Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практические занятия как основа исследовательской работы студентов

25.06.2012 442 2370
Фисенко Марина Викторовна
Фисенко Марина Викторовна, преподаватель

Краснодарский политехнический техникум

Изменения в процессе производства товаров народного потребления, произошедшие в стране, требуют нового отношения к труду специалистов. Задачей, стоящей перед средним специальным образованием, как и перед другими уровнями обучения, является подготовка специалиста не только высокой квалификации, но и умеющего принимать рациональные решения, требующие наименьших материальных и трудовых затрат в процессе производства.

Требования, которые предъявляются к современному выпускнику, представлены в новой редакции Федеральных государственных образовательных стандартов.


В настоящее время перед учебными заведениями, ведущими профессиональную подготовку, стоит задача воспитания специалиста нового поколения, знающего современную промышленную технологию, умеющего управлять микропроцессорной техникой. Такой специалист не только выполняет правильно задания, которые соответствуют уровню его образования, но и обладает знаниями, позволяющими самостоятельного решать разноуровневые производственные задачи. Современный специалист среднего звена должен адекватно оценивать ситуацию, степень ее сложности и выбирать правильный путь решения. Возможность выбора наиболее рационального решения – отличительная черта специалиста 21 века.


Раньше специалистом считался тот, кто умело выполняет свою работу, соответствующую уровню его образования; четко выполняет распоряжения руководителя и не проявляет излишней инициативы.


На сегодняшний день специалист стремится к постоянному самосовершенствованию, умеет работать со справочной литературой, анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать правильные решения.

Для подготовки специалистов уровня среднего специального образования, как правило, используются традиционные методы обучения. Они определяют получение, (то есть потребление) студентами основных знаний, умений и навыков. Но такой подход в современных условиях изжил себя.


Специалист, обладающий комплексом стандартных знаний, умений и навыков, но, не умеющий их развивать и использовать в рабочей деятельности, будет добросовестным исполнителем решений принятых руководителем, но не будет востребован на рынке труда.


Особую роль в формировании будущего специалиста занимает практическое обучение. Оно позволяет сформировать у студента способности к анализу своей деятельности, расширить область восприятия им новых знаний. Начальные этапы производственного обучения позволяют сформировать у студентов навыки самостоятельной работы, что в дальнейшем может лечь в основу исследовательской деятельности студентов. Но не каждый студент готов заниматься учебно–исследовательской деятельностью. Задача педагога выявить такую личность. Поэтому при проведении практических занятий необходимо использовать личностно – ориентированную методику обучения.


В отечественной педагогической психологии накоплен огромный объем научных знаний в области ведения исследовательской работы студентов и использования для этого личностно-ориентированного обучения.


Развитие личности осуществляется более продуктивно в условиях применения личностно-ориентированной технологии обучения, которая предполагает создание такого образовательного пространства, в котором студент выступает как субъект познавательной и предметной деятельности, со своими индивидуальными и психологическими особенностями и способностями, социальным багажом знаний, жизненными и профессиональными ориентирами. Установление субъект-субъектных отношений, отношений взаимовыгодного сотрудничества, в котором преподаватель выступает в качестве корректора, советника и координатора познавательной деятельности, способствуют созданию благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности обучающихся.


Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования: на образовательные и воспитательные цели обучения каждому учебному предмету, на содержание, принципы, приемы (технологии) обучения и на весь учебно-воспитательный процесс (взаимодействие студентов и преподавателей, студентов друг с другом, студентов и средств обучения и т.д.), способствуя созданию благоприятной для студентов обучающей и воспитывающей среды.


Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • признание студента субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект-субъективных и субъект-объективных образовательных воздействий;
  • признание способности студента к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных воздействий;
  • смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности студента.


Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.


Личностно-ориентированное образование — это такое образование, которое создает благоприятные условия для проявления личностных функций учащихся. Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы создать условия для проявления универсальных личностных способностей, с учетом ее природной организации, конкретного социального окружения, индивидуальных предпочтений, ценностных ориентаций и др. Реализация личностно-ориентированного подхода возможна и необходима на всех уровнях образования: дошкольных, школьных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях. Одной из определяющих задач личностно-ориентированного подхода в образовании является развитие активности личности в учебном процессе.


Среднее профессиональное образование входит составной частью в систему непрерывного профессионального образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В России оно имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворения потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.


Годы учебы в среднем профессиональном заведении - это время интенсивного развития интеллектуальных, нравственных сил и возможностей человека. Здесь происходит становление специалиста: функционально грамотного и профессионально компетентного. Это время самореализации студентом задуманных планов - личностной и профессиональной направленности. В студенческие годы вырабатываются такие социально значимые качества, как стремление к самореализации, осознанность, избирательность, активность.


Именно на это направлена личностно-ориентированная технология обучения, при которой главным действующим лицом является личность обучающегося с его индивидуальностью, уникальностью, неповторимостью. Обучающийся является не объектом, а субъектом образования со своими запросами, нуждами и потребностями.


Утверждение личностно-ориентированного профессионального образования обусловливает проблему согласования его с государствен­ными образовательными стандартами. Актуальным становится решение задач проектирования профессиональных характеристик на основе личностно-ориентированного подхода. Большими возможностями для реализации этой парадигмы образования обладает блочно-модульное обучение.


Тематическим ядром личностно-ориентированного профессио­нального образования  являются ключевые квалификации, ключевые компетенции и ключевые компетентности, которые определяют направление деятельности педагога. Ведение исследовательской деятельности и руководство этим процессом обеспечивает воспитание специалиста нового поколения. Определение состава и структуры компетенций для групп профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — знаковая система» и «человек — бизнес», технологий обучения, воспитания и развития существенно обогатило бы практическую значимость личностно-ориентированного образования.


В рамках практического применения личностно–ориентированного метода обучения на практических занятиях важно учитывать следующие аспекты:

- при подготовке к занятиям преподаватель должен определить группы заданий по сложности;

- выдача задания и установка требований к их выполнению должны производиться с учетом теоретической подготовки студентов, их психологических особенностей;

- при распределении студентов в группы должны учитываться их желание, возможность работы в паре, психологическая совместимость студентов;

- последующие этапы практики должны содержать усложненное задание для любого студента;

- практические занятия должны быть обеспечены учебной базой, справочными материалами для возможного обеспечения творческого развития и продуктивной деятельности студентов.


Итог любой творческой деятельности по совершенствованию процесса обучения приводит к росту профессионализма педагога и подготовке им высококвалифицированных специалистов.

 

Список используемой литературы:

1. Майер Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.

2. Белкин А.С. Психология успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.

3. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

4. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе. Екатеринбург, 2010

5. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Екатеринбург, 2007.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*