Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования мотивов саморазвития личности

23.11.2017 229 293
Улыбашев Анатолий Владимирович
Улыбашев Анатолий Владимирович, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В рамках модернизации современной школы актуальна реализация инновационной модели профильного обучения, отвечающей современным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Современное профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения за счет такой организации образовательного процесса, в которой обучающийся совместно с родителями и с помощью педагогов выбирает свою образовательную траекторию, исходя из интересов, способностей и возможностей, и пробует себя в различных сферах деятельности. Организация профильного обучения с учетом интересов и возможностей обучающихся дает возможность по окончании школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования [4].

Сегодня деятельность образовательной организации, реализующей профильное обучение невозможна без:

  • организованной системной работы по реализации профориентационной и предпрофильной подготовки обучающихся;
  • обеспечения потребности участников образовательного процесса в программах предпрофильного и профильного обучения, а также профориентационной работы.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского ргоjectus. Буквальный перевод означает “брошенный вперед”.

В современном русском языке слово “проект” имеет несколько весьма близких по смыслу значений: во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Под методом проектов понимается организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. X. Килпатрика, Э. Коллинза и других.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения [1].

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность обучающимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время способствует доброжелательности при всех обстоятельствах [2].

Окончательный выбор темы проекта остается за преподавателем. Зная интересы и потенциальные возможности обучающихся, преподаватель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей.

В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться: от 3 до 4 недель. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа преподавателя и обучающегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы обучающихся [3].

Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой - предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения.

Проекты - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой обучающиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал обучающегося, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед преподавателем, усложняются. Он должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Преподаватель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в работе над ними. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы).

В Андроповском учебно-производственном комбинате ведется предпрофильная подготовка обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ района по предметам: «Выбор профессии», «Введение в профессию».

Обучающихся знакомят с рядом специальностей:

1.Спецализация «Автодело»- профессия водитель транспортных средств категории «В».

  1. Специализация «Медико-социальная работа» - профессия младшая медицинская сестра-милосердия.
  2. Специализация «Общественное питание» - профессия повар 3-го разряда
  3. Специализация «Оператор ЭВМ»- профессия оператор ЭВМ.

В ходе занятий решается следующие задачи: формирование у обучающихся представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; активизация обучающихся в подготовке к профессиональному самоопределению; вооружение обучающихся методами самопознания и самовоспитания; формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Обучающиеся самостоятельно выбирают специализацию для работы над творческим проектом. Преподаватель предлагает ряд тем для дальнейшей работы над творческим проектом. Так, например, по специализации «Автодело» темы: «История автомобилестроения в России», «Мой путь из школы домой», где обучающийся в ходе работы над проектом знакомится с историей автомобилестроения и прослеживает все этапы технического прогресса. Вторая тема затрагивает вопросы безопасности дорожного движения всех его участников.  Формы создания проектов могут быть различные: рефераты, видеоролики, презентации или практическая работа в форме приготовления блюда на специализации «Общественное питание». Специализация «Медико-санитарная подготовка» предлагает следующие темы творческих проектов: «Лекарственные растения», «Вредные привычки», «Первая помощь при различных травмах».

Для обучающихся по специализации «Оператор ЭВМ» - «Применение информационных технологий в областях жизнедеятельности человека» (образование, медицина, военное дело, производство, бизнес, связь и т. д.)

Работа над творческим проектом имеет следующие этапы.

1.Организационно-подготовительный. Выбор темы проекта и его обоснование. Формирование мотивации участников, создание инициативной группы обучающихся, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска.

2.Поисковый. Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности обучающихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

  1. Итоговый. Оформление пакета документов по проекту, схем диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия. Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей.

И в заключении можно сделать выводы:

-проектная деятельность – важный элемент образовательной деятельности;

-проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой подготовки обучающихся. Каждый трудится в своем темпе, осваивая посильные навыки и умения;

-оценка выставленная  не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение;

-появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;

-метод проекта дает возможность  организовать практическую деятельность  в интересной для обучающихся форме, направив усилия на достижение значимого для них результата;

-освоение нового делается более  осмысленным, работа  обучающихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

У проектно-исследовательской работы, особенно в учебно-производственном комбинате, широкие возможности, значит, есть и новые горизонты, к которым следует стремиться. Данная форма организации оказывается актуальной, поскольку проектирование как особое мыследеятельностное пространство одновременно выступает средством становления и способом оформления личности как субъекта деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. О.А.Павлова, П.Ю.Федорченко.- Белгород: ИПЦ   «ПОЛИТЕРРА», 2006.- С.22-28, 51-54
  2. Пахомова Н., Учебный проект: его возможности /Н.Пахомова// Учитель. - 2000.- № 4.- С.52-55 
  3. Пахомова Н., Учебные проекты: методология поиска /     Н.Пахомова// Учитель. - 2000.- № 1.- С.41-45
  4. Региональная практическая конференция «Современные подходы и системы профильного обучения, профориентацинная работа в школе http://www.edu.lenobl.ru/Files/file/tezisu_broshyura.pdf- (дата обращения 17.11.2017 г.)

 

Оригинал работы:

Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования мотивов саморазвития личности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*