Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКомпетентностный подход, который положен в основу новых образовательных стандартов, требует от преподавателя новых форм деятельности, изменения подхода к обучению, повышению квалификации.
Инновационное обучение не только помогает добиваться формирование у студентов определенных компетенций, но и реализовывать исследовательский подход к изучению каждой дисциплины. Именно поэтому необходимо формировать методологическую культуру педагога вообще и, в частности, методологическую культуру молодого специалиста с самых первых дней профессиональной деятельности. Именно с первыми, грамотно сделанными, шагами начинается становление личности современного учителя.
Большинство изменений в образовании начинается с самой главной
фигуры – учителя. Основная роль методической службы – педагогическое
сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности и
педагогическая поддержка в соответствии
с профессиональными потребностями.
Преподаватели нашего колледжа обладают профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеют инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, учащимся и вообще к людям. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы.
А как же быть
молодому учителю, только что окончившему
вуз? Легко ли быть молодым специалистом?
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Существует целый ряд затруднений, которые возникают в результате освоения начинающими педагогами в системе СПО новых видов деятельности:
Профессиональные требования к начинающему преподавателю имеют свою специфику – они вытекают из особенностей педагогической профессии. Главная особенность педагогической деятельности определяется тем, что ее объект – человек. Поэтому ведущей стороной профессионализма начинающего преподавателя является умение правильно строить не только свою деятельность, но также и деятельность обучаемого, направлять процесс его развития.
Молодые педагоги, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют свои потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию саморазвития.
Чтобы решить педагогические проблемы в период адаптации
молодого специалиста, в учебном
заведении велика роль опытных педагогов,
методистов.
С целью создания условий для адаптации, профессионального становления начинающих педагогов, оказания им помощи в самоорганизации и самоанализе их развития в колледже работает Школа молодого специалиста «Диалог»». В структуру школы входят:
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, носят актуальный характер. На заседаниях школы обсуждаются проблемы педагогики и смежных наук. С молодыми специалистами организуются занятия по составлению календарно-тематических планов, ведению документации, оформлению УМК. Для начинающих педагогов проводятся лекции и консультации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий руководителями коллектива, методистом, преподавателями. Молодых педагогов знакомят с новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных у коллег занятий. Мастера педагогического труда обмениваются опытом. Психологи проводят различные психологические тренинги для создания комфорта в работе молодых специалистов. В методическом кабинете имеется блок материалов «В помощь начинающим преподавателям». Методический кабинет оформляет для молодых преподавателей памятки:
Собрано много папок - накопителей по различным вопросам методики, педагогики и психологии.
Начиная педагогическую деятельность, молодой
специалист, как было уже замечено, испытывает множество трудностей, он остро ощущает необходимость в
повышении своей профессиональной компетентности.
Решить эту задачу в колледже помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества. Именно система наставничества способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога – наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности.
Задача наставника – помочь
молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества,
коммуникативные и управленческие умения.
При выборе наставника администрация колледжа учитывает обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, так как наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Администрация колледжа назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые пользуются уважением коллег и учащихся.
Так как наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в том числе и личным примером, раскрытию творческого потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора молодого специалиста, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Помогая молодому педагогу выбрать программу собственного профессионального роста, необходимо помочь ему установить контакт с коллегами.
Для дальнейшего повышения своей профессиональной компетентности молодые педагоги колледжа посещают мастер классы опытных педагогов. Они с удовольствием посещают модульные курсы при Областном институте усовершенствования учителей.
Кроме того, руководство колледжа и методическая служба, помогают молодым специалистам в презентации своих педагогических открытий:
Все это позволяет повысить мотивацию начинающих учителей к педагогической деятельности.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.