Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация внеаудиторной работы обучающихся по учебной дисциплине «Основы философии»

01.12.2017 931 1613
Рожкова Ирина Александровна
Рожкова Ирина Александровна, преподаватель

Малиновский филиал Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к условиям реализации  программы подготовки специалистов среднего звена  (ППССЗ) образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателя. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Внеаудиторная  работа обучающихся направлена как на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, так и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни в обществе.

Внеаудиторная  работа обучающихся является одним из видов учебной работы, целями которой являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является работа с философским произведением.

Перед изучением обучающимися философского произведения   преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает рекомендации по работе с  философским произведением, цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

 Наиболее  важными   по работе с  философским произведением являются следующие рекомендации для студентов:

  • сформулируйте общее представление о философском произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, историческую ситуацию в этот период, определите причины, побудившие автора написать работу);
  • внимательно прочитайте текст философского произведения, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя справочную литературу;
  • разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию;
  • еще раз просмотрите весь текст. Составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях для самостоятельной работы.

В форме тезисов может быть подготовлено и устное выступление. В  тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой утвердительной форме раскрывается их основное содержание.

Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств.  В  конспект можно включать и собственные замечания, размышления (как правило, на полях).

Как составить конспект философского произведения? После ознакомления с произведением следует составить его план, записать название источника, указать автора, год издания работы.

Конспективную запись следует разделить на части в соответствии с пунктами плана.  Каждая  часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы можно подчеркивать наиболее важные положения, делать пометки на полях.

В курсе учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии предусмотрен  такой вид  внеаудиторной самостоятельной работы, как  работа с философским произведением. Обучающимся предлагается не просто прочитать текст произведения автора, но и ответить на вопросы к данному произведению или составить тезисы.

При выполнении задания следует придерживаться следующих рекомендаций:

– внимательно прочтите текст;

– вернитесь  в тексте к той части, в которой изложен ответ на поставленный вопрос;

– прочтите внимательно эту часть текста, выделите главное;

– составьте ответ к заданному вопросу в виде конспекта или тезисов.

В практике преподавания  учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии использую методику работы с текстом философского произведения, когда обучающимся предлагается ответить на вопросы к произведению, составить тезисы.

Так, при работе с философским произведением  Платона «Апология Сократа» предлагается ответить   на следующие вопросы:

  1. В чем состояло официальное обвинение Сократа?
  2. Как Сократ доказывает несправедливость предъявляемых ему обвинений? Ответы на вопросы предлагается оформить таблицей «Официальное обвинение Сократа».

Таблица

Официальное обвинение Сократа

 п/п

Официальное обвинение Сократа

Тезисы из текста Платон. Апология Сократа,  которыми Сократ доказывает свою невиновность

1.                   

 

 

2.                   

 

 

3.                   

 

 

 

Вывод

 

Выполненное задание заслушивается и обсуждается на учебном   занятии. Когда аналогичное задание дается студентам впервые, то практикуется совместная работа преподавателя и студентов с текстом философского произведения.

При работе  с философским произведением  Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» предлагается ответить на следующие  вопросы:

  1. О каких учениях Фалеса идет речь в работе?
  2. Какие изречения Фалеса приводит в работе Д.Лаэртский?
  3. Какими чертами характера Д.Лаэртский характеризует Сократа?
  4. Приведите 3-4 изречения Пифагора, которые Д.Лаэртский приводит в своей работе.
  5. Каковы основные учения Демокрита по мнению Д.Лаэртского?

При работе   с текстом Э. Фромма «Душа человека» предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие аргументы приводятся в работе, что люди – овцы?
  2. Какие аргументы приводятся в работе, что люди – это хищные волки?
  3. Почему Э. Фромм считает аргументы, что люди – это овцы или что люди – это хищные волки не убедительными?
  4. Как Э. Фромм трактует вопрос о том, является ли человек волком или овцой?

При работе с текстом   В.С. Соловьева «Русская идея» предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. О каких трех членах социального бытия идет речь в десятом разделе работы?
  2. В чем, по-мнению, В. Соловьева заключается русская идея?

При работе с текстами  Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Письма 1–5 предлагается выписать тезисы из каждого письма.

Выполненные задания заслушиваются и обсуждаются на учебном   занятии.

Работа с философскими произведениями позволяет студентам более глубже понять содержание учебной дисциплины «Основы философии» и вызывает у них интерес к изучению дисциплины.

На мой взгляд, значимость  внеаудиторной  работы обучающихся заключается в том, что в процессе ее происходит превращение обучающегося из объекта педагогического воздействия в активного действующего субъекта образовательного процесса, что способствует развитию у них целеустремленности в получении знаний,  вырабатывает способность занимать в обучении активную позицию; мобилизует интеллектуальные и волевые усилия для достижения образовательных целей; развивает умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность; позволяет осознать свои  потенциальные учебные возможности и готовность к саморазвитию.

В настоящее время к выпускнику предъявляются требования ни только к профессиональным знаниям, но и  к  умению организовать свою работу, постоянно повышать свою квалификацию, своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям, появлению новой информации. Особая роль в формировании способностей будущего выпускника отводится в современном образовании внеаудиторной работе.

Выпускники учебных заведений должны  быть способными к самостоятельному поиску информации, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации. Для того чтобы эффективно осуществлять творческий поиск, обучающиеся должны научиться приемам самостоятельного выполнения различных заданий, осуществления  поиска нужной информации, уметь читать различную информацию, получать из информации ответы на вопросы и т.д.

Внеаудиторная работа обучающихся не только способствует эффективному усвоению учебной информации, способов осуществления познавательной или профессиональной деятельности, но и воспитанию у обучающихся таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность, инициативность, креативность, трудолюбие.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
  2. Сычев А.А. Основы философии: Учеб. пособие (ГРИФ) // Сычев А.А.- М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016. – 368 с.

 

Оригинал работы:

Организация внеаудиторной работы обучающихся по учебной дисциплине «Основы философии» 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*