Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества

08.12.2017 256 350
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, старший методист

Волостных Рената Гаданановна
Волостных Рената Гаданановна, преподаватель

Галета Марина Андреевна
Галета Марина Андреевна, преподаватель

Новокузнецкий строительный техникум

Современный молодой специалист, получивший образование в среднем профессиональном образовательном учреждении должен творчески подходить к решению проблем, а следовательно уметь решать поставленные перед ним задачи и оценивать сложившуюся ситуацию. Развитие творческого потенциала и активности в образовательном процессе можно осуществлять различными формами и методами организации учебной деятельности студентов и одним из перспективных направлений деятельности можно считать проектную учебно-исследовательскую деятельность студентов, которая не только развивает умственные способности и практические навыки, но и повышает адаптивность специалистов среднего звена.

В современных условиях динамического развития различных отраслей образованию нельзя отставать в решении насущных проблем общества. Переход к практико-ориентированному обучению связан с усилением прикладного  практического характера образовательного процесса.   

Внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения формирует у обучаемых: умение творчески подходить к решению производственных задач и находить способы устранения проблем, планировать собственную деятельность, анализировать факты и своевременно давать обоснования - все эти качества развиваются при участии студентов  в проектной научно-исследовательской работе, в период обучения.   

Проектная  исследовательская работа бывает двух видов:

  1. учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами
  2. научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх требований, которые предъявляются учебными планами.

Обе эти формы в разной степени  формируют развитие исследовательских и научных способностей у студентов, но наиболее важной является работа во внеурочное время в предметных факультативах; студенческих лабораториях и как итог работы -участие в научных и научно-практических конференциях.

Современное образовательное учреждение для организации учебно-исследовательской работы формирует сообщество (группу) студентов (СНС), работа которых  направлена более глубокое понимание научных основ технологий и процессов, способствует формированию осознанной необходимости постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В процессе  решения поставленной перед ним (или им самим) задачей студент (или группа, при работе в команде) развивает умения и навыки самостоятельной работы с учебными, научными и научно-популярными изданиями; приобретает умения и навыки исследовательской деятельности; осваивает методики проведения эксперимента; анализирует результаты экспериментов, сопоставляет, делает выводы.

Современное проектирование содержит специальные средства, позволяющие обучаемому лучше понимать: что требуется, что возможно, что следует делать, чтобы при имеющихся ресурсах получить наилучший результат и уменьшить возможные негативные последствия. Проектные методы обучения, конечно, не гарантируют полного успеха в достижении результатов, но в свою очередь они могут помочь  повысить   вероятность успеха.

Внедряя в процесс обучения способы проектной деятельности, мы стараемся развить умения, которые будут необходимыми во всех отраслях деятельности, независимо от того чем будет   заниматься выпускник:

  1. анализировать проблемные ситуации;
  2. проектировать цели;
  3. планировать деятельность и достижение целей;
  4. оценивать решения и делать обоснованный выбор;
  5. эффективно работать в команде.

Участие студентов в такой  работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий дает возможность развития у каждого обучающегося таких критериев личности как самостоятельность, инициативность, индивидуальный профессиональный почерк и творческие способности. Построение процесса практико-ориентированного обучения с элементами исследовательской деятельности позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Работая в студенческом учебно-исследовательском сообществе (СНС),  определяются теоретические основы проведения работ: постановка целей и задач, предварительный обзор и анализ имеющейся информации, условия  и методы решения задач данного класса, организация (проведение) эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, оценка результатов исследовательской деятельности (выводы). Необходимо помнить, что всю учебно-исследовательскую деятельность студентов направляет преподаватель-руководитель. Именно он помогает в выборе темы работы, постановке целей и задач, формулировке гипотезы, подборе документов для исследования, методики проведения исследования. При этом он должен руководствоваться не только актуальностью и новизной темы, но и потенциалом студента, выполняющего данную работу. Для этого необходимо провести работу по выявлению склада ума студента, его способностей, опытом работы с научными источниками, а так же наличием заинтересованности в предмете

Главной задачей преподавателя является необходимость развить у студента способность работать с информационными источниками, для этого первые заседания студенческого сообщества необходимо проводить в библиотеке или классе, посвящая их работе с каталогами библиотек, сайтами для составления кратких обзоров (рефератов) по выбранной теме.

Основные сведения систематизируются, анализируются и обобщаются. Разрабатываются формы записи результатов: бланки, таблицы и т.п. Руководитель должен заранее прогнозировать и предвидеть, что необходимо выполнить в данной работе: типы расчетов, виды таблиц, диаграмм и графиков. Руководителю необходимо помочь студенту развить навыки в составлении тезисов, презентаций и докладов, с которым он будет защищать свою работу. Если студент не умеет правильно подать информацию перед аудиторией, то работа не будет оценена должным образом.  Задача  руководителя - прослушать доклад студента, подсказать, как грамотно отвечать на вопросы. Особое внимание необходимо обратить на правильность речи, манеры и жесты которые будут использованы во время доклада (защиты). Преподаватель - наставник  обязательно должен показывать свою заинтересованность в ходе работы. Работу студента необходимо  курировать на всем протяжении выполнения, иначе у студента может пропасть интерес.

Координирование деятельности преподавателей и студентов в учебно-исследовательской работе осуществляет учебно-исследовательское сообщество СНС. Координация - это создание благоприятного психологического климата между преподавателем и студентом, рабочие доверительные отношения, слаженность работы, создание взаимовыгодных условий, планирование  деятельности и достижение целей.

Результатом деятельности практико-ориентированного обучения и учебно-исследовательской работы является участие в конкурсах профмастерства, научно-практических и  исследовательских  конференциях.

Взаимодействие преподавателя и студента учебно-исследовательской работе через конференцию заключается в том, что оба идут к определенному результату и этот результат могут увидеть другие участники конференции. Стимулирование работы происходит оценки и награждения участников. Победители внутритехникумовской конференции могут принимать участие в конференциях других учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. На конференциях происходит знакомство с преподавателями и студентами, которые предполагают заниматься или уже занимаются научно-исследовательской работой. Руководство УИРС обязует преподавателя продолжать свое самообразование, повышать уровень профессионального мастерства. Через участие в конференциях так же выявляются все положительные и отрицательные стороны в учебно-исследовательской работе.

В конце учебного года по результатам конференций необходимо подводить итоги работы учебно-исследовательского сообщества, намечать пути дальнейшего развития, так как учебно-исследовательская работа студентов формирует интерес к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.         

Таким образом, участие в конференциях должно осуществляться ежегодно и от количества и качества выступлений студентов зависит в целом вся учебно - исследовательская работа учебного заведения

 

Оригинал работы:

Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*