Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических дисциплин в педагогическом колледже

22.06.2012 665 2934
Константинова Н.О., преподаватель основ общественных дисциплин

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
Понятие «интерактивные» методы знакомо каждому работающему педагогу, так же, как и понятие «личностно-ориентированный подход», тесно с ним связанное. Интерактивные методы – собственно, методы, организующие процесс обучения как совместное творчество учащихся и педагога, в котором педагог выступает в основном в роли организатора, а источником знаний может быть и жизненный опыт самого учащегося, его друзей, доступные дополнительные источники. Само понятие «интерактивное обучение» возникло в середине 1990-х годов, с появлением и развитием сети Интернет. На мой взгляд, не стоит ограничивать понимание интерактивности только применением информационных технологий, ресурсов Интернета. Применение в обучении ИКТ – только яркая иллюстрация сути и возможностей интерактивного обучения, но этим оно не ограничивается. Думаю, во все времена талантливые педагоги пытались включить в процесс обучения жизненный  опыт учащихся, их активность, связать изучаемый материал с жизнью, учесть личные качества обучающегося, организовать взаимопомощь. В этом смысле интерактивные методы  являются не чем-то абсолютно новым, привнесённым, а как бы новой ступенью в эволюции постоянных тенденций. Кроме того, я наблюдала, включая в уроки интерактивные приёмы, технологии, что и применять их эффективно можно только в системе, когда принципы практичности, самостоятельности, активности присутствуют на протяжении всего курса обучения.


Всегда предпочитая, по возможности, индивидуальную работу, соревновательные формы, с некоторым сомнением вначале включала в уроки групповую работу и самостоятельный поиск материала, так как были опасения: объективно ориентироваться в большом количестве информации, окружающей нас сегодня, отличать достоверные источники от недостоверных молодым людям очень трудно. Результат был неожиданно хорошим сразу: все эти трудности компенсировались значительным повышением интереса к обучению, улучшением собственной самооценки, появлением уверенности в себе у студентов. Необходимые для таких форм обучения навыки – коммуникативные, организационные – формировались быстро.


Для студентов педагогического колледжа опыт работы с новыми технологиями важен как опыт творческой деятельности, как возможность выбрать свой путь в профессии. Сегодня существует проблема мотивации обучения детей в школе, иногда и обучающихся, студентов, проблема формирования системы ценностей обучающихся, а вместе с тем и умения контролировать своё поведение, вести себя уважительно по отношению к другим. Свобода, ответственность, необходимость понимать других, атмосфера доверия, если получиться создать это на уроке, – лучший социальный опыт.


В своей работе я применяю известные интерактивные приёмы и формы: маркировка текста (инсерт), учебные групповые дискуссии, лист решения проблем, разбивку на кластеры, дерево предположений, мозговой штурм, дебаты, интерактивные лекции, ключевые термины, взаимообучение, приём «зигзаг», а также разные сочетания этих приёмов с другими формами работы. Интерактивные приёмы дают высокий результат и одновременно предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога и к личности и мотивации обучающихся.


Конечно, такие технологические решения требуют оптимальных условий: небольшой наполняемости классов, больших затрат времени педагога, материальных ресурсов. Но только это обеспечит качественное образование, соответствующее современным требованиям. Приведем пример использования интерактивных приёмов на уроке основ философии, проведенном на пятом курсе социально-педагогического отделения.

 

Тема: Сознание и бессознательное. Философская психология Зигмунда Фрейда.

Цели урока:  

- продолжить изучение философских концепций человеческого сознания;

- познакомить с основными философскими идеями австрийского психиатра З. Фрейда: динамической структурой психики, сутью психоанализа, теорией сновидений и т. д.;

- формировать навыки самостоятельной работы студентов, умение работать в группе, выделять главное;

- воспитывать интерес к предмету.

 

Ход урока.


 I. Сообщение темы и целей урока.


Философия психоанализа, создателем которой был австрийский психиатр  Зигмунд Фрейд, – одно из самых известных направлений в философии ХХ века, оказавшее самое существенное воздействие на всю духовную культуру. Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращён к человеку. Начав как практический врач-психоаналитик с поиска эффективных методов лечения неврозов и оказания медицинской помощи психически больным, Фрейд создал философскую психологию, отвечающую на многие проблемы человека и культуры ХХ века. Сегодня мы познакомимся с основными философскими идеями Зигмунда Фрейда и ответим на вопрос: что нового внёс Фрейд в представление о человеческой психике, человеческом сознании?


