Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль бессознательного рисунка в формировании идеи для проекта

08.12.2017 804 1267
Рудых Мария Германовна
Рудых Мария Германовна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

В учебном процессе студенческий проект начинается с эскиз-идеи и оформляется графически. У студентов специальности 07.02.01 «Архитектура»  этот этап работы называется клаузурой и вызывает у учащихся определенные сложности, большинство из которых связано с определением концепции, образа. В итоге часто формируется проблема – отсутствие собственных идей для проекта, следовательно, страх его невыполнения в срок, либо неудовлетворительный результат. Эта проблема практически всегда служит причиной  снижения самооценки, мотивации к обучению, погружает в стрессовое состояние. 

Всем известно, что работа мозга нацелена на сохранение здоровья человека, организм всегда ищет выход из стресса, но мы редко на это  обращаем  внимание. Например, с  каждым из нас случалась ситуация, когда вовремя разговора, ожидания, размышления, общения по телефону рука непроизвольно рисовала на клочке бумаги какие-то каракули. Не придавая этому значения, зарисовки улетали в мусор. На самом деле бессознательный рисунок необходим для восстановления психологического состояния и это действие имеет название «дудлинг». Doodle  (от анг. -  каракули) - техника создания простейшего рисунка, при помощи линий и графических элементов.  Учеными доказано, что дудлинг способствует:

  • психологической самотерапии;
  • концентрации внимания на основном деле. Во время рисования человек присутствует в данном месте, разговоре, хорошо слышит и спокойно усваивает поступающую информацию;
  • развитию мелкой моторики;
  • развитию художественно-изобразительных навыков;
  • стабилизации состояния и самоорганизации в периоды ожидания.

Научно обоснованная запатентованная техника на западе имеет большой круг почитателей. В Великобритании ежегодно отмечается Национальный день дудла   «Каракули как психотерапия». Все люди в определенные моменты ищут способы улучшить настроение, собранность, повысить самоуверенность, всем необходимы тренировка внимания и памяти, достижение внутренней гармонии и управление гневом. Существует множество методик и рекомендаций. Дудлинг – одна из них. 10 минут арт-терапии стабилизирует эмоциональное состояние и побуждает к созидательным действиям. В России дудлинг стал широко известен тогда, когда на экраны компьютеров пришла поисковая система Гугл. Именно в этой системе рисунки ко всяким знаменательным датам рисуются в стиле дудлинг. Они так и называются — дудлы.

Каждый преподаватель когда-либо наблюдал, как бездельничают студенты на его уроках. Чаще всего молодежь отвлекается на активную переписку в  телефонах, игры, музыку,  разговоры друг с другом, но так же можно увидеть и тех, кто во время лекции что-то рисует в тетрадях. Для учителя вся эта деятельность едина и непродуктивна. Хотя между гаджетами и дудлигом существует огромная разница. Занимаясь перепиской, общением, студенты действительно не слышат преподавателя, они заняты именно собеседником, играми, которые «уносят» их сознание в другое место. А непроизвольные, необдуманные рисунки напротив стимулируют умственную активность. Психолог и автор книги «Дудл Ревлюшен», американка Санни Браун считает, что наказывать за «каляки-маляки» - это преступление. Не первый год она борется со стереотипами воспитания и проводит уроки, пытаясь научить взрослых людей самих заниматься дудлингом и поощрять других.

Пока человек  занят рисованием чего-то малоосмысленного, его мозг работает на полную катушку. Сегодня уже многие называют дудлинг особым способом мышления, позволяющим решать возникшие проблемы. Сам физический процесс построен таким образом, что рука, которая ведет стержнем или грифелем по бумаге, активизирует мышление. Этого не происходит, когда человек управляет мышкой или клавиатурой компьютера. Если ведущий канал восприятия – зрительный, то очевидно, что визуальный способ мышления должен идеально подойти такому типу людей. Наброски или схемы позволяют и систематизировать информацию, и максимально сжато представить ее для запоминания. А создать самую подходящую схему помогает любимая «каляка-маляка».

Грифонаж (griffonage m. - каракули, маранье, ряд беглых набросков, как правило, импровизационного характера)  прекрасно подходит для перфекционистов. Это именно то занятие, в котором важнее процесс, а не результат. Никто не требует, чтобы эти рисунки имели художественную ценность. Никто не осудит и не скажет, что это делается неправильно. Когда человек научится «отпускать себя» в рисовании бессмыслицы, возможно, ему станет доступнее и умение жить полной жизнью, без стремления непременно чего-то достичь в сжатые сроки.

Выполненные интуитивные рисунки не представляю собой ценности, но присмотреться к ним стоит. В поисках идейного образа в начале проекта все делают эскизы, возможно именно такие эскизы выдает человеческий мозг в момент творческого кризиса. Так, например, Леонардо да Винчи бессознательно изобразил несколько сбывшихся предсказаний будущего, в его бумагах на полях, в углах (где обычно рисуют без надобности) найдены зарисовки гидравлического насоса и вертолета.   

