Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение основам правового законодательства студентов на уроках обществознания и права с помощью проблемного метода

08.12.2017 691 1302
Шаулова Елена Сергеевна
Шаулова Елена Сергеевна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум

Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования принес новые требования, подходы и методики преподавания права в школе.  Многие изменения образовательного стандарта имеют положительный результат, и приносят большую пользу в усвоении учащимися необходимых правовых знаний. 

Несмотря на то, что сегодня существует много эффективных методов обучения, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя в роли субъекта учебной деятельности.  Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания.  Сущность проблемного обучения состоит в создании какой-либо проблемной ситуации и обучению в поиске оптимальных решений для данной ситуации. При методике такого обучения ученики активно включаются в работу урока, при этом их основной задачей на уроке является найти решение для той или иной проблемы, опираясь на опыт полученных знаний ранее. Важной особенностью такого метода является правильное построение проблемной ситуации. Ситуация должна выходить за рамки знаний и умений учащихся, чтобы заставить их найти новые знания, новую информацию для решения поставленной задачи. В реализации проблемного обучения существует разнообразное количество форм реализации данного метода, одной из эффективных форм является дискуссия в микрогруппах класса. Для такой формы урока отлично подходят такие проблемные вопросы семейного права как регулирование фактических брачных отношений. Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, учитель предлагает учащимся  проанализировать ситуацию (комплекс проблем), возникающую в связи с сожительством без регистрации брака, осуществить правовой анализ и поиск ее разрешения. Стоит отметить, что проблемный метод позволяет всестороннее проанализировать проблему, в отличие от урока-лекции, которая не дает возможности посмотреть на проблему со всех точек зрения, а лишь описывает материал.

Не каждый учитель умеет работать с таким методом преподавания. Эффективность этого метода во много зависит от возможности учителя, если учитель не может направлять учеников в поиске ответов на проблемный вопрос, то эффективность этого метода будет низкая. Также показателем эффективности является соблюдение этапов реализации этого метода: во-первых, эта правильная постановка проблемы, учитель должен правильно сформулировать суть проблемного вопроса или проблемной задачи. Во-вторых, это помощь в формировании всевозможных гипотез по данной проблеме. В- третьих, это направление учеников в правильном поиске информации подтверждающей выдвинутые гипотезы. И на последнем этапе учитель должен помочь сформировать у учеников  выводы по решению проблемы. В поиске решения проблемы учащиеся получают новые знания, если же в ходе решения проблемы учащиеся не получили новой и полезной информации, значит поставленная задача была не правильно сформулирована, либо проблема не несла в себе общественно-социальный характер. Стоит отметить и функциональную особенность проблемного метода обучения, этот метод позволяет формировать у учащихся навыки творческого усвоения знаний, учащиеся вырабатывают собственные приёмы усвоения полученных знаний, тем самым, проявляя творческую деятельность. Также данный метод позволяет сформировать навыки ораторского искусства, умение выступать на публике и отстаивать ту или иную точку зрения.

Таким образом, дискуссии способствуют развитию у учащихся основных коммуникативных умений. В целом, дискуссия является такой формой занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, при этом они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора. В старшем звене школы наиболее эффективными будут групповые дискуссии, в результате которых будет сформулирована общая позиция по рассматриваемой проблеме. Именно такая форма урока позволяет школьникам не только развить определенные коммуникативные умения, но и способствует более глубокому усвоению учебного материала.

Подводя итог хочется отметить, что в современной системе школьного образования метод проблемного обучения необходим. К сожалению, не все учителя могут работать с данной методикой обучения праву, так как данный метод является эффективным лишь у тех учителей, которые умеют направлять класс, модулировать совместную работу. Для основ изучения тем семейного права данный метод является наиболее эффективным. Однако проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой основам семейного права. Нельзя изучить все аспекты семейного законодательства с помощью данного метода. Занятие по изучению семейного права будет эффективным, если учитель направит своих учеников в поиске нестандартных решений и аргументаций своих позиций. При подготовке урока учитель должен советовать ученикам использовать различные источники: учебно-методическую и справочную литературу, материалы периодической печати, произведения художественной литературы. Современный урок предполагает в числе одной из важных задач значительное расширение форм учебной деятельности учащихся..

 

Список используемой литературы:

  1. Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебно-методическое пособие /Г.Д. Шкарлупина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. – С.81
  2. Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении [Электронный ресурс] / А. А. Ятайкина. Режим доступа: www.uni-altai.ru/Jornal/vestnik/ ARHIW/No2_2002/nauch_konf/u_sekzHalaikina
  3. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат– М., 2010 С.67.

 

Оригинал работы:

Обучение основам правового законодательства студентов на уроках обществознания и права с помощью проблемного метода




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*