Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кейс-метод как интерактивный метод обучения

13.12.2017 397 571
Аюшиева Любовь Владимировна
Аюшиева Любовь Владимировна, преподаватель

Усть-Ордынский медицинский колледж им. Шобогорова М.Ш.

В настоящее время в образовательную практику все шире внедряются инновационные методы и технологии, позволяющие усилить практическую ориентацию профессионального образования, установить обратную связь между теоретическими положениями и профессиональными действиями специалистов в данной области, активизировать интеллектуально-творческую деятельность студентов. Одним из таких методов является кейс – метод - метод конкретных ситуаций.

Применение кейс - технологий в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки:

-обеспечить конструктивное взаимодействие  теории и практики;

-подготовить будущих медицинских работников к решению профессиональных проблем;

-содействовать развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций базируется на ситуационном подходе; его основной задачей является развитие у студентов практических умений и навыков принятия решений в профессиональной деятельности. Кейс-метод был разработан в Гарвардском университете (США) в 20-30 гг. XX в., а широкое распространение получил во второй половине прошлого столетия в сфере бизнес-образования, когда известными педагогами-реформаторами разрабатывались и вводились в практику так называемые методы активного обучения. В соответствии с идеями активного обучения, одним из ярких выразителей которых в XX в. являлся Дж. Дьюи, необходимо было в образовательной практике соединить знание и действие. В Гарвардской школе бизнеса к середине прошлого столетия поставили задачу интеграции знаний и практики, для решения которой был разработан и использовался кейс-метод. Кроме того, здесь также создавались программы обучения преподавателей применению метода конкретных ситуаций и выработали три принципа подготовки педагогов:

  • преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;
  • ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали в описании ситуации;
  • преподавателей можно обучить технологии ведения обсуждения.

Применение кейс - технологии в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки:

-обеспечить конструктивное взаимодействие  теории и практики;

-подготовить медработников к решению профессиональных проблем;

-содействовать развитию  интеллектуального и творческого потенциала.

Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых важнейшее значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. Несомненно, что к  такого рода деятельности относится профессия медицинского работника. Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке медицинского работника состоит в анализе на практических занятиях по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специально разработанных проблемных ситуаций, путей и способов их разрешения, в оценке и прогнозировании последствий принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель. В процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют доступную им информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них правовых и медицинских знаний предлагают пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения. В практике применения кейс-метода используются два основных подхода:

  • разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в студенческой аудитории;
  • использование кейса как иллюстративного материала для ознакомления обучающихся с возможными профессиональными проблемами и способами их разрешения.

В первом случае конкретные ситуации составляются на основе реальных событий, описываемая в них проблема не решена, студенты должны предложить свои варианты решений и оценить вероятность успеха в каждом случае.

Таким образом, применение кейс-метода базируется на организации учебных дискуссий, в ходе которых с разных позиций анализируется данная конкретная ситуация, выявляются причины возникновения проблем и конфликтов, предлагаются действия по их преодолению, оценивается их эффективность, делаются прогнозы по дальнейшему развитию ситуации. Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет также причислить кейс-метод к интерактивным методам обучения.

В отечественной системе профессионального образования кейс-метод используется с конца 80-х гг. XX в. Целью применения данного метода являлось обучение студентов принятию профессиональных решений. Данная проблема поднималась в исследованиях в области социологии, менеджмента, психологии управления, к примеру, в работах Ю.Ю. Екатеринославского, Ю.Д. Красовского, Д.А. Поспелова и др.

Однако в области профессионального медицинского образования кейс-метод до настоящего времени используется недостаточно. В ходе проведенной  работы студентам давалось задание самостоятельно разработать кейс, в котором должна была быть отражена реальная проблема, с которой они или известные им медицинские работники сталкивались в профессиональной деятельности. Изложение проблемной ситуации могло быть дано в свободной форме, рекомендовалось также отразить в нем следующие вопросы:

  • Описание возникшей проблемы (подробная характеристика участников, место возникновения ситуации, действия участников и т.д.);
  • Что предшествовало возникновению ситуации ;
  • Какие возрастные особенности участников проявились в ситуации;
  • Ситуация глазами обучающегося и педагога;
  • Личностная позиция педагога в возникшей ситуации;
  • Что нового узнал педагог о подопечных из ситуации;
  • Причины возникновения данной проблемы;
  • Какие задачи ставились педагогом для разрешения проблемы;
  • Какие действия предпринял педагог;
  • Оценка их успешности;
  • Какие вопросы остались по поводу разрешения данной проблемы;
  • Прогноз дальнейшего хода развития ситуации;
  • Другие возможные варианты разрешения ситуации;
  • Выводы. [4]

Объем кейса - 2-3 печатных листа (формат А4).

При описании ситуации в соответствии с этическими требованиями к составлению кейсов фамилии и имена участников должны быть изменены.

Работа над кейсом в аудитории предполагает домашнюю подготовку, в процессе которой студенты подробно изучают, анализируют по определенной схеме содержания кейса, отвечают на поставленные вопросы.

В ходе анализа кейсов, проведения дискуссий у студентов происходит актуализация медицинских знаний, они стремятся обосновать принимаемые ими решения, базируясь на медицинских закономерностях и принципах, представлениях о возрастных и личностных особенностях пациентов, осуществляют наиболее оптимальный в их понимании выбор из известных им методов и средств медицинской деятельности. Студенты используют на практике знания, усвоенные ими из теоретических курсов. Тем самым воплощается в жизнь идея Дж. Дьюи о соединении знаний и действия. В процессе реализации различных методов работы с кейсами осуществляется уточнение и корректировка полученных студентами их медицинских курсов знаний, они становятся более осознанными, студенты глубже понимают сущность как медицинской  деятельности в целом, так и содержащихся в ней проблем.

Таким образом, применение кейс - технологий в образовании позволяет решить важнейшие задачи системы профессиональной подготовки, обеспечивая  конструктивное взаимодействие  теории и практики, подготовку будущих медицинских работников к решению профессиональных проблем, содействуя развитию их интеллектуального и творческого потенциала.

Использованная литература:

  1. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). М.: Гардарики.- - 77 c.
  2. Дроздова Н.П. Активные методы обучения: учеб.- метод. пособие/ под ред. Ф.-Й. Кайзер, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. СПб.: издательство СПбГУ. - 2002. – 230 с.
  3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М.: Лабиринт. -1999. – 159 с.
  4. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии/ под ред. Г.Н. Прозументовой.  – Томск. - 2003, 35 с.
  5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. – 86 с.
  6. Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Информатика и образование. - 2001. - № 6. - с. 60-63.

 

Оригинал работы:

Кейс-метод как интерактивный метод обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*