Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация работы с молодыми специалистами в Мезенском педагогическом колледже

22.06.2012 451 2463
Шкуратова В.А., методист, преподаватель английского языка

Мезенский педагогический колледж
Учитель  - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Мы живем  в условиях трансформации российского общества, когда происходит смена парадигмы образования от знаниевой к компетентностной.

Компетентностный подход, который положен в основу новых образовательных стандартов, требует от преподавателя новых форм деятельности, изменения подхода к обучению, повышению квалификации.


Инновационное обучение не только помогает добиваться формирование у студентов определенных компетенций, но и реализовывать исследовательский подход к изучению каждой дисциплины. Именно поэтому необходимо формировать методологическую культуру педагога вообще и, в частности, методологическую культуру молодого специалиста с самых первых дней профессиональной деятельности. Именно с первыми, грамотно сделанными, шагами начинается становление личности современного учителя.


Большинство изменений  в образовании начинается с самой главной фигуры – учителя. Основная роль методической службы – педагогическое сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности и педагогическая  поддержка в соответствии с профессиональными потребностями.


Преподаватели нашего колледжа обладают профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеют инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, учащимся и вообще к людям. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.


А как же быть молодому учителю, только что окончившему вуз? Легко ли быть молодым специалистом?


В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель  сталкивается с определенными трудностями. Существует целый ряд затруднений, которые возникают в результате освоения начинающими педагогами в системе  СПО новых видов деятельности:

  • это разработка творческих учебных заданий для студентов
  • исследовательская работа преподавателя с учебным материалом
  • неумение логично выстроить последовательность этапов урока, точно рассчитать время на уроке
  • отсутствие взаимопонимания с коллегами и др.

Профессиональные требования к начинающему преподавателю имеют свою  специфику – они вытекают из особенностей педагогической профессии. Главная особенность педагогической деятельности определяется тем, что ее объект – человек. Поэтому ведущей стороной профессионализма начинающего преподавателя является умение правильно строить не только свою деятельность, но также и деятельность обучаемого, направлять  процесс его развития.

Молодые педагоги, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют свои потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на  накопление знаний, а  не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию саморазвития.


Чтобы решить педагогические проблемы в период адаптации молодого специалиста, в учебном заведении велика роль опытных педагогов, методистов.


С целью создания условий для адаптации, профессионального становления начинающих педагогов, оказания им помощи в самоорганизации и самоанализе их развития  в колледже работает Школа молодого специалиста «Диалог»». В структуру школы  входят:

  • занятия школы молодого специалиста, которые проводятся 2 раза в месяц;
  • наставничество.

Вопросы, рассматриваемые на занятиях, носят актуальный характер. На заседаниях школы обсуждаются проблемы педагогики и смежных наук. С молодыми специалистами организуются занятия по составлению календарно-тематических планов, ведению документации, оформлению УМК. Для начинающих педагогов  проводятся лекции и консультации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий  руководителями коллектива, методистом, преподавателями. Молодых педагогов знакомят с  новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных у коллег занятий. Мастера педагогического труда обмениваются опытом. Психологи  проводят различные психологические тренинги для создания комфорта  в работе молодых специалистов. В методическом кабинете имеется блок  материалов «В помощь начинающим преподавателям». Методический кабинет оформляет для молодых преподавателей памятки:

  • обязанности  классного руководителя,
  • анализ и самоанализ урока, тесты в учебном процессе,
  • формы, приемы и методы обучения,  
  • методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и др.

Собрано много папок - накопителей по различным вопросам методики, педагогики и психологии.


Начиная педагогическую деятельность, молодой специалист, как было уже замечено, испытывает множество трудностей, он остро ощущает необходимость в повышении своей профессиональной компетентности.


Решить эту задачу в колледже помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества. Именно система наставничества способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога – наставника, который готов оказать ему практическую  и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению  профессиональной компетентности.


Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.


При выборе наставника администрация колледжа  учитывает обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так как наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Администрация колледжа назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые  пользуются уважением коллег и учащихся.


Так как наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста  профессиональным знаниям, умениям и навыкам является готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в том числе и  личным примером, раскрытию творческого потенциала молодого специалиста,  привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора молодого специалиста, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Помогая молодому педагогу выбрать программу собственного профессионального роста, необходимо помочь ему установить контакт с коллегами.


Для дальнейшего повышения своей профессиональной компетентности молодые педагоги колледжа посещают  мастер классы опытных педагогов. Они с удовольствием посещают модульные курсы при Областном институте усовершенствования учителей.


Кроме того, руководство колледжа и методическая служба, помогают молодым специалистам в презентации своих  педагогических открытий:

  • на занятиях  школы молодого специалиста «Диалог»,
  • на выступлениях во время проведения конференций различного уровня,
  • при подготовке публикаций  в  методических сборниках, в колледжных сборниках «Азбука педагогического труда».
  • молодые специалисты привлекаются к участию в  конкурсах профессионального мастерства «Преподаватель года», «Классный классный».

 Все это позволяет  повысить мотивацию начинающих учителей к педагогической деятельности.

 

Литература

  1. Т.И. Дзюк «Школа начинающего педагога в колледже» / Журнал СПО №3, 2004 г
  2. И.Круглова «Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя» / Журнал «Народное образование»  №9, 2007 г.
  3. С.Н. Распопова «Работаем с начинающими педагогами: о профессиональных привычках, воспитанных в молодости» / Журнал  «Методист» №8, 2007 г
  4. Н.М. Мясоедова «Совершенствование научно-методической работы в колледже» / Журнал СПО №5, 2004
  5. Э.А.Гибадатулина «Затруднения в деятельности молодых педагогов» / Журнал  «Специалист» №2,2008 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*