Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательный потенциал уроков русского языка в профессиональной деятельности будущих специалистов

15.12.2017 735 1318
Аюшиева Любовь Владимировна
Аюшиева Любовь Владимировна, преподаватель

Усть-Ордынский медицинский колледж им. Шобогорова М.Ш.

Программа подготовки медицинских  работников включает как теоретический курс, так и курс практической подготовки. Планируя учебный процесс, я определила для себя круг приоритетных направлений работы.  Среди них – внедрение в образование инновационных технологий, системная работа по воспитанию гармоничной личности, всестороннее развитие обучаемых, межпредметная интеграция. Существуют различные традиционные (лекции и семинары) и нетрадиционные (активные) формы обучения, способствующие наиболее оптимальному изучению дисциплины. Активные формы предполагают практическую отработку типовой ситуации в аудиторных условиях, дают возможность освоения обобщенных алгоритмов частных технологий  профессиональной работы; быстрого получения «обратной связи» от преподавателя; проработки абсолютно любых ситуаций.

Потенциал и преемственность общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональной подготовке заключается в применении будущими медицинскими работниками специфических знаний, умений, навыков, полученных в процессе их изучения, освоенных компетенций, и включает в себя:

-развивающий потенциал реализуется в процессе выполнения комплекса разнообразных действий, производимых будущими медицинскими работниками во внеучебной деятельности, т.е. участие в конференциях, семинарах, написание научных статей, эссе;

-образовательный потенциал реализуется путём насыщения учебного процесса актуальной информацией, получаемой в процессе внеучебной деятельности, касающейся непосредственно будущей профессиональной деятельности: освоение разнообразных форм, методов и средств в процессе посещения медицинских учреждений; медицинская помощь, помощь  в реабилитации некоторых групп населения; проведение благотворительных мероприятий и акций;

-воспитательный потенциал реализуется через усвоение общечеловеческих морально-этических ориентиров, формирование ценностных ориентаций, понимание нравственных норм и принципов этики будущей профессиональной деятельности медицинских  работников, развитие эстетической сферы личности, особенности коммуникации с коллегами и пациентами. В профессиональном плане повышает мотивацию к изучению русского языка, раскрывает широкие возможности для межпредметной интеграции. Конкретное содержание специальных дисциплин воплощается в проведении и участии в мероприятиях, участии в различных акциях.

В системе подготовки будущих медицинских работников используются следующие активные формы работы: тренинги, практикумы, «круглые столы», деловые игры, дискуссии. В ходе проведения учебно-практических занятий ставится цель: формирование этических ориентаций будущего специалиста, его гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности. Такие формы работы дают возможность развития профессионального самосознания – четкого определения своей профессиональной роли. Так, например, на уроках русского языка студенты выступают с докладами на тему «Формы обращения в русском речевом этикете», а на профессиональных конкурсах, во время прохождения учебной и  производственной практики в полной мере реализуют свои знания. В целенаправленную работу по обучению и воспитанию студентов входит работа с текстами. Для уроков подбираю тексты на темы: мораль, доброта, милосердие, труд. Плановая, системная работа с текстом укрепляет этический, культурный, образовательный статус обучаемых, и в последующем на занятиях по профессиональным модулям находят своё место. Наибольшую значимость имеет работа по созданию собственных текстов на вышеуказанные темы, что оказывает большую воспитательную роль.

Если остановиться на тренинговой форме работы, то можно сказать, что тренинг обладает большими возможностями: именно в тренинге вся группа является активной участницей процесса обучения. Основное преимущество его в том, что нужная информация подается в комфортной атмосфере обоюдной заинтересованности всех его участников. Причем тренинг успешно сочетается с уникальным методом «равный-равному» благодаря своей основной концепции: передачи знаний людьми, имеющими одинаковые социальные признаки. На сегодняшний день любое учебное заведение дает полную возможность для его реализации. Поэтому и в нашем колледже осуществляется студентами работа  по методу «равный - равному». Подготовленные ребята проводят различные тренинги для студентов колледжа и отрабатывают свои профессиональные навыки. Этот метод позволяет студентам чувствовать себя комфортно. Студентам-тренерам удается благодаря одной возрастной линейке создать доверительные открытые отношения с участниками тренинга, ввиду чего они могут в свободной форме высказать свои переживания, свою точку зрения, тем самым помогая нам добиваться хороших результатов.

