Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методы воспитательной работы, используемые в работе с обучающимися, проживающими в общежитии

27.06.2012 1216 4788
Павлова Т.А., воспитатель

Опочецкий индустриально-педагогический колледж

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Ведь воспитание – процесс не прямолинейный, он зависит от многих факторов, в том числе и от условий воспитания, от физического и умственного развития учащихся и многих других причин. Своеобразие индивидуального развития каждой личности ставит многообразие педагогических проблем в воспитании. Для обучающихся пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается от жизни в семье, где он находится в центре внимания. В общежитии такой ситуации быть не может, потому что человек вливается в коллектив сверстников, где все равны. Организация жизнедеятельности в условиях общежития сложна для обучающихся, испытывающих значительное психическое и физическое напряжения в силу учебных и бытовых трудностей.


Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв обучающихся от семьи часто вызывает у некоторых из них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью или  нервозностью, бывает и угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Контингент общежития в значительной степени формируется из сельской молодежи,  часть которой с девиантным поведением. И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. У обучающихся, проживающих в общежитии, ослаблены связи с родителями, они испытывают постоянную потребность в общении. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с воспитателем, и о особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.


Поэтому свою работу с детьми в общежитии я организую на основе принципа  уважения к учащимся как к личности. А настоящее уважение к личности проявляется с первых дней пребывания обучающихся в общежитии, стараюсь запомнить не только их фамилии, но, прежде всего, имена. Ведь дети больше всего ценят личный интерес к себе и не очень любят, когда к ним относятся как к объекту воспитания, как к общей массе в целом. Воспитателю  надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение  воспитанников, мотивы их поведения.


Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени.


Рассмотрим, какие цели, задачи и методы воспитания актуальны в работе воспитателя в учреждении начального профессионального обучения.


Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.


К числу важнейших воспитательных задач, стоящих перед воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности; выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся; приобщение учащихся к определенному уровню общественной культуры – духовной, материальной, физической; развитие коллективизма как важнейшей нравственной черты личности.


Основными целями работы воспитателя в общежитии считаю формирование общей культуры личности обучающихся, их содействие социальной адаптации, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.


Для достижения этих целей необходимо тщательно подойти к  планированию воспитательной работы. Трудность работы воспитателя заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как у каждого свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.


Для проведения мероприятий используются разнообразные формы воспитательной работы: тематические вечера, диспуты, встречи с правоохранительными органами, лекции, собрания, ролевые игры, круглые столы, акции, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением активных современных форм воспитания учащихся.


Используя формы воспитательной работы, пытаюсь увидеть в каждом ребенке личность и, уже исходя из этого, устанавливаю контакты с обучающимися. С этой целью  применяю следующие методы воспитательной работы:

убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности и др.


Метод убеждения  главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения применяю, когда рассматриваем какую-либо ситуацию, и применяю такие методы как: беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет влиять на сознание обучающихся.


Организация деятельности обучающихся является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.


Педагогическое требование применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания даю старосте этажа по назначению дежурных в общежитии на том или ином посту, а косвенные требования предъявляю в виде просьбы, совета.  Считаю, что в воспитательной работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь подобрать материал для проведения мероприятия и т.п.


Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимаю общественное мнение, стимулирую выступления обучающихся с оценкой их деятельности. Именно в процессе деятельности – познавательной, общественной, спортивной, художественной – формируется личность обучающегося.


Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю, что:

в здании нужно головной убор снимать;

входящий должен здороваться с людьми, находящими в здании;

в комнате должно быть ежедневно порядок;

сидеть на кровати запрещено;

громко не разговаривать (не кричать и не ругаться) и т. д.


Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.


Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванное оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.


Методы поощрения (похвалу, благодарность)  применяю, когда одобряю обучающегося за поведение, правильный поступок. Когда скажешь им «Молодец!», одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет  одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.


Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В своей воспитательской работе применяю метод наказания при нарушение обучающимися правил проживания в общежитии. Делаю замечание, предупреждение, беседую. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись. Грубые нарушения обсуждаем на Совете общежития или на общем собрании общежития, что вызывает у обучающихся чувство стыда, неудовлетворенность, однако корректирует поведение обучающегося, дает возможность понять свою ошибку.


Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения возможностей воспитания и самовоспитания. Он считается переломным, переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Этот переход связан с перестройкой психических и физических процессов, деятельности, личности учащегося. Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» обучающимся, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании, но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

  

Литература:

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского, 1997.

2. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*