Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебная практика – как один из этапов оценки профессиональных компетенций обучающихся в современных условиях реализации образовательного процесса в СПО

21.11.2017 246 357
Каширов Олег Владимирович
Каширов Олег Владимирович, мастер производственного обучения

Егорьевский техникум

Внедрение стандартов нового поколения в образовательный процесс профессиональных организаций СПО повлекло за собой необходимость коренным образом менять подходы к системе оценивания качества подготовки выпускников. Пришлось перейти от таких показателей уровня подготовки обучающихся, как: знания, умения и навыки к компетенциям.

Компетенция – готовность субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях, заданных относительно объектов и предметов деятельности в рамках определенных полномочий.

Именно на учебной практике наши студенты осуществляют  самостоятельную и продуктивную деятельность в конкретных условиях и поэтому существует реальная возможность оценить степень развития их компетенций. Но на период 2010-2012 г.г., когда шло активное внедрение ФГОС 3, это было самой серьезной проблемой, потому что было непонятно: как это сделать? Само понятие «компетенция» было чужеродным и непонятным.

Кроме этого, существовала еще одна проблема – с перечнем профессиональных компетенций. Во всех основных профессиональных образовательных программах был обозначен профессиональный модуль – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и предлагался перечень рекомендуемых профессий. При этом перечень профессиональных компетенций для этого модуля отсутствовал, т.к. образовательные организации имели право выбора профессий.

Что касается конкретной образовательной программы 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», то мы остановились на профессии «Слесарь-ремонтник» и стали думать, что мы должны развивать, и как это с точки зрения компетентностного подхода оценивать?

В рамках модуля были введены слесарная и станочная учебные практики. Перечень необходимых для развития знаний и умений пришлось взять из квалификационного справочника. И на данный момент можно с уверенностью сказать, что система оценивания сложилась и наиболее полно компетенции студентов проявляются на аттестации по итогам практики. Уже по сложившейся традиции  форма проведения – конкурс профессионального мастерства.

Например: по итогам «Станочной практики» конкурс профессионального мастерства, состоит из двух этапов, теоретического и практического:

1 этап. Выполнение тестового задания. Тест состоит из теоретических вопросов по разделу «Технология обработки материалов»:

-Обработка металла на станках токарной группы;

-Фрезерование металла;

-Сверление металла;

-Шлифование металла.

2 этап. Выполнение практического задания – «Изготовление детали – винт М8» в условиях учебной механической мастерской в соответствии с технологической картой.

Практическая часть оценивается по критериям:

  • Соблюдение требований охраны труда перед началом, во время и по окончании работы.
  • Выбор инструментов необходимых и достаточных для изготовления детали.
  • Расположение инструмента на рабочем месте.
  • Установка и крепление заготовки на токарном станке.
  • Обтачивание детали в соответствии с чертежом и технологической картой.
  • Нарезание резьбы.
  • Отрезание изделия.
  • Установка и крепление детали на фрезерном станке.
  • Выполнение фрезерования детали в соответствии с чертежом.
  • Контроль размеров и качества изделия.
  • Выполнение временного норматива изготовления детали.

Причем каждый из критериев профессиональных компетенций имеет свои признаки проявления (таблица Приложение 1).

В стандартизации профессионального образования постоянно происходят изменения:

-Менялись шифры программ.

-С внедрением ФГОС 3+ появилась новая аббревиатура – ППССЗ и некоторые изменения в организации образовательного процесса и процедуре ГИА.  По вопросу оценки профессиональных компетенций  выпускников не произошло практически никаких изменений.

Но вот внедрение ФГОС по ТОП-50 ситуацию заметно меняет. Вводится  программа 09.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» при этом не только меняется шифр и название. Меняются названия  и подходы к формированию профессиональных модулей. Сама программа строится на основе Профессиональных стандартов. Становятся более конкретными цели – чему учить и как это звучит на языке работодателей. А значит, становится ясным, что перечень компетенций (трудовых функций) по профессиональному модулю – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и можно обоснованно взять из профессионального стандарта «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования».  Нами взяты:

  1. В качестве вида профессиональной деятельности - обобщенная трудовая функция «Профилактическое обслуживание и ремонт простых деталей, узлов и механизмов».
  2. Трудовые функции, как профессиональные компетенции:

-Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов

-Слесарная обработка простых деталей

-Профилактическое обслуживание простых механизмов.

Наряду с этим стало понятно, что нужно менять подходы к системе оценивания и комплект контрольно-оценочных средств (или как их теперь называют: КИМ - контрольно-измерительные материалы) будет меняться.

По каждой компетенции необходимо будет разработать спецификации, под которые нужно будет подобрать инструменты оценивания.

Спецификация 1.1.

Название и номер ПК

Действия

Умения

Знания

Ресурсы

 

 

 

 

С одной стороны - предстоит серьезная работа, с другой стороны становится более понятным вопрос: как оценивать?

Кроме этого с внедрением ФГОС ТОП-50 встает еще одна проблема – демонстрационный экзамен. Многих это  смущает, пока не понятно: как проводить, по каким технологиям? Многие бросились это осуществлять по технологии World Skills. На данный момент понятно, что появляется новация к которой мы пока не готовы и не очень представляем, как это реализовать. Ведь ГИА нужно пройти каждому выпускнику, а где такое количество экспертов, центров оценки уровня квалификации или баз проведения экзаменов по технологии World Skills?

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Учебная практика – как один из этапов оценки профессиональных компетенций обучающихся в современных условиях реализации образовательного процесса в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*