Множество идей можно найти, используя разные дудлинг-рисунки как пазлы. Иногда за основу берутся линии, направления, а повторяющиеся элементы – это будущий орнамент. Эта техника рисования дает основу для прикладного творчества, оформления поверхностей и даже силуэтов татуажа. Дудлинг в интерьере – это новая тенденция в дизайне под девизом «Ремонт как релаксация». Данному направлению присуще роспись стен маркерами самим хозяином, даже не имеющим художественных способностей, простыми элементами. В задачу дизайнера входит подготовка основных плоскостей, стен для дудлинга и зарисовка крупных базовых элементов, членение которых на мелкие графические детали увлечет всех членов семьи. Таким же образом, может оформлятся мебель, текстиль и суть заключается в том, что можно остановиться, продолжить, закончить  абсолютно в любой момент, когда будет время и желание. А пока выводятся незатейливые каракули во благо интерьера, можно подумать о делах, поговаривать по телефону, послушать музыку, аудиокниги, сочинить стихи. Такое оформление интерьера будет иметь большую ценность для каждого человека, так как процесс простого рисования создаст свои семейные истории, воспоминания, мысли.  

В каждом бессознательном рисунке есть основа для идеи. Всегда.  И она оригинальна, ведь рождена каждой личность в отдельности в момент напряженного  психологического состояния, или скукой, или приятными раздумьями. В любом случае, подсознание помогает всем выйти из трудной ситуации, важно лишь обратить внимание на то, что неосознанно вырисовывает рука, увидеть в этом какой-то элемент для основы проекта.   

На Западе картины в стиле «дудлинг» уже достаточно привычный элемент декора. Причём не только интерьера, но и ворот, заборов и вообще уличного стрит-арта. Придумывать сложные композиции — та ещё умственная работа! Любители составления дудлинг-композиций уже устраивают своеобразные состязания. А победителей ждут приятное «минуты славы», восторженные вздохи фанатов и неплохие заработки. 

Многие американские президенты, в том числе Томас Джефферсон, Рональд Рейган и Билл Клинтон, были известны тем, что использовали стиль рисования, который сегодняшние знатоки назвали бы дудлами, в ходе своей непосредственной работы. Мировые знаменитости этого оригинального изобразительного жанра тоже известны. Ким Тунг Ги (Kim Tung Gi) из Южной Кореи, Маттхеу Бессуда (Matthieu Bessuda) из Франции, Хелен Каур (Helen Kaur) из Сингапура Пэт Пэрри (Pat Parry) из США и многие, многие другие. Все они относятся к своим «несерьёзным произведениям» очень серьёзно. Вот что говорит о своём творчестве американский художник Джон Бургерман (Jon Burgerman): «Дудлинг — непростое для овладения ремесло, если относиться к нему серьёзно. Но если вы хотите просто позабавиться, лучшей формы творчества не придумать».

В учебном процессе дудлинг обучающимся необходим:

- для концентрации внимания и лучшего усвоения информации,

- для интуитивного поиска идей, решений, графических образов,

- для продуктивной деятельности в коллективе. 

Коллективной работе отводится особое место, как как этот навык является обязательный для выпускника техникума. Но к работе в коллективе все относятся по разному: для кого-то это возможность проявить лидерские качества, а для кого-то возможность отстранится, а затем присоединиться к чужим результатам. Дудлинг и здесь окажет свою помощь. Коллективный дудлинг позволяет членам группы увидеть общую и одновременно более точную картину происходящего. Чтобы взаимопонимание не полагалось на одни только слова, совместный дудлинг помогает членам группы достигать консенсуса благодаря общему визуальному пониманию изучаемой проблемы. Коллективный дудлинг обеспечивает высокий уровень вовлечения членов группы в обсуждение вопросов, потому что нас биологически влечет к информации, выраженной в визуально-пространственной форме. Например, всем случалось общаться там, где есть телевизор. Почти невозможно заставить себя не поворачиваться к экрану и всецело сосредоточить внимание на собеседнике. По своей визуально-пространственной притягательности телевизор не уступает древнегреческим сиренам (и почти так же опасен). Биологическая ориентация на визуальные ориентиры и движение делает использование визуального языка в коллективном обсуждении каких-либо вопросов более чем уместным. Дудлинг помогает людям полностью раскрыться, отдаться процессу целиком, а не просто исполняют свою роль для галочки. Так рождаются коллективные проекты, через зарисовки.

Санни Браун призывает  не отказывать себе и своим близким, ученикам в бессознательном рисунке, который обычно мы называем тратой времени на ерунду. Важно помнить, что это защита от стресса и концентрация внимания на происходящем вокруг. И что не менее важно - интуитивный поиск решений и идей. Беседы и мастер-классы на эту тему следует проводить с каждой группой студентов, помогая им преодолеть какие-то трудности, страхи, а затем обращать их же внимание на бессознательные зарисовки, помочь увидеть в этом что-то, что можно адаптировать и использовать в учебной, профессиональной деятельности.

 

Оригинал работы:

Роль бессознательного рисунка в формировании идеи для проекта




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*