Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О преподавании дисциплины «Культура речи»

16.11.2017 242 362
Каманцева Галина Сергеевна
Каманцева Галина Сергеевна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

В последнее время обществом часто обсуждаются про­блемы, связанные с падением уровня культуры, разрушени­ем нравственных ценностей. Эти негативные процессы от­ражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Средства массовой информации и литера­турные произведения, к сожалению, не всегда являются об­разцом культуры слова. И в то же время сегодня растет пре­стиж высшего образования, удачной карьеры, у многих лю­дей имеется возможность проявить инициативу и творче­ские способности. Все это осуществляется с помощью уст­ного и письменного общения, что требует от человека оп­ределенных коммуникативных навыков. В речи раскрыва­ются и личностные качества, и профессиональные навыки, а значит, нас оценивают по тому, как мы говорим и пишем. В общении человек стремится добиться взаимопонимания, вызвать уважение к себе, убедить в собственной правоте, тем самым воздействуя на собеседника. Поэтому каждый заин­тересован в том, чтобы владеть высокой речевой культурой.

Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и специалистами многих научных областей. В программы средних специальных и высших учебных заведений вводят­ся такие дисциплины, как «Русский язык», «Культура ре­чи», «Культура делового общения», «Культура речи юрис­та», «Риторика», благодаря чему языку и речи отводится важ­ная роль в подготовке высококвалифицированных специ­алистов, обладающих общей культурой и эрудицией.

В ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»  в течение не­скольких лет наряду со специальными дисциплинами на всех специальностях ведется курс «Культура речи» как ре­гиональный компонент. Основная цель курса — совершен­ствовать речевую культуру студентов. Содержание программы предполагает знакомство с на­иболее значимыми разделами культуры речи, овладение ко­торыми необходимо для развития коммуникативных умений и навыков будущих юристов, финансистов и бухгалтеров.

Особую роль изучение культуры речи играет в подго­товке специалистов, чья профессия связана с устным и письменным общением. Так, умение владеть словом все­гда было важным требованием для юристов, так как они имеют дело с разнообразными явлениями жизни, которые должны оценить и разъяснить другим. Участие в судебных заседаниях, заполнение документов, проведение кон­сультаций, работа с законодательством — все это предпо­лагает умение грамотно, точно, убедительно выражать мыс­ли, поэтому речевая культура для правоведа является по­казателем профессионального уровня.

Деятельность финансистов и бухгалтеров прежде все­го связана с официально-деловым общением: работа с до­кументацией, участие в деловых переговорах, служебное общение, работа с клиентами. Успешность и эффектив­ность этой деятельности в различных сферах делового об­щения зависит от уровня речевой культуры специалиста в области финансов и экономики.

Программа курса «Культура речи» включает в себя четы­ре раздела. Первый раздел — «Основные качества речи», он предполагает изучение правильности, точности, ясности, ло­гичности, выразительности, богатства, уместности речи, что позволяет совершенствовать речь и хорошо владеть словом.

В начале изучается правильность речи – центральное понятие речевой культуры. Студенты знакомятся с норма­ми современного литературного языка и отрабатывают уме­ние соблюдать их в речи. На практических занятиях по этой теме рассматриваются слова и конструкции, при употреб­лении которых часто возникают речевые ошибки. Особое внимание уделяется языковым средствам, используемым в речи юристов и финансистов. При изучении норм уда­рения, например, берутся такие термины, как договор, осужденный, ходатайство, обеспечение, маркетинг, опто­вый, валовой, премировать.

Нормы произношения часто нарушаются в словах афе­ра, опека, истекший, юриспруденция, платежеспособный, ме­неджмент, индексация.

Незнание грамматических норм приводит к ошибкам в употреблении имен существительных (бухгалтера вме­сто бухгалтеры, установлен эмбарго вместо установлено), прилагательных (образование форм типа более выше, са­мый опаснейший), числительных, что особенно важно для финансистов и бухгалтеров (склонение около шестьсот руб­лей вместо около шестисот рублей, употребление собира­тельных числительных с обоих сторон вместо с обеих сто­рон, трое работниц вместо три работницы), в построении словосочетаний и предложений (ошибки в управлении, употреблении деепричастных оборотов, согласовании, порядке слов и т.д.).                           

На занятиях анализируются ошибки, возникающие из-за нарушения норм, редактируются неверно построенные фразы, например:

Цифры — самое убедительнейшее доказательство сни­жения инфляции.

Преступник не раскаялся за содеянное.

Поднимая цены на топливо, это прямо отражается на себестоимости продукции.

Беседа с заведующим финансового отдела прошла безре­зультатно.

Студенты составляют словосочетания и предложения, соблюдая нормы литературного языка, при закреплении правил ударения и произношения участвуют в «Конкурсе дикторов», где озвучиваются тексты с использованием на­иболее трудных слов, анализируют речь телеведущих с точ­ки зрения правильности, участвуют в обсуждении пробле­мы «Правильность речи юриста (финансиста)», осознавая значимость языковых и речевых норм в профессиональной речи. Большое значение уделяется знакомству со словаря­ми различных типов и умению работать с ними.

При изучении других качеств речи преобладающей фор­мой занятий является практическая работа: составляются предложения, тексты с учетом определенных качеств, ре­дактируются готовые высказывания, анализируется устная и письменная речь. Многие виды заданий предполагают опору на профессиональные умения и навыки: студенты готовят сообщения о каком-либо специальном предмете с использованием основных понятий, составляют текст «Особенности работы юриста (финансиста)», работают с текстами речей известных русских юристов, с материалом статей на юридическую и экономическую тематику.

Второй раздел курса посвящен стилям речи, где изуча­ются особенности функциональных стилей, на примере текстов выявляются различия между ними. Большое вни­мание уделяется изучению своеобразия деловой речи, со­ставлению и анализу текстов различных стилей.

В качестве примера можно привести работу на уроках культуры речи над языком и жанром юридического доку­мента. Для этого преподаватели используют постановле­ния Конституционного суда РФ.

Прежде чем приступить непосредственно к анализу тек­ста юридического документа, преподаватель организовы­вает беседу, в результате которой студенты убеждаются, что любой автор или группа авторов, создающие конкретный письменный текст должны придерживаться определенно­го языкового стиля. Это в полной мере относится и к кон­ституционным судьям, так как правовые документы мо­гут существовать иначе как в определенных языковых фор­мах. В своих конспектах студенты записывают вывод о важ­ности правильного выбора тех языковых средств, которы­ми достигается аргументация принятых ими решений.

Анализируя текст постановлений Конституционного суда РФ, студенты также знакомятся с основными норма­ми письменной речи юриста. Преподаватель обращает вни­мание на форму постановлений, которая имеет вводную часть, описательную, заключение. Причем тексты описа­тельной части и заключения обычно состоят из пунктов и нумеруются, а пункты, в свою очередь, содержат абзацы — смысловые фрагменты. Студенты на примере убежда­ются в смысловой последовательности при переходе от од­ной мысли к другой, от одной части документа к другой, т.е. в его логичности.

Ясность письменной речи, как известно, достигается пу­тем использования синтаксических конструкций с набором придаточных предложений для выражения комплекса мыс­лей, так как сложные предложения по сравнению с просты­ми позволяют, как правило, более глубоко и точно выразить сложное содержание юридических документов. Уяснив это, студентам становится понятно также, почему постановле­ния Конституционного суда РФ так объемны.

Точность изложения. Более четкому выражению мыс­ли также способствуют осложненные предложения, т.е. предложения с причастными и деепричастными оборота­ми, с однородными и обособленными членами. Студен­ты под руководством преподавателя анализируют спосо­бы языкового оформления смысла постановлений, опре­деляют количество и значение причастных и деепричаст­ных оборотов, сложноподчиненных предложений, делают выводы о том, что появление таких конструкций в текс­тах постановлений объясняется стремлением к точности, к установлению логических связей.

Говоря об эмоциональности речи юриста, преподаватель знакомит студентов с различными изобразительно-вырази­тельными средствами, особо останавливаясь на том, что каж­дое выразительное средство уместно, в судебной устной и письменной речи в том случае, когда помогает усилить зву­чание аргумента, выразить важную, с точки зрения автора документа, мысль. Неоправданное использование ритори­ческих приемов снижает логичность, точность, убедитель­ность речи. В качестве примера такой чрезмерно «украшен­ной» речи студенты знакомятся с отрывком из рассказа А.П. Чехова «Случай из судебной практики».

Третий раздел курса — «Речевой этикет», в котором сту­денты знакомятся с основными правилами речевого по­ведения и речевыми формулами, используемыми в разных ситуациях общения (приветствие, прощание, пожелание, приказ, одобрение, согласие, просьба и т.д.). Изучается и этика телефонного разговора, занимающего большое ме­сто в современной жизни. Уделяется внимание деловому протоколу — профессиональному этикету юриста и финан­систа с точки зрения речи. Студенты моделируют разно­образные ситуации, анализируют типичные ошибки, ис­правляя их. Эффективной формой работы является дело­вая игра, так как позволяет закрепить этикетные форму­лы в типовых ситуациях общения.

Последний раздел посвящен искусству речи (понятие риторики, особенности устного выступления, порядок и правила его подготовки, план анализа).

Студенты готовят выступления перед группой, опира­ясь на полученные знания в ходе всего курса культуры ре­чи, самостоятельно подбирая тему, материал, способ по­дачи, доказательства и продумывