Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества

08.12.2017 770 1213
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, преподаватель

Волостных Рената Гаданановна
Волостных Рената Гаданановна, преподаватель

Галета Марина Андреевна
Галета Марина Андреевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Современный молодой специалист, получивший образование в среднем профессиональном образовательном учреждении должен творчески подходить к решению проблем, а следовательно уметь решать поставленные перед ним задачи и оценивать сложившуюся ситуацию. Развитие творческого потенциала и активности в образовательном процессе можно осуществлять различными формами и методами организации учебной деятельности студентов и одним из перспективных направлений деятельности можно считать проектную учебно-исследовательскую деятельность студентов, которая не только развивает умственные способности и практические навыки, но и повышает адаптивность специалистов среднего звена.

В современных условиях динамического развития различных отраслей образованию нельзя отставать в решении насущных проблем общества. Переход к практико-ориентированному обучению связан с усилением прикладного  практического характера образовательного процесса.   

Внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения формирует у обучаемых: умение творчески подходить к решению производственных задач и находить способы устранения проблем, планировать собственную деятельность, анализировать факты и своевременно давать обоснования - все эти качества развиваются при участии студентов  в проектной научно-исследовательской работе, в период обучения.   

Проектная  исследовательская работа бывает двух видов:

  1. учебно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами
  2. научно-исследовательская работа, т.е. работа сверх требований, которые предъявляются учебными планами.

Обе эти формы в разной степени  формируют развитие исследовательских и научных способностей у студентов, но наиболее важной является работа во внеурочное время в предметных факультативах; студенческих лабораториях и как итог работы -участие в научных и научно-практических конференциях.

Современное образовательное учреждение для организации учебно-исследовательской работы формирует сообщество (группу) студентов (СНС), работа которых  направлена более глубокое понимание научных основ технологий и процессов, способствует формированию осознанной необходимости постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В процессе  решения поставленной перед ним (или им самим) задачей студент (или группа, при работе в команде) развивает умения и навыки самостоятельной работы с учебными, научными и научно-популярными изданиями; приобретает умения и навыки исследовательской деятельности; осваивает методики проведения эксперимента; анализирует результаты экспериментов, сопоставляет, делает выводы.

Современное проектирование содержит специальные средства, позволяющие обучаемому лучше понимать: что требуется, что возможно, что следует делать, чтобы при имеющихся ресурсах получить наилучший результат и уменьшить возможные негативные последствия. Проектные методы обучения, конечно, не гарантируют полного успеха в достижении результатов, но в свою очередь они могут помочь  повысить   вероятность успеха.

Внедряя в процесс обучения способы проектной деятельности, мы стараемся развить умения, которые будут необходимыми во всех отраслях деятельности, независимо от того чем будет   заниматься выпускник:

  1. анализировать проблемные ситуации;
  2. проектировать цели;
  3. планировать деятельность и достижение целей;
  4. оценивать решения и делать обоснованный выбор;
  5. эффективно работать в команде.

Участие студентов в такой  работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий дает возможность развития у каждого обучающегося таких критериев личности как самостоятельность, инициативность, индивидуальный профессиональный почерк и творческие способности. Построение процесса практико-ориентированного обучения с элементами исследовательской деятельности позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Работая в студенческом учебно-исследовательском сообществе (СНС),  определяются теоретические основы проведения работ: постановка целей и задач, предварительный обзор и анализ имеющейся информации, условия  и методы решения задач данного класса, организация (проведение) эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, оценка результатов исследовательской деятельности (выводы). Необходимо помнить, что всю учебно-исследовательскую деятельность студентов направляет преподаватель-руководитель. Именно он помогает в выборе темы работы, постановке целей и задач, формулировке гипотезы, подборе документов для исследования, методики проведения исследования. При этом он должен руководствоваться не только актуальностью и новизной темы, но и потенциалом студента, выполняющего данную работу. Для этого необходимо провести работу по выявлению склада ума студента, его способностей, опытом работы с научными источниками, а так же наличием заинтересованности в предмете

Главной задачей преподавателя является необходимость развить у студента способность работать с информационными источниками, для этого первые заседания студенческого сообщества необходимо проводить в библиотеке или классе, посвящая их работе с каталогами библиотек, сайтами для составления кратких обзоров (рефератов) по выбранной теме.

Основные сведения систематизируются, анализируются и обобщаются. Разрабатываются формы записи результатов: бланки, таблицы и т.п. Руководитель должен заранее прогнозировать и предвидеть, что необходимо выполнить в данной работе: типы расчетов, виды таблиц, диаграмм и графиков. Руководителю необходимо помочь студенту развить навыки в составлении тезисов, презентаций и докладов, с которым он будет защищать свою работу. Если студент не умеет правильно подать информацию перед аудиторией, то работа не будет оценена должным образом.  Задача  руководителя - прослушать доклад студента, подсказать, как грамотно отвечать на вопросы. Особое внимание необходимо обратить на правильность речи, манеры и жесты которые будут использованы во время доклада (защиты). Преподаватель - наставник  обязательно должен показывать свою заинтересованность в ходе работы. Работу студента необходимо  курировать на всем протяжении выполнения, иначе у студента может пропасть интерес.

Координирование деятельности преподавателей и студентов в учебно-исследовательской работе осуществляет учебно-исследовательское сообщество СНС. Координация - это создание благоприятного психологического климата между преподавателем и студентом, рабочие доверительные отношения, слаженность работы, создание взаимовыгодных условий, планирование  деятельности и достижение целей.

Результатом деятельности практико-ориентированного обучения и учебно-исследовательской работы является участие в конкурсах профмастерства, научно-практических и  исследовательских  конференциях.

Взаимодействие преподавателя и студента учебно-исследовательской работе через конференцию заключается в том, что оба идут к определенному результату и этот результат могут увидеть другие участники конференции. Стимулирование работы происходит оценки и награждения участников. Победители внутритехникумовской конференции могут принимать участие в конференциях других учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. На конференциях происходит знакомство с преподавателями и студентами, которые предполагают заниматься или уже занимаются научно-исследовательской работой. Руководство УИРС обязует преподавателя продолжать свое самообразование, повышать уровень профессионального мастерства. Через участие в конференциях так же выявляются все положительные и отрицательные стороны в учебно-исследовательской работе.

В конце учебного года по результатам конференций необходимо подводить итоги работы учебно-исследовательского сообщества, намечать пути дальнейшего развития, так как учебно-исследовательская работа студентов формирует интерес к познавательной, творческой и практической деятельности, повышает учебную мотивацию, создает условия для социального и профессионального роста, формирования логического, научного мышления, развития интереса к выбранной профессии, позволяет развить творческие и личностные качества будущих специалистов.         

Таким образом, участие в конференциях должно осуществляться ежегодно и от количества и качества выступлений студентов зависит в целом вся учебно - исследовательская работа учебного заведения

 

Оригинал работы:

Проектное обучение и деятельность студенческого научно-исследовательского сообщества




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*