Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

15.12.2017 3478 9496
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, преподаватель

Котова Елена Валерьевна
Котова Елена Валерьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный  образовательный процесс. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляют преподавателям недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Информационные технологии освобождают преподавателя от свойственных традиционному обучению видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой умений и навыков, при этом предоставляя педагогу интеллектуальные формы труда. Но подготовка качественных электронных обучающих средств процесс не быстрый, трудозатратный и многочасовой.

Многих преподавателей нашего техникума интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Они понимают и четко осознают, что сегодня необходимо иметь в наличии не только современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и то, что они сами должны постоянно учиться использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности. Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ИКТ и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения. Использование ИКТ технологий позволяет создать комплекс разнообразного дидактического материала: контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, интерактивные тесты и модули, различная подборка задач, электронные учебники и т.д. Использование различной техники, а именно компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок облегчает подбор заданий для обучающихся, снимает проблему нехватки учебных пособий, рабочих тетрадей, дидактических пособий, экономит время. С помощью компьютера происходит быстрое оценивание, а так же поиск пробелов в знаниях, с их последующей быстрой коррекцией. Новые средства обучения позволяют вывести занятия на новый уровень, повысить учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность обучающихся. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к дисциплине. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, позволяет подать тот же материал в более интересной форме, дает возможность прочувствовать и осознать. Применение ИКТ возможно на любых занятиях.

 А что должен знать и уметь педагог в области ИКТ:

-уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, других пособий на дисках и в Интернете в соответствии с поставленными учебными задачами;

-устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методами создания электронного дидактического материала;

-уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

-уметь выбирать и использовать программное обеспечение (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для учебно-воспитательного процесса;

-эффективно применять инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.).

-уметь сформировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;

-организовывать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс. Приобретение компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача преподавателя сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своей дисциплине. Постараться совместить традиционные умения по дисциплине и умения, составляющие ИКТ-компетентность.

Очень хорошо, что преподаватели имеют  свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации через интернет и электронную библиотеку. Материально-техническая база нашего техникума не совсем отвечает современным требованиям качества образования. А обучающиеся нуждаются как в новых практических навыках и теоретических знаниях, так и в способности постоянно их совершенствовать. Анализ использования ИКТ в повседневной деятельности нашего образовательного учреждения показал, что лишь 25% административного и педагогического состава успешно использует их в своей деятельности. Остальные или совсем не использует, или использует единовременно. Поэтому мы считаем, что существует противоречие  между потребностями сферы образования в условиях ее информатизации и способностями педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, между потенциальными возможностями средств информационно-коммуникационных технологий и отсутствием   методической подготовки педагогов к их использованию в профессиональной деятельности.

Это вызывает необходимость совершенствования подготовки на основе развития способностей и организации обучения педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Успех реформы системы российского образования во многом зависит от человеческого фактора. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технические средства в профессиональной деятельности будут главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества.

Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии методического управления подготовки преподавателей. Это означает, что необходимы изменения по всем направлениям методической деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие использование ИКТ-ресурсов, введение современных технологий в систему методической деятельности. В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов педагогической деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных обучающихся. Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в образовательной системе.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Анализ позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью быстрого получения методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

- желанием педагогов и их неумением организации методической деятельности на базе информационных технологий;

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении.

Все это очень важно, но с нашей точки зрения, нужно разработать методический процесс подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Нами были определены основные задачи по разработке методического процесса подготовки преподавателей к использованию ИКТ:

  • Проанализировать теорию подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.
  • Спроектировать процесс подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
  • Способствовать формированию способностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Был сделан анализ факторов, вызывающих необходимость подготовки педагогов к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности. Посещение уроков, мероприятий, анализ учебно-методического комплекса дисциплин, модулей позволил сделать вывод, что лишь малое количество преподавателей использует ИКТ в своей деятельности. Тщательное изучение материально-технического оборудования показало, что лишь 60 % кабинетов оснащено необходимым оборудованием, но почти все преподаватели имеют компьютеры дома.  Основные причины неэффективного использования средств ИКТ в педагогической деятельности связаны с недостаточной компетентностью в области информационно-коммуникативных технологий педагогических кадров.

Мы определили компоненты методического процесса обучения: цели и ожидаемые результаты обучения; содержание обучения; методическое обеспечение, включающее в себя методы, организационные формы и средства обучения.

Проанализирована теория подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.

Компетентность формируется в деятельности, поэтому подготовку педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности мы строили на основе деятельностного подхода. Это позволило нацелить подготовку на формирование личности педагога, умеющего ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях информатизации образования, владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Был составлен глоссарий основных понятий по ИКТ, список литературы для изучения, методические указания по использованию ИКТ.

Мы считаем, что процесс подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности должен быть поэтапным:

  • На первом этапе преподаватели изучают средства ИКТ как инструмент обработки образовательной информации. Формируется умение работать с разными источниками информации. 100% преподавателей техникума за три года прошли курсы повышения квалификации по проблемам применения ИКТ в образовании.
  • На втором этапе происходит освоение приемов, алгоритмов использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Педагоги работают непосредственно в рамках своей дисциплины, профессионального модуля, практики; решают конкретные учебные задачи различного уровня обобщения. Работали проблемные, творческие группы.
  • На третьем этапе осваиваются умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду.

