Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рациональная организация деятельности преподавателя и студента

03.07.2012 529 2355
Кравченко Елена Борисовна, преподаватель математики

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
От правильной организации учебного занятия, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления.

Рациональная  организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье учащихся, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

 

В своей статье хотелось бы обратиться к творческому наследию Я.А. Коменского. Он по-прежнему актуальный классик педагогики, по сути создавший пока ещё незыблемую у нас классно-урочную систему. Одну из групп существенных черт метода обучения, разработанного Коменским, составляют все те указания, которые направлены на рациональную организацию учебного процесса. Они, без сомнения, определялись повсюду проявлявшимися тенденциями развивающего капитализма к экономии времени и сил. Это стремление наблюдалось во всех областях жизни и в первую очередь в области производства. «Экономия времени и сил» - вот то требование, которое повторялось в различных вариантах, выражая стремление к максимальной рентабельности. Так и у Коменского повсюду на первый план выступает стремление сообщать всем учащимся по возможности достоверные знания, и притом самым быстрым и самым легким путем.

Обучение в современных ему школах Коменский порицает за то, что здесь «учащихся задерживали пять, десять и больше лет на том, что, несомненно, можно воспринять человеку в течение года». Он же обещает с помощью своего метода указать «пути сокращения при преподавании и учении». Коменский пришел к выдвижению целого ряда важных дидактических принципов и сформулировал много важных указаний, способствовавших успешному осуществлению классно-урочной формы обучения.


Так, Коменский в самых разнообразных выражениях формулирует принцип последовательности при изложении учебного материала. В «Новейшем методе языков» он писал: «Учащийся не может продвигаться вперед иначе, чем постепенно… В огромном количестве вещей, которые нужно усвоить, всегда одни бывают легче других…Следовательно, всегда нужно (в массе подлежащих изучению вещей) начинать с более легких, переходя от них к более трудным… Всегда нужно начинать с малого, краткого, простого, общего, близкого, правильного, постепенно переходя ко многому, расширенному, сложному, частному, отдаленному, неправильному».


В «Великой дидактике» говорится, что учебный материал должен излагаться в определенной последовательности, так чтобы «последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим».

Чтобы достигнуть последовательности в обучении, Коменский предлагает сначала преимущественно развивать чувства учащихся, ибо без правильно развитой способности наблюдать невозможно и правильное обучение, потом упражнять память и мышление; развивать, наконец речь и умение правильно излагать изученное, а в случае надобности и применять знания на практике.


Наряду с этим дидактическим принципом, в частности для облегчения проведения его на практике, Коменский дает много советов относительно рациональной организации обучения. Неоднократно он указывал на необходимость дидактической обработки материала, правильного его смыслового членения. Он требует ясного изложения и понятного объяснения, отмечая обязательность последовательного, непрерывного и целенаправленного обучения. Коменский подчеркивает, что все изучаемое должно закрепляться в памяти детей, а для этого он рекомендует, чтобы учащиеся заводили себе маленькие записные книжки, куда заносились бы важнейшие данные, подлежащие запоминанию. Он указывает на важность большого количества упражнений, отмечая необходимость систематического повторения и постоянной проверки знаний учащихся.


Наиболее ярким выражением детально разработанной системы такого обучения, целью которого было планомерное овладение систематическими знаниями наиболее легким и эффективным путем, были учебники, составленные Коменским; для каждой ступени изучения латинского языка предназначались учебники соответствующей трудности.


«Преддверие к языкам» содержит около 1000 наиболее употребительных латинских слов, объединенных тематически в 400 кратких предложений. При переходе от одной темы к другой нарастают грамматические трудности, так что этот учебник, наряду с расширением запаса слов дает сведения из элементарной грамматики. Для следующей ступени обучения предназначалась книга «Открытая дверь к языкам», содержащая уже 8000 латинских слов, соединенных приблизительно в 1000 фраз, сгруппированных в 100 тем. В них дается обзор всех наиболее важных, с точки зрения Коменского, областей жизни. Первые предложения построены еще просто, но постепенно они усложняются, превращаясь, наконец, в длинные многочисленные периоды. Книги для последующих ступеней обучения должны были затем использовать тот же самый языковой материал , представляя его в форме писем и диалогов, в виде художественной изящной речи, в виде стихов.


Этот систематический ход обучения, который позволяет сознательно и постепенно увеличивать знания учащихся и надежно вести по усложняющимся ступеням трудности к достижению высот знаний и умений, был той проблемой, более совершенному решению которой снова и снова уделяли внимание Коменский и его последователи.