Также хочу отметить такую активную форму обучения, как творческая работа будущих медицинских  работников. Работа над созданием собственного буклета профилактической направленности, санбюллетеня по различным направлениям профессиональных модулей, видеоролика учит студентов мыслить системно, творчески; развивает профессиональные умения и навыки и приобщает к медицинской  деятельности в период обучения. Развитие профессиональной направленности находится в отношении взаимной обусловленности с развитием профессионально важных качеств личности и становлением индивидуального стиля деятельности. В колледже ежегодно проводятся профессиональные конкурсы среди студентов «Лучший по профессии», «Лучшая медицинская сестра», «Лучший выпускник» Студенты принимают активное участие в конкурсах, поскольку понимают особую значимость для них же самих: это развитие собственной культуры речи. Нашей целью в проведении подобных мероприятий является сосредоточение внимания молодежи на важности анализа и правильного решения медицинских проблем, значит, воспитания ответственности за принятые решения.

Реклама на медицинские темы является одним из средств воспитания гражданской активности и ответственности молодежи, несет в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, способствует успешной социализации молодых людей в условиях современной окружающей среды.

Работая над созданием собственного буклета, будущий медицинский  работник глубже изучает конкретную проблему, учится учитывать интересы той целевой аудитории, для которой готовится буклет. Темы для своих буклетов студенты выбирают различные: это и здоровый образ жизни, охрана материнства и детства, антиреклама табачной и алкогольной зависимости, профилактика ВИЧ/СПИД.

Такая форма рекламы, как санбюллетень, направлена на формирование общественного сознания. Актуальность заключается в том, что он раскрывает проблематику и указывает на нравственные ценности общества. Одним из основных символов в построении целостного композиционного ансамбля, является слоган, который действует на зрителя, не только словом, как сутью проблемы, но и работает как графический образ с психологической составляющей. Поэтому будущие медицинские  работники стараются подобрать яркие и запоминающиеся лозунги. Проблемы, поднятые в санбюллетенях, насущные:  т.е. те, с которыми вплотную, быть может, столкнутся наши студенты, как специалисты. Таким образом, обучаясь еще в стенах учебного заведения, студент осваивает новые роли, вырабатывая профессиональные умения и навыки.

Пожалуй, одной из самых интересных форм работы для наших студентов является работа над видеороликом. Работая над созданием видеоролика, вся команда целиком и полностью погружается в этот процесс. Главное достоинство видеорекламы - высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд она может вызвать у зрителей устойчивую эмоциональную реакцию, которая будет сохраняться длительное время. Студентам предстояло учесть следующие критерии: нестандартность ролика – неординарность сюжета; новизна и оригинальность оформления; актуальность освещенной в ролике проблемы; эстетичность; степень эмоционального и воспитательного воздействия работы на зрителя; простота и доступность восприятия  ролика. Поэтому процесс рождения  видеоролика – очень сложный, но чрезвычайно интересный.

На мой взгляд, такие приемы, использованные в ролике, как черно-белое видео, медленная трансформация героев, косвенное указание проблемы – оказывают эмоциональное воздействие на зрителя, успешно достигая поставленной цели.

Важной активной формой работы с будущими медицинскими работниками является проведение благотворительных акций и организация досуговой игровой программы для пациентов.

Так, уже несколько лет наш колледж сотрудничает с областной больницей № 2, Домом престарелых  п. Усть-Ордынский. Уже доброй традицией стала для наших студентов организация развлекательной программы ко Дню защиты детей в детском отделении. Даря детям подарки, сладости и просто хорошее настроение, наши студенты проникаются теплом и пониманием того, что все в жизни начинается с самого человека; убеждаются в правильности выбора своей профессии. Пожилые люди с удовольствием смотрят концерты, подготовленные нашими студентами ко Дню пожилых людей, ко дню Победы. Эта работа двусторонняя: организуя досуг для людей с особыми потребностями, студенты учатся толерантности к данной категории граждан, вырабатывая в себе уважение и терпимость к тем, кто нуждается в нашей поддержке.

Таким образом, использование активных форм обучения и воспитания будущих медицинских работников способствует увеличению количества выпускников  с высоким уровнем владения русским языком, хорошей культурой речи, объединению теории с практикой, развитию у студентов личностного интереса к выбранной профессии и формированию профессионально-мотивационной установки на деятельность.

 

Использованная литература:

  1. Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. - с.24-26.
  2. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов в вузе. – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и К», 2008. – 128 с. – с.20-21.

 

Оригинал работы:

Воспитательный потенциал уроков русского языка в профессиональной деятельности будущих специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*