Мы системно и кропотливо:

¾ информировали преподавателей и председателей  ЦМК о возможностях, предоставляемых средствами ИКТ по изучению данного предмета;

¾ планировали и осуществляли формирование профессиональной ИКТ-компетентности преподавателей (в качестве элемента их профессионального совершенствования)

¾ помогали преподавателям в календарно - тематическом планировании отдельных курсов (дисциплин, профессиональных модулей, практик) с ИКТ- поддержкой;

 ¾  консультировали (очно и дистанционно), в том числе в связи с организацией отдельных групповых и массовых мероприятий;

¾ планировали индивидуальное консультирование преподавателей по соответствующей дисциплине, ПМ,  проблеме и т.д.;

¾ вели и ведем форум, интернет-журнал по проблемам по информатизации образовательного процесса;

 ¾ контроль за выполнением календарно-тематического планирования и за использованием средств ИКТ в курсах с ИКТ-поддержкой преподавателями (в ходе анализа материалов);

 ¾ оценивали ход и результат образовательного процесса в курсах с ИКТ- поддержкой, которые проводятся в цикловых методических комиссиях (на основании отчетных  материалов).

В результате поэтапного освоения ИКТ – технологий происходило формирование навыков у преподавателей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Оценка эффективности процесса подготовки педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности проводилась по следующим направлениям:

- Высокое качество образовательных услуг, предоставляемых в техникуме. Проведено анкетирование работодателей c целью установки социального заказа специальностей 15.02.01, 08.02.01. и 07.02.01. В анкету были включены вопросы, характеризующие освоение профессиональных компетенций студентами и личных качеств выпускника техникума, соответствие квалификации выпускника современным требованиям производства, а также вопросы, выявляющие основные причины недостаточно высокого уровня подготовки выпускников перечисленных специальностей.  Целью анкетирования было выявление качества подготовки выпускников техникума. В опросе приняли участие 10 организаций г. Новокузнецка: ООО Объединенная компания «Сибшахтострой», ОАО «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций им. Н.Е. Крюкова», ООО «Промэлектромонтаж», ООО «Сибирский завод металлических конструкций», ООО «Кузнецкие металлоконструкции», ООО «Новокузнецкий домостроительный комбинат им. А. В. Косилова», ООО «Абагурский завод металлических конструкций», ООО «ЭлТех», ООО «Промкомбинатъ», ООО «Коксохиммонтаж-Кузнецк», ООО «Электромонтаж-4», ООО «КАМСС», являющихся потенциальными работодателями. Респондентами стали начальники и мастера участков данных предприятий, которые являются наставниками обучающихся во время прохождения производственной практики.

В результате анкетирования были выявлены следующие проблемы: низкая учебная мотивация студентов; недостаток личностных качеств необходимых для выполнения профессиональных обязанностей таких, как желания непрерывно повышать свой профессиональный уровень, уважения к физическому труду, умения работать в команде; низкое владение системами автоматизированного проектирования. Работодатели указали, какими видами профессиональной деятельности должен владеть выпускник для того, чтобы успешно работать в строительно - монтажных организациях и предприятиях города. Работодатели также отметили недостаточный уровень владения выпускниками профильных программных продуктов.

-Уровень сформированности ИКТ-компетентности педагогов и администрации. Проводилось анкетирование преподавателей в начале учебного года и в конце по вопросам сформированности ИКТ-компетентности. Анализ показал, что у 20 % преподавателей недостаточно хорошо сформирована компетентность. Причина:  возраст свыше 50 лет у преподавателей.

-Общее количество электронных образовательных продуктов, подготовленных педагогами. Проверялось наличие у каждого преподавателя электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, профессиональному модулю, практике. Особую трудность вызывает создание электронных учебников, электронных лекций, создание электронной базы данных. Причины: отсутствие времени, отсутствие лицензионных программ для создания электронных учебников.

Анализируя применение педагогических технологий и особенности современного образовательного процесса мы пришли к выводу, что использование ИКТ и проектное обучение тесно связаны. В 2016 – 2017 учебном году Новокузнецкий строительный техникум первый год осуществлял работу в статусе базового учреждения ГБУ ДПО «КРИРПО». Опыт работы базовой площадки  по применению проектного обучения  в этом году неоднократно представлялся на научно-практических конференциях разного уровня: областного, регионального, международного (35 публикаций) и конкурсах профессионального мастерства (10 работ, дипломы 2 и 3 степени). Все проекты и работы сделаны с использованием ИКТ.

Анализ разработанных УМК по специальностям и подготовка материалов для разработки УМК по специальностям на основе проектного обучения позволил нам представить примерный макет рабочих программ по дисциплинам, ПМ, практикам. Особенностью данных программ является то, что студенты делают проекты самостоятельно во время проведения практических занятий и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.

Организовано дистанционное сопровождение студентов по работе над проектами (онлайн-общение) http://moodle.sponst.nkz.ru и для специальности 15.02.01. http://arhi-nst.ucoz.ru.

Интенсивно идет работа в экспериментальных группах над проектами различных типов (учебные, учебно – производственные, производственные и интегрированные проекты).

Все это позволило обеспечить  равные возможности в использовании ИКТ всем участникам образовательного процесса и использование различных форм обучения (очная и дистанционная формы обучения), повысить качество образования посредством внедрения ИКТ в образовательный процесс, появилась свобода общения на основе интенсивного информационного обмена с помощью интернет-технологий.

Список используемой литературы.

  1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Академия, 2010.
  2. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. - М.: Дашков и Ко, 
  3. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
  4. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат

 

Оригинал работы:

Подготовка педагогов к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*