Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация проектного метода обучения в процесс подготовки специалистов среднего профессионального образования

08.12.2017 543 809
Назарова Надежда Александровна
Назарова Надежда Александровна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить перспективы, найти необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществив его, оценить,  достигнуты ли поставленные цели.

Не каждый обладает такими способностями, но каждый может попытаться их развить. Наилучшие возможности для этого предоставляет проектная деятельность. Понятие проекта для нас ассоциируется с воплощением творческой идеи в конкретный результат. В современном мире создают проекты  зданий, техники, приборов, развлекательных программ, бизнес-планов. Однако значение термина "проект" намного  шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его созданию, все стадии  его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности. 

Современная система образования предоставляет  возможности для развития проектного мышления начина со школьной скамьи. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов применялся и применяется в системе среднего и высшего образования. Курсовой и дипломный проекты, исследовательская работа – наглядные примеры проектной деятельности в учебном процессе.

Учебный проект – самостоятельная, творческая  работа, выполненная в соответствии с планом проектирования - от идеи до ее воплощения в реальность.  

Проект можно представить как "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация. [1, с.19]

 По содержательной специфике проекты бывают:

-практическими, целью таких проектов является создание или улучшение чего-то нового (макета или проекта здания, технического устройства).

-исследовательскими, элементами такого проекта являются - обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой.

Проект может разрабатываться как в рамках одной области (одной учебной дисциплины), так и охватывать несколько областей знания или нескольких дисциплин, так называемые интегрированные проекты.

Необходимо выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего - это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проектной деятельности всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение. Этим решением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы. [2, с. 93]

Весь путь от исходной проблемы до реализации цели  необходимо разбить на отдельные этапы, определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы  связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему  и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы.

Непременным условием является публичная защита, презентация результатов работы. Элемент презентации - важнейшая сторона работы, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной  работы и приобретенного   опыта. [3, с.34]

В процессе изучения профессионального модуля Участие в проектировании зданий и сооружений специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» проектной деятельности отводится особое место.

Пример 1. Реферат является одним из самых распространённых видов внеаудиторной самостоятельной работы. Работая над созданием реферата студент, приобретает основные навыки   проектной деятельности.

Тема: Архитектурные стили  Новокузнецка. 

Цель: Выяснить к каким архитектурным стилям относятся здания Новокузнецка

Планирование деятельности:

Задачи:

1 Изучить архитектурные стили

2 Сделать фотографии зданий города

3 Сравнить и проанализировать полученные данные

4 Сделать выводы

Поиск информации:

-метод изучения литературы и интернет - источников,

-метод наблюдения и сравнительного анализа.

Конечный продукт - реферат (текстовый документ, содержащий иллюстрации).

Представление и защита реферата: подготовка презентации доклада.

Реферат можно считать первым шагом в освоении проектной деятельности.   

Пример 2. Каждый студент может принять участие в научно-практических конференциях, которые проводятся как внутри учебного заведения, так и за его пределами. Для этого необходимо выполнить научно-исследовательскую работу в соответствии с выбранной тематикой.

Элементом научности является выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой. Для проверки гипотезы применяются различные методы исследования - эксперимент, социологический опрос, моделирование, анализ и сравнение.

Итогом работы является результат, представленный в выводах. В процессе выполнения работы гипотеза может подтвердиться или нет.

Тема: Безопасность  скатных крыш в весенний период

Проблема: На крышах зданий в весенний период образуется большое количество сосулек, которые могут нанести значительный вред человеку

Цель: Выяснить причину образования сосулек на скатных крышах.

Гипотеза:  Образование сосулек зависит от теплового режима крыши. Задачи:

  1. Провести анализ теплового режима крыш
  2. Изучить физические процессы образования сосулек и наледей
  3. Провести наблюдение за процессом образования сосулек.

Пример 3. Основным видом учебной проектной  деятельности можно по праву считать курсовой проект.

Курсовое проектирование проводится в кабинетах курсового проектирования в соответствии с графиком учебного процесса. Курсовой проект - это результат самостоятельной деятельности студента. На занятиях студент самостоятельно ведет расчеты, выполняет подбор конструкций   по каталогам, разрабатывает чертежи. То есть занимается аудиторной самостоятельной работой.  Преподаватель выступает в роли консультанта.

Дома работа над курсовым проектом продолжается в том же объеме и это уже внеаудиторная работа.

Целью курсового проекта является разработка чертежей и пояснительной записки.

Деятельность по выполнению планируется в соответствии с графиком курсового проектирования

В результате выполнения проекта осуществляется поиск информации, путем изучения литературы и интернет источников.

Производится выбор конструктивных элементов зданий и материалов на основании анализа проектной документации.

В качестве эксперимента возможно предложение идей использования новых конструктивных решений и материалов.

При разработке курсового проекта по проектированию промышленных зданий  один из студентов  в качестве покрытия предложил использовать полимерную мембрану, самостоятельно изучив свойства этого материала и технологию применения. 

Пример 4. Дипломный проект – это итог, к которому каждый студент приходит с определенным багажом знаний и опыта. Студент самостоятельно разрабатывает проект, самостоятельно занимается поиском информации, принимает решения на основании приобретенных знаний. Однозначно дипломный проект является практическим проектом, так как итогом является вполне реальный проект здания, который можно воплотить в жизнь.

Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к работе. Профессиональный рост специалиста, его востребованность на рынке труда зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, от способности планировать и прогнозировать действия. Метод проектов предоставляет такую возможность!

 

Список источников:

1. Лазарев, В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности [Текст] /В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 38 с.

2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов /Н.Ю.Пахомова. – М.: АРКТИ, 2015. – 112с.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

 

Оригинал работы:

Реализация проектного метода обучения в процесс подготовки специалистов среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*