Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Библиотечное обеспечение образовательного процесса в современном библиотечном информационном пространстве

21.11.2017 1950 3453
Иванова Клара Гаврильевна
Иванова Клара Гаврильевна, библиотекарь

Шарапова Александра Владимировна
Шарапова Александра Владимировна, преподаватель

Якутский медицинский колледж

В настоящее время наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Главной целью которого, является возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия.

Внедрение информатизации требует высокого профессионализма, ответственности от библиотекарей, помощи преподавателям в проектировании образовательных программ, определении компетенций, внедрении образовательных модулей путем обеспечения информационными ресурсами библиотеки. 

Библиотека колледжа обеспечивает  студентов необходимой учебной литературой. Облик учебной библиотеки, идущей в ногу со временем, неизменно связывается сегодня с доступом в Интернет, использованием в библиотечных процессах новых технологий. Но  автоматизация библиотек отнюдь не является данью времени. Прежде всего, она подчинена главным  целям деятельности библиотеки учебного заведения:

  1. Формирование информационных ресурсов, отвечающих широкому спектру запросов пользователей;
  2. Предоставлению этих ресурсов оперативно, в полном объеме и наиболее удобным для пользователей способом;
  3. Повышение производительности труда, улучшение качества информационных услуг, устранение трудоемких и монотонных операций.

Преподавателями колледжа подготовлены электронные учебно-методические материалы (методические указания по выполнению практических, лабораторных и контрольных работ, курсы лекций по дисциплинам, частные методики проведения различных форм занятий, методические указания для самостоятельной работы студентов и т.д.). Все учебно-методические материалы рассматриваются на методическом совете, заседаниях предметных (цикловых) комиссий.

Внедрение ЭУМК в образовательный процесс может способствовать осознанию студентами целостной картины изучаемой дисциплины, позволит обеспечить самостоятельное усвоение материала, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить результативность учебного процесса. К достоинствам современных ЭУМК относятся эффективность организации  самостоятельной деятельности и активизация роли студента в процесс обучения.

Являясь средством комплексного воздействия на обучающихся путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующих частей, ЭУМК позволяет:

  • оказывать помощь студентам в изучении и систематизации теоритических знаний;
  • формировать практические умения, совершенствовать имеющиеся навыки;
  • представлять изучаемый материал различными способами (текст, графика, аудио, видео, анимации, презентации);
  • контролировать качество обучения;
  • дает возможность студенты самостоятельно изучать предмет в любое время и в любом месте;
  • полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.

Внедрение ЭУМК в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, представляя, тем самым, и новые возможности.

На практике, инициатором создания ЭУМК часто является преподаватель, который наиболее остро осознает необходимость перемен в средствах обучения своей дисциплине. Уровень такой инициативности преподавателя напрямую зависит от уровня его практических умений и навыков в использовании компьютерных технологий в учебном процессе. Многие учебные заведения приступили к самостоятельной их разработке.

Прежде чем приступить, надо обратить внимание на некоторые важные моменты. Содержание ЭУМК должно соответствовать требованиям ФГОС СПО нового поколения, а так же должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей. Интерфейс выстраивается таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, наглядные панели инструментов, был прост в освоении технологии работы с ним пользователя. ЭУМК должен содержать все информационные компоненты, необходимые для изучения дисциплины.

Основные интерактивные возможности, которые должен иметь ЭУМК является: возможность перехода к избранному разделу, система гиперссылок, навигация с помощью кнопок перехода, система контроля текстовых заданий.

ЭУМК должен полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя: средства изучения теоретических основ дисциплины; средства поддержки практических занятий; лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия; средства контроля знаний при изучении дисциплины; методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе; средства управления процессом изучения дисциплины.  

Информатика является достаточно молодой и быстро развивающейся наукой. Высокие темпы развития приводят к тому, что преподавателю приходится постоянно осваивать большой объем информации из различных источников, перерабатывать, выбирать главное и систематизировать. На основе сбора информации и собственных изысканий было накоплено значительное количество дидактических, методических и других материалов, которые стали основой для создания электронного учебно-методического пособия по дисциплине “Информатика”.

ЭУМК создана при помощи: Delphi7, Microsoft Expression Web 4, МОСТ, Microsoft Office.

Электронный учебно-методический комплекс разработанный, включает в себя:   

  • пояснительную записку;
  • инструкцию для студента;
  • содержание (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):
  • рабочая программа;
  • КОС;
  • тематический план;
  • лекционный материал;
  • практические задания;
  • методические рекомендации по созданию презентации;
  • методические рекомендации СРС (темы рефератов, требования к оформлению рефератов)
  • методические рекомендации курсовой работы;
  • рабочая тетрадь;
  • литература для самостоятельной работы;
  • разработчик (Шарапова А.В.)

ЭУМК активно используется на теоритических и практических занятиях. Она установлена на двух компьютерных классах, а также в библиотеке. Обеспечена возможность распространения разработанного ЭУМК на любых сменных носителях информации достаточной емкости (оптические диски, флеш-диски, кары памяти и т.д.).

Создание ЭУМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач с использованием информационных ресурсов. ЭУМК – это инновационный образовательный продукт, обладающим новыми дидактическими возможностями. Внедрение электронного учебно-методического комплекса в учебный процесс СПО дает создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемой части учебного процесса, что особенно актуально в период перехода к государственным образовательным стандартам нового поколения.

По профилю образовательных программ библиотека  имеет электронный каталог учебников (программа «МАРК-SQL») который постоянно обновляется. Внедрен доступ в Интернет, работает локальная сеть. Студенты и преподаватели  активно используют материалы из Интернета при учебном процессе.

На практике активно используются Электронные Библиотечные Системы, такие как Консультант студента (http://www.studmedlib.ru), Консультант врача (http://www.Rosmedlib.ru) и Университетская библиотека (http://biblioclub.ru).  

В век инновационных технологий необходимо пополнить библиотеку новой учебной литературой для СПО, увеличить объем подписки периодических изданий, в первую очередь отраслевых, укомплектовать  фонд основной учебной литературы изданиями  с грифом  Минобразования России; продолжать активную работу по увеличению числа электронных учебников и учебных пособий, накоплению электронных версий учебно-методических материалов преподавателей (курсов лекций и т.д.). В целом  уровень библиотечного фонда обеспечивает качественную реализацию содержания профессиональных образовательных программ, его информационно-методического обеспечения, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по реализуемым специальностям.

 

Литература:

  1. Опыт внедрения в учебный процесс ВУЗА электронных учебно-методических комплексов / БойкоС.В., Папов Б.В. // Фундаментальные исследования №4 за 2013 год – 5
  2. Современный электронный учебно-методический комплекс – основа информационной среды вуза / П.А.Мудрик, А.И. Жук, Ю.В. Воротницкий// Информация образования – 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. Конференции, Минск, 27-30 окт.2010 г. - Минск: БГУ, 2010. – С. 197-201  
  3. Татаринцев А.И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А.И.Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междун.науч.конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) – СПб.: Реноме, 2012. – С.367-370

 

Оригинал работы:

Библиотечное обеспечение образовательного процесса в современном библиотечном информационном пространстве




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*