Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из функций педагога профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта является консультирование обучающихся и их родителей по профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. [1]
Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. [1]
В психолого-педагогической теории и практике накоплен большой опыт организации и проведения данной работы. Для этого преподаватели Государственного профессионального образовательного учреждения «Мариинский политехнический техникум» используют следующие формы работы:
-классные часы;
-беседа с представителями профессии;
-экскурсии;
-день открытых дверей;
-конкурсы, викторины;
-игры;
-выставки (профориентационный стенд) и т.д. [3]
В работе по данному направлению я использую классные часы, беседа с родителями на родительских собраниях, участие в недели специальности.
В учебном процессе педагоги непосредственно на учебных занятиях должны формировать профессиональную направленность и мотивацию.
Профессиональная направленность – это наличие в целемотивационной структуре личности профессиональных побуждений к применению всех своих сил в избранной профессии, самореализации в ней. Эти побуждения имеют две специальные разновидности: профессиональные мотивы и профессиональная концепция. [3]
На учебных занятиях профессиональных модулей формируется профессиональная направленность на этапе актуализации, изучении нового материала, закреплении и рефлексии. На занятиях используется создание проблемной ситуации, решение которой является мотивацией к изучаемой теме. При изучении темы студенты осуществляют частично-поисковую деятельность, проявляя активную познавательную деятельность.
Профессиональная мотивация – это процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных профессиональных успехов. Кроме того, мотивация профессиональной деятельности может быть раскрыта как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [1]
Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей.
Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий и специальностей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии или специальности. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха.
Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями. Данная работа реализуется через родительские собрания, где родителям дается информация о новых профессиях и специальностях нашего техникума, об условиях обучения, возможных перспективах после окончания техникума.
С целью знакомства с техникумом ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», где учащиеся встречаются с преподавателями и мастерами производственного обучения различных специальностей и профессий. Организовываются мастер – классы и экскурсии по техникуму и по мастерским. Такие экскурсии эффективно влияют на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована цель такой встречи – подробное знакомство с профессией.
Во время таких экскурсий школьники получают следующую информацию:
-общие сведения о профессии;
-психофизиологические требования профессий к человеку;
-характеристика процесса обучения и процесса прохождения практики на предприятиях Мариинского района;
-получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.
Этап создания привлекательного образа техникума реализуется на протяжении всего учебного года и включает в себя участие и выступление учащихся во всех районных и областных мероприятиях, будь то спортивные соревнования, конкурсы профессионального мастерства, ярмарка вакансий, различные акции, выступление в местной прессе.
На этапе работы приемной комиссии организовывается целенаправленная деятельность с поступающим контингентом.
Наше время - время быстрых изменений, на наших глазах отмирают и рождаются новые профессии. Подробную информацию надо приобрести по той специальности, которая отвечает интересам подростка. Почти у всех профессий есть свои скрытые и явные нормы. Подростка нужно учить ориентироваться в мире обновляющихся понятий. Развивать способность самостоятельно мыслить.
Список использованной литературы
1.Иванова, В.А. Педагогика [Электронный ресурс]: электронный учебно-методический комплекс / В.А. Иванова, Т.В.Левина – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет" – Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/, свободный. - Загл. с экрана.
2.Исследовательская и проектная деятельность [Электронный ресурс]: статья о научно-исследовательской деятельности – Режим доступа: http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2, свободный. - Загл. с экрана.
3.Психология и психиатрия [Электронный ресурс]: информация по психологии - Режим доступа: http://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/ свободный. - Загл. с экрана.
4.Разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию ФГОС по профессии, специальности [Текст]: методические рекомендации/авт.-сост.: А.Г .Апухтина, И.А. Былкова, Л.И. Ильченко и др.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.-92 с.
5.Сластин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластин, А.И. Мищенко, Е.Н. Шняков – М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.
Оригинал работы:
Консультирование обучающихся и их родителей по профессиональному самоопределению
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.