Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ладогармонические особенности 2 части фортепианного цикла «Море» М. Чюрлениса

30.11.2017 243 352
Осипова Маргарита Николаевна
Осипова Маргарита Николаевна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Курс музыкально-теоретических предметов в среднем звене, по мнению большинства теоретиков, композиторов и исполнителей нуждается в значительном расширении своей тематики, ее активном приближении к новым художественным явлениям музыкального искусства ХХ века..

В последнее время в музыковедческой печати появилось много публикаций, содержащих убедительные и достаточно близкие в своих выводах  теоретические положения и целые концепции, посвященные различным аспектам современного музыкального языка. Наибольшее количество таких публикаций связано с проблемами звуковысотной организации ХХ века. Изучение подобной литературы дает возможность студентам получить необходимые знания о законах гармонии ХХ века, о новых гармонических техниках тональной, новотональной, модальной, серийной, сонорной музыки виднейших композиторов ХХ века, нашей современности; о новых понятиях и терминах гармонии, ее логике.

В курсе дисциплины «Современная гармония» изучаются произведения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, Веберна, Мессиана, Денисова, Шнитке и т.д. Материалом для анализа и иллюстраций слушать яркие образцы художественных сочинений. Предлагаемая тема может быть включена в календарно-тематический план дисциплины.

Личность Чюрлениса, композитора, творившего в период конца XIX  начала XX веков, удивительна. Художник, работающий в различных сферах искусства – явление не новое, но уникальность подобного мышления бесспорна. Начиная с эпохи романтизма, ход эстетической мысли был ориентирован на синтез искусств, причем, музыка в этом синтезе нередко властвовала, занимая королевский трон. Эту тенденцию продолжали А. Матисс, В. Кандинский. Параллельно шло «омузыкаливание поэзии» в творчестве Эдгара По, П. Верлена, А. Белого, В. Брюсова. «Любование явлениями синестезии среди композиторов» (с. 208  В. Ландсбергис «Творчество Чюрлениса») – тенденция, воплощенная в начале ХХ столетия Скрябиным («Прометей», появление его световой клавиатуры). Постоянное обращение художников на музыку (Гоген, Синьяк, Кандинский). Но лишь Чюрленис обладал удивительным даром творческого воображения, глубоким даром познания связи между техникой, эстетикой и этикой музыкального искусства. Композитор, создавший неповторимые произведения, синтезирующие живопись и музыку.

Глубочайшее родство живописных и музыкальных произведений Чюрлениса между собой не является ни повторением идеи, ни аналогичными приемами, а чувством, старейшим источником искусства. Чувства повторяются; они невольно, прежде всего и преднамеренно сближали творения Чюрлениса из области различных искусств. «Пейзаж настроения» чюрлениского типа приобретает то метафорический, то музыкальный оттенок и соответствующие градации. Иногда перевешивает «повествование-сказка» (финал триптиха «Мой путь», andante «Сонаты моря»), иногда «музыка» (allegro «Сонаты моря»), но это не соперничество между собой. Скорее переход, когда одна линия трансформации подготавливает другую на новом ветке; возможно сотрудничество элементов, обладающих теми и другими смысловыми оттенками. Разгадка идейного смысла произведений Чюрлениса – в понимании мироощущения художника. Чувство природы, духовный контакт с ней переживался  художником личностно, перерастая в настоящее космическое чувство. Оно было знакомо художникам и мыслителям далекого прошлого:  поэтам, философам, математикам, астрономам. Известно это ощущение космоса и Данте, Достоевскому, личностями, которых Чюрленис очень интересовался. Космическое постоянно привлекало композитора и получило выражение, как в прямом, так и переносном смысле. Лирическое переживание реализовалось в ряде «космических» творений. Картина «Rex» - это гимн гармонии Вселенной, цельный образ мироздания, одухотворенность, льющаяся от Космоса и параллельное одухотворение земной природы («Соната звезд», «Соната пирамид»,  прелюдии). Но, понимание космического у Чюрлениса шире.  Космос - символ властного ритма жизни, «словно извечный танец созидающего и разрушающего Шивы (с.200)». Но танец этот неуловим. Человек воспринимает космическое как неизменность, застывшую вечность, надличностное осмысление жизни. Через этот «идеал вечности» беспрерывный поиск равновесия, гармонии. С древних веков людей волновала эта проблема союза гармонии и вечности, что неотделимо от Вселенной. И не случайно эта проблема волновала Чюрлениса именно в звуковом воплощении. Музыка – особый вид искусства, в котором возможен приход к гармонии, идеалу. Этот вопрос затрагивали многие исследователи, занимающиеся творчеством Чюрлениса: Э. Межелайтис, Эткинд. Так, Зурабян в эссе «Мечта и быль» пишет: «Великолепный мастер передачи пространства, он не менее великолепно передает ритмы времени, ритмы движений и вообще ритмы жизни в музыке». Ландсбергис в монографии о Чюрленисе ставит  вопрос о космическом мироощущении композитора, воплощение космоса, моря в живописи. Подобное мироощущение ведет к поиску новых средств звучания. Ярким примером творческого поиска является фортепианный цикл из трех пейзажей «Море».

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Ладогармонические особенности 2 части фортепианного цикла «Море» М. Чюрлениса




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*