает новую порцию информации, для извлечения которой нет необходимости сохранять подключение к сети. Такой подход обеспечивает невысокую стоимость использования программы (значительно уменьшает объем переданной и полученной информации).

 

Таким образом, широкие технические и функциональные возможности мобильных телефонов для образовательных целей применяются следующим образом:

  • используется возможность SMS-переписки либо обмен мгновенными сообщениями с преподавателем для получения консультации;
  • возможность выхода в глобальную сеть позволяет посещать нужные сайты, обмениваться электронной почтой, пересылать необходимые информационные файлы;
  • прохождение тестирования на мобильном телефоне позволяет учащемуся самостоятельно контролировать уровень знания предмета;
  • электронные учебники для мобильных телефонов дают возможность получать новую информацию независимо от времени местоположения  ученика;
  • возможность воспроизведения звуковых графических и видеофайлов, расширенные возможности, в особенности для обучения языковым предметам и творческим специальностям, позволяет использовать разнообразные источники и способы получения знаний, заинтересовать обучаемого необычными методами преподавания;
  • мобильные аналоги языковых словарей и справочников, различного вида математические калькуляторы удобны в использовании и способны содержать более полно и оперативно обновляемую информацию.

На сегодняшний день мобильные телефоны - самая доступная для учащихся и студентов технология, представляющая широкие возможности. Не удивительно, что сами учащиеся давно уже ею пользуются для "облегчения" учебного процесса - множество шпаргалок, "обернутых" в java- приложения, возможность найти ответ в интернете или спросить у друга при помощи mms или системы мгновенных сообщений (например, ICQ).


Мобильный телефон из обычного средства общения превращается в устройство для получения новой информации, для обучения и развлечения.


Обобщая вышесказанное, можно заключить, что внедрение мобильных технологий в образование:

  • позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться;
  • расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения;
  • даёт возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
  • не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправданно;
  • позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);
  • благодаря подаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу.

Для использования новых возможностей мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа по внедрению современных стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс.

 

Список литературы

1. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю., Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования, http ://e-drofa.ru/aboutnavigator

2. Голицына М.Н., Половникова (Мобильное обучение в современном образовании) Школьные технологии №4, 2011

3. Голицына И.Н., Половникова Н.Л., Мобильное обучение как новая технология в образовании. Educational Technology & Society, 14(1), 2011, ISSN 1436-4522, pp. 241-252. http://ifets.ieee.Org/russian/depository/vl4_il/html/l.htm

4. http://www.excellencegateway.org.uk/




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*