Коменский считал, что снижение физиологической и психологической цены обучения и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации рациональной организации учебного процесса:

 

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы учащихся без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя и его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.


Рациональная организация учебных занятий включает в себя , в том числе и соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни учащегося и определяют требования к помещению учебного заведения, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья учащихся. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку  и в учебном заведении (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). Следует заметить, что допустимая учебная нагрузка у старшеклассников составляет 6 часов в учебном заведении и до 4 – домашних заданий, то есть 10 часов.


Максимальный объем учебной нагрузки не должен превышать нормативы, установленные СанПиНом.


Расписание УЗ в должно быть составлено с учетом степени сложности предмета  для восприятия учащихся.

Учебный предмет

Балл

Математика, русский язык (для национальных школ)

11

Иностранный язык

10

Физика, химия

9

История

8

Родной язык, литература

7

 география

6

Физкультура

5

Черчение

3

 

Так как на УЗ на организм учащегося  воздействуют следующие виды нагрузок:

  • умственная, связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний;
  • динамическая, как правило, организована на уроке недостаточно, что приводит к гиподинамии;
  • статическая, связанная с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время урока, очень тяжела для растущего организма младших школьников и нередко отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников.

то правильная, т.е рациональная, организация учебного занятия создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление

 

Структура рационального занятия.

Факторы УЗ

Уровни гигиенической рациональности УЗ

рациональный

достаточно рациональный

нерациональный

Плотность уз

(% времени, затраченного учащимися  на учебную работу)

не менее 60% и не более75-80%

55-90%

более 90%

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 мин

смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

Количество видов преподавания

словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа

не менее 3-х

2

 

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин

через 15-20 мин

не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

нет

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин УЗ по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3,4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

Психологический климат

преобладают положительные эмоции

имеются случаи отрица­тельных эмоций

преобладают отрицательные эмоции

 

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин

не ранее 35-57 мин

до 30 мин

 

На физкультминутках  можно провести простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх - вниз;

2) горизонтальное вправо - влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала занятия начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом на­правлении.


Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в та­кой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

 

В начале учебного дня, на первом УЗ, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответст­вующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообра­щение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как  кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится  в  следующей последовательности:

1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3) точка посередине верхнего края подбородка;

4) парные точки в височных ямках;

5) три точки на затылке в углублениях;

6) парные точки в области козелка уха.

 

Очень хорошо наличие в содержательной части УЗ вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни. Это способствует формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработке понимания сущности здорового образа жизни.


Длительность просмотра (мин)

диафильм

кинофильм

телепередачи

25-30

25-30

25-30

 

Необходимо также учитывать санитарно-гигиенические условия учебного занятия:

  • воздушно-тепловой режим;

 оптимальная температура воздуха в помещениях учебного заведения должна быть:

Помещение

 

Градусы С

Учебные кабинеты

 

18-21

Спортивный зал

 

15-17



Резкое отклонение от оптимальной температуры оказывает существенное влияние на температурный гомеостаз организма, его психостатус, на функциональную активность органов и систем и, в конечном итоге, на работоспособность учащегося. При этом адаптационные возможности организма испытывают определенное напряжение, вплоть до стрессового.


Уровень влажности также влияет  на работоспособность, изменяя тепловой баланс организма: низкая влажность (менее 30%) приводит к потере жидкости и минералов через кожу и слизистые, а высокая (более 60%) – к избыточному потовыделению (для предупреждения перегревания), но низкому потоиспарению. Следовательно, подобные условия затрудняют сердечную и мышечную деятельность, создают дополнительную нагрузку на адаптационные системы организма, снижают работоспособность человека.


Следует обратить внимание на оформление кабинета

  • освещенность;
  • чистота и эстетика кабинета;
  • цветовая гамма кабинета.

Важно учитывать  психологический климат на уроке:

- Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность - пассивность).

- Наличие эмоциональных разрядок на уроке: поговорка, известное высказывание, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.

 

В конце урока обратите внимание на следующее:

Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75-80%).

Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для классов компенсирующего развития).


Темп окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание;
  • задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене, которая предназначена для отдыха ребенка).

 

Список литературы:

    1. Латышина Д.И. История педагогики и образования; М., 2007 г.
    2. Унделеков А.Г., Нефедов П.В. Рациональная организация учебного процесса – здоровьесберегающий фактор в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 61-62



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*