Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВнедрение стандартов нового поколения в образовательный процесс профессиональных организаций СПО повлекло за собой необходимость коренным образом менять подходы к системе оценивания качества подготовки выпускников. Пришлось перейти от таких показателей уровня подготовки обучающихся, как: знания, умения и навыки к компетенциям.
Компетенция – готовность субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях, заданных относительно объектов и предметов деятельности в рамках определенных полномочий.
Именно на учебной практике наши студенты осуществляют самостоятельную и продуктивную деятельность в конкретных условиях и поэтому существует реальная возможность оценить степень развития их компетенций. Но на период 2010-2012 г.г., когда шло активное внедрение ФГОС 3, это было самой серьезной проблемой, потому что было непонятно: как это сделать? Само понятие «компетенция» было чужеродным и непонятным.
Кроме этого, существовала еще одна проблема – с перечнем профессиональных компетенций. Во всех основных профессиональных образовательных программах был обозначен профессиональный модуль – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и предлагался перечень рекомендуемых профессий. При этом перечень профессиональных компетенций для этого модуля отсутствовал, т.к. образовательные организации имели право выбора профессий.
Что касается конкретной образовательной программы 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», то мы остановились на профессии «Слесарь-ремонтник» и стали думать, что мы должны развивать, и как это с точки зрения компетентностного подхода оценивать?
В рамках модуля были введены слесарная и станочная учебные практики. Перечень необходимых для развития знаний и умений пришлось взять из квалификационного справочника. И на данный момент можно с уверенностью сказать, что система оценивания сложилась и наиболее полно компетенции студентов проявляются на аттестации по итогам практики. Уже по сложившейся традиции форма проведения – конкурс профессионального мастерства.
Например: по итогам «Станочной практики» конкурс профессионального мастерства, состоит из двух этапов, теоретического и практического:
1 этап. Выполнение тестового задания. Тест состоит из теоретических вопросов по разделу «Технология обработки материалов»:
-Обработка металла на станках токарной группы;
-Фрезерование металла;
-Сверление металла;
-Шлифование металла.
2 этап. Выполнение практического задания – «Изготовление детали – винт М8» в условиях учебной механической мастерской в соответствии с технологической картой.
Практическая часть оценивается по критериям:
Причем каждый из критериев профессиональных компетенций имеет свои признаки проявления (таблица Приложение 1).
В стандартизации профессионального образования постоянно происходят изменения:
-Менялись шифры программ.
-С внедрением ФГОС 3+ появилась новая аббревиатура – ППССЗ и некоторые изменения в организации образовательного процесса и процедуре ГИА. По вопросу оценки профессиональных компетенций выпускников не произошло практически никаких изменений.
Но вот внедрение ФГОС по ТОП-50 ситуацию заметно меняет. Вводится программа 09.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» при этом не только меняется шифр и название. Меняются названия и подходы к формированию профессиональных модулей. Сама программа строится на основе Профессиональных стандартов. Становятся более конкретными цели – чему учить и как это звучит на языке работодателей. А значит, становится ясным, что перечень компетенций (трудовых функций) по профессиональному модулю – Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и можно обоснованно взять из профессионального стандарта «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования». Нами взяты:
-Монтаж и демонтаж простых узлов и механизмов
-Слесарная обработка простых деталей
-Профилактическое обслуживание простых механизмов.
Наряду с этим стало понятно, что нужно менять подходы к системе оценивания и комплект контрольно-оценочных средств (или как их теперь называют: КИМ - контрольно-измерительные материалы) будет меняться.
По каждой компетенции необходимо будет разработать спецификации, под которые нужно будет подобрать инструменты оценивания.
Спецификация 1.1.
Название и номер ПК |
|||
Действия |
Умения |
Знания |
Ресурсы |
|
|
|
|
С одной стороны - предстоит серьезная работа, с другой стороны становится более понятным вопрос: как оценивать?
Кроме этого с внедрением ФГОС ТОП-50 встает еще одна проблема – демонстрационный экзамен. Многих это смущает, пока не понятно: как проводить, по каким технологиям? Многие бросились это осуществлять по технологии World Skills. На данный момент понятно, что появляется новация к которой мы пока не готовы и не очень представляем, как это реализовать. Ведь ГИА нужно пройти каждому выпускнику, а где такое количество экспертов, центров оценки уровня квалификации или баз проведения экзаменов по технологии World Skills?
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.