Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Повышение мотивации на уроках математики

27.06.2012 981 4795
Кравченко Елена Борисовна, преподаватель математики

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Древняя мудрость гласит:

 можно привести коня к водопою,

 но заставить его напиться нельзя.

 

Да, можно усадить студентов за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у студентов желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельность без мотива не бывает».


Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.


Доктор медицины В.Ф. Базарный, исследующий проблемы школьного нездоровья, задается вопросом: «Что такое «неинтересно на уроке?» Это когда чувство выведено из-под интеллекта», - отвечает он.


Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса – значит вне чувства, воли, вне смыслов.


Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.


И именно мотивация обучения и стимулирования учебной деятельности является одной из основных задач педагогов, в том числе и меня.


Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности являются:

  • содержание учебного материала;
  • стиль общения педагога и учащихся;
  • характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Остановлюсь более подробно на содержании учебного материала.


Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащегося не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у студентов эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Для этого необходим особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения. В связи с этим я на своих уроках применяю методы проблемного обучения, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учащихся. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить элемент противоречий, иногда неожиданности. Например, перед изучением темы «Производная сложной функции» я пишу на доске несколько примеров нахождения производной элементарных функций: f(x)=x3, f(x)=sinx, f'(x)=3x2f'(x)= cosx, с нахождением которых учащиеся без проблем справляются. Далее предлагаю найти производную функций: f(x)= (2x-1)3, f(x)=cos2x, f(x)=sin5x. Обращаю внимание студентов на появившиеся в записи функций усложнения. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового. Некоторые студенты справляются с заданием для первой функции, возведя ее первоначально в куб. Естественно, я поощряю этих студентов, но отмечаю, что они затратили много времени на выполнение задания, а его можно выполнить очень быстро и справиться с решением может каждый. КАК? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту я быстро нахожу производную функций, не задерживая внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Учащиеся не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема нахождения производной сложной функции  тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда студенты поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно.


После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет. Решение стерла. Студенты верили, что все они поняли и выполнять подобные задания очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи… И так большая часть группы, и главное – у всех в лазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто? У студентов появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснений. Внимание полное. После объяснения даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у учащихся желание еще и еще раз послушать объяснение.


Такое обучение вызывает со стороны студентов живые споры, обсуждения; создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении студентов к учению.

 

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у студентов чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит студента в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я часто применяю игру «Математические гонки», суть которой заключается в том, что группа студентов делится на команды, каждая из которых, двигаясь к цели по выбранному маршруту, выполняет определенные математические вычисления. Чья команда первой пришла к финишу с правильным результатом – тот и победитель. Эту игру целесообразно применять на уроках закрепления материала.


Очень нравится студентам игра «Математическое лото», которую я использую для закрепления и повторения материала, а также отработки формул. Правила игры таковы: в специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек (обычно делаю 10 карточек). Это - карточки-задания. Имеется другой набор карточек. Это - карточки-ответы, которых больше, так как среди ответов есть ложные ответы. Решая пример, студент находит ответ, и эту карточку (ответ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек-ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый студент в группе решает по 2 задания. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек-заданий. Например, при изучении темы «Производная функции», я использую следующие карточки с заданиями

  1. y(x) = 5x - x2, y'(x)=? при x=-5
  2. y(x) = -4x2+5, y'(x)=? при x=2
  3. y(x) = 1/x, y'(x)=? при x=-1/3
  4. y(x) = , y'(x)=? при x=1
  5. y(x) = (x - 1/2)2, y'(x)=? при x=0
  6. y(x) = (x + 1/2)2, y'(x)=? при x=2
  7. y(x) = (x - 3)2, y'(x)=? при x=2
  8. y(x) = (x - 7)2, y'(x)=? при x=5
  9. y(x) = (x + 5)2, y'(x)=? при x=-5
  10. y(x) = 4x2- 3, y'(x)=? при x=2

Ответы: 15; -16; 16; -9; 0,5; -1; 5; -2; -4; 0.
Ложные ответы: -15; -0,5; 4; 1.

 

Игра «Домино» также вызывает живой интерес у студентов и служит прекрасным способом закрепления различных формул. Это могут быть тригонометрические формулы, формулы решения тригонометрических уравнений, формулы производных.


Правила игры: «Домино» содержит 16 карточек и одну - начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой - ответ к другой карточке. В группе распределить 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.


Домино (пример) по теме "Производная".

Начальная карточка:

(x2)'

x

 

0

2 x

 

-sin x

cos x

 

( ctg x)'

1/cos2 x

 

-1/x2

()'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1/x)'

x'

 

( uv )'

6x2

 

x'

0

 

( x2/2)'

( 1/x)'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

c'

 

( tg x)'

( cos x)'

 

1/(2)

1

 

( 2x3 )'

3x2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(sin x)'

-1/x2

 

 

-1/sin2 x

 

c'

u'v+uv'

 

( x3 )'

 

 

Развитию творческих способностей студентов способствует использование на уроках математики ТРИЗ – педагогики.


Например, в самом начале урока для «настройки» студентов на определенный тип работы, деятельности можно применить интеллектуальную разминку – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Или же использовать универсальную игру «Да - нетка», способную заинтриговать учащихся, вызвать живой интерес к изучаемой теме.


На этапе объяснения нового материала очень хорош прием «Удивляй!». Ведь известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.


«Лови ошибку» также очень любим студентами. Предварительно можно предупредить их об этом, а при объяснении материала намеренно допустить ошибку. Задача студентов – обнаружить ее.


Даже домашнее задание вызывает у студентов желание его выполнить, если задано оно в необычной форме, например, составить шпаргалку по изученной теме.

 

Для повышения мотивации обучения на уроках математики я широко использую компьютерные технологии (КТ). Во-первых, изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание студентов, во-вторых, дает возможность раскрыть творческий потенциал студентов, стимулирует их умственную деятельность.


Использование обучающих и контролирующих тестов в электронном виде очень полезны для усвоения определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста студенты сразу видят свои ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. При регулярном использовании тестирования у студентов повышается активность работы на занятиях, усиливается дух состязательности, желание самоутвердиться. Использование системы интерактивного опроса Verdict позволяет за значительно малый промежуток времени проверить уровень усвоения материала всех студентов. Такая форма опроса очень нравится и мне, и моим студентам, поэтому они с удовольствием проверяют свои знания.


Способствуют формированию устойчивого интереса к предмету математика и творческие презентации студентов, выполненные на заданную тему. Примером таких презентаций являются разработанные учащимися презентации по истории возникновения тригонометрических функций, истории дифференциального счисления, разноуровневые тесты по решению квадратных уравнений и неравенств, преобразованию тригонометрических выражений, решению простейших тригонометрических уравнений  и т.д., которые делают урок боле привлекательным, зрелищным и интересным.

 

И, конечно же, существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Большое внимание я уделяю подведению итогов урока так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.


Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998 г.
  2. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. -М.: Эгвес, 2005.
  3. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. -М.: Издательство «Эгвес», 2005.
  4. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/ Под общ.ред. А.П.Тряпицыной.-СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2005г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*