II. Изучение нового материала.


1. Интерактивная игра «Зигзаг».

Вы сегодня работаете в группах. В каждой группе есть эксперты, осуществлявшие самостоятельно предварительную подготовку в 4-х областях:

1. Динамическая структура психики Зигмунда Фрейда.

2. Тайна сновидений, причины оговорок, неврозов, забываний.

3. Способы борьбы с неврозами, депрессиями, склонностью к самоубийству.

4. Европейская культура, её влияние на личность по З. Фрейду.

(В свою очередь, эксперты предварительно объединяются в группы, работающие в одной области, чтобы потом донести материал до своей основной группы).


2. Игра «Попробуй предположить».

Начнём с разминки. Перед вами на доске словосочетания, которые имеют отношение к философии Зигмунда Фрейда и помогут вам предположить, о чём пойдет речь в основном учебном тексте.

1. Бессознательное и сверхсознание.

2. Сновидения хорошие и плохие.

3. Когда чего-то нельзя.

4. Культурный человек – счастливый человек?

У вас есть 8 минут, чтобы поработать в группах и написать небольшой текст, в котором каждый из тезисов превратится в 2-3 простых предложения, и озаглавить его. У группы получается общий текст, который каждый из вас фиксирует в тетради …

Время вышло. Мне интересно, какие представления вы получили во время предварительной подготовки. Кто желает прочитать?  (по 1 человеку от группы)


3. Возвращение к игре «Зигзаг». Работа с  учебным текстом.

Итак, посмотрим, насколько ваши представления и предположения совпадут с основным учебным текстом, который находится перед вами. Называется он: «Основные философские идеи Зигмунда Фрейда». В тексте есть новые термины, понятия и прежде, чем вы начнёте читать, нам надо уточнить их значение. Откройте словари и предположите, каково его значение следующих понятий:

конфликт – …

невроз – …

либидо – …

вытеснение – …

рационализация – …

сублимация – …

регрессия – …

психоанализ – …

Сейчас  вы самостоятельно прочитаете текст. Пожалуйста, промаркируйте  его карандашом следующим образом:

«+» поставьте напротив той части текста, где находятся знакомые вам идеи; 

«–» поставьте напротив той части текста, где вы встретились с неизвестным;

«?» поставьте напротив той части текста, где вы внутренне не согласны, удивлены или хотите узнать больше. На работу вам отводится 15-20 минут.

 

Основные философские идеи Зигмунда Фрейда.

 

1. Фрейд создает динамическую концепцию психики личности, состоящую из трех уровней (структур):

  • Сверхсознание. Включает в себя моральные стандарты, запреты, поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно  в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины или страха.
  • Сознание. Собственно осознаваемая человеком часть психики.
  • Бессознательное. Это сосредоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных и т.п.), требующих немедленного удовлетворения.


Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. На основе экспериментальных данных, полученных во время врачебной практики, Зигмунд Фрейд делает вывод о том, что за покровом сознания скрыт огромный пласт не осознаваемых личностью могущественных влечений и желаний.

Особое значение Фрейд уделяет двум доминантам – Эросу (воле к жизни, инстинкту продолжения рода) и Танатосу (воле к смерти, стремлению к уничтожению).


Из них главной бессознательной психической силой Фрейд считал сексуальное влечение - либидо, которое постоянно находится в конфликте с общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе.


2. Часто человек даже не осознает своих скрытых стремлений и желаний, не дает их себе осознать. Они вытесняются из сознания моральными установками, находящимися в SUPER -  ego.


Такое состояние скрытого конфликта между СВЕРХ-Я и бессознательным, в котором человек постоянно пребывает, приводит к душевной боли, неврозам и психическим расстройствам. Чтобы снять невыносимое напряжение, человек прибегает к «защитным механизмам»: вытеснению рационализации, сублимаций, регрессии.


Вытеснение – «изгнание» переживаний, травмирующих психику человека, из сознания в сферу бессознательного. При этом тревога и страх сохраняются.


Рационализация– сокрытие от сознания истинных мотивов своего действия для обеспечения внутреннего комфорта.   

    

Сублимация – трансформация энергии инстинктов в более цивилизованные формы (искусство, религию и др.).


Регрессия– форма психологической защиты личности, «уход» от реальности и возврат к той стадии развития, в которой ею переживалось чувство удовольствия.


3. Бессознательные влечения человека, подавленные социальными запретами ищут обходные пути и проявляются в виде неврозов, сновидений, забывания неприятного, оговорок, описок. Особое значение Зигмунд Фрейд придавал сновидениям, считая, что каждое из них содержит скрытое желание или страх.    

Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала врач-психиатр помогает обнаружить бессознательные желания, стремления, затем, при участии самого пациента, их переводят в сознание. Осознанные, они перестают быть  источником болезненных состояний. Этот метод исцеления души Фрейд назвал психоанализом.


Психоанализ – метод, состоящий в проговаривании переживаний прошлого с целью восстановить события и обстоятельства, нанесшие душевную травму. Фрейд придавал большое значение влиянию психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека. Помочь в осознании скрытых конфликтов может анализ часто повторяющихся сновидений, симптоматических действий (забываний, оговорок).

 

 Проверка работы с текстом.


Я думаю, что большинство справилось с заданием. Кто из вас готов поделиться своими мыслями о прочитанном? Теперь предлагаю вам сосредоточиться на том, что стало для вас новым, неожиданным, удивило вас. Можете задавать вопросы, использовать меня и друг друга как источник информации. (Идет диалог со студентами.)  


Вернёмся к нашим четырём вопросам, областям, которые вы изучали самостоятельно и на этом уроке тоже пополнили свои знания. Давайте вместе попробуем их обобщить. Эксперт какой команды желает выйти к доске и рассказать о динамической структуре психики человека, созданной Фрейдом (вопрос 1-й)?


Далее желающие освещают вопросы 2, 3, 4 (по пунктам, озвученным в начале урока и вынесенным на доску), преподаватель организует  выступления так, чтобы наибольшее количество студентов и все группы поучаствовали  в нём.


4. Сообщение студента «Биография Зигмунда Фрейда» (сопровождается презентацией).


Мне кажется, всем вам интересно узнать, что это был за человек, заглянувший так глубоко в психику человека, изменивший представление о силах, движущих его жизнью…


III. Закрепление изученного материала (работа с первоисточниками).


Теперь, когда вы стали специалистами в области психоанализа (или находитесь на пути к тому), для вас не будет трудным проанализировать несколько предложенных ситуаций. Перед вами карточки (прошу их не переворачивать). Ситуации эти не вымышленные, они  действительно имели место в практике Зигмунда Фрейда, и он их описал. Ваша задача – прочитать начало ситуации и догадаться, что могло быть дальше и объяснить с точки зрения психоанализа, какие скрытые мотивы двигали участниками событий. (1 человек читает вслух открытую часть текста, после короткого обсуждения в группе 1 студент озвучивает общий ответ, по желанию заслушиваются мнения студентов из других групп, затем – чтение второй половины текста). 


1. Молодая женщина гостила вместе со своим мужем, очень ревнивым человеком, в многолюдном обществе сестёр, братьев, их мужей и жён. Однажды вечером она протанцевала по всем правилам искусства канкан – к великому одобрению родных, но к неудовольствию мужа, который потом прошептал ей: «Ты вела себя опять как девка». Слово это попало в цель; были ли тому виной именно танцы - для нас неважно. Ночь она спала неспокойно. На следующее утро захотела ехать кататься. Лошадей она выбирала сама, забраковала одну пару, выбрала другую. Младшая сестра захотела взять с собой грудного ребёнка с кормилицей; против этого она чрезвычайно энергично запротестовала. Во время поездки она нервничала, предупреждала кучера, как бы лошади не понесли,…

…и когда беспокойные кони действительно закапризничали, выскочила в испуге из коляски и сломала себе ногу, в то время как оставшиеся в коляске вернулись целыми и невредимыми. Зная эти подробности, вряд ли можно сомневаться в том, что этот несчастный случай был в сущности подстроен, но вместе с тем нельзя не удивляться той ловкости, с какой она заставила случай применить наказание, столь соответствующее её вине. Ибо теперь ей долгое время уже нельзя было танцевать. Со времени этого несчастного случая начинается долгая и тяжкая нервная болезнь, от которой она в конце концов излечивается при помощи психотерапевта.


2. Летом, во время путешествия, мне случилось в одной местности ждать несколько дней своего спутника. В это время я познакомился с одним молодым человеком, который также чувствовал себя одиноким и охотно составил мне компанию. Мы сидели рядом за столом и вместе совершали прогулки. На третий день он вдруг сообщил мне после обеда, что ожидает сегодня вечером со скорым поездом свою жену. Это пробудило во мне интерес психолога, ибо я ещё утром заметил, что мой знакомый отклонил предложение насчёт более длительной прогулки и не захотел идти по одной из дорожек, слишком крутой и опасной, по его мнению. Гуляя после обеда, он вдруг стал говорить о том, чтобы я не откладывал из-за него ужина, так как он сам будет ужинать только когда приедет его жена, вместе с ней. Я понял намёк и сел за стол, когда он отправился на вокзал. На следующее утро мы встретились в вестибюле отеля. Он представил мне жену и добавил затем: «Ведь вы позавтракаете с нами?» Когда я вошёл в столовую, то увидел, что мои знакомые уселись за маленьким столиком у окна, заняв места по одну сторону его…

…По другую сторону стоял стул, на спинке которого висел большой тяжёлый плащ молодого человека, покрывая сиденье. Я прекрасно понял смысл этого расположения, бессознательного, конечно, но тем более выразительного. Это означало: тебе здесь не место, теперь ты лишний. Жена тотчас же толкнула мужа и шепнула ему: «Ты же занял место этого господина!» Однажды я был в гостях у молодожёнов и слышал, как молодая женщина со смехом рассказывала, что с ней недавно случилось. На следующий день после возвращения из путешествия она пошла к своей незамужней сестре, чтобы как в прежние времена отправиться с ней вместе за покупками, в то время как муж её пошёл по своим делам. Вдруг ей бросился в глаза какой-то господин, шедший по другой стороне улицы, она толкнула сестру и крикнула: «Смотри, вот господин Лотман!» Она забыла, что этот господин уже в течение нескольких недель её муж…

…У меня мороз пробежал по коже, когда я это услышал. Через несколько лет этот брак закончился самым печальным образом.


3. Когда я посещал больных на дому, нередко случалось, что придя к двери, в которую мне следовало постучать или позвонить, я доставал из кармана ключ от собственной квартиры, чтобы спрятать его, едва ли не со стыдом. Сопоставляя, у каких больных это бывало со мной, я должен был признать, что это ошибочное действие – вынуть ключ вместо того, чтобы позвонить – означало…

…известную похвалу тому дому, где это случилось. Оно было равносильно мысли «здесь я чувствую себя как дома», ибо происходило это лишь там, где я полюбил больного.


4. Я запретил своему пациенту вызывать по телефону женщину, с которой он собирался порвать, так как всякий разговор вновь разжигает борьбу, связанную с отвыканием. Предлагаю ему сообщить ей письменно своё последнее слово. Два часа он занят составлением письма, но вдруг прерывает писание и решает позвонить мне, чтобы спросить разрешение сослаться на мой авторитет врача; спешит к телефону, просит соединить себя с таким-то номером и спрашивает в трубку: «Господин профессор уже пообедал? Можно его позвать к телефону?»…

…В ответ на это раздаётся изумлённое: «Адольф, ты с ума сошёл?» Это был именно тот голос, который он, согласно моему предписанию, не должен был больше слышать. Он лишь «ошибся», и вместо номера врача назвал номер любимой женщины.


IV. Сообщение студентки «Влияние психоанализа на искусство ХХ века».


Молодцы, вы хорошо поработали и в награду послушайте сообщение «Влияние психоанализа на искусство ХХ века» (сопровождается презентацией с изображением  картин Эрнста Магритта, Сальвадора Дали и др.). Дело в том, что обличая культуру как причину несчастий и несвободы человека, З. Фрейд оказал своим учением, тем не менее, огромное влияние на искусство, и даже оказался вдохновителем нового направления – сюрреализма (термин записывается в словарь).


V. Подведение итогов.


Подведём итог урока. Перед вами листы с простой схемой: в левой половине написаны явления и объекты, которые нужно конкретизировать в правой части, подобрав ассоциацию к понятию «бессознательное». На работу – 4 минуты.


Явления, объекты

Ассоциация с термином «бессознательное»

Природное явление

 

Личность

 

Синоним

 

Чувство

 

Произведение искусства (картина, книга, фильм…)

 

 

 

Кто желает прочитать?

Как бы вы ответили на вопрос, заданный в начале урока: что нового внёс Фрейд в вопрос о человеческой психике, человеческом сознании?

 

Использованная литература.

1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. – М.: 2000.Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 296 с. 

2. Горелов  А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Просвещение, 1994. – 120 с.

4. Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 239 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

6. Психология бессознательного. СП-б.: Питер, 2003. – 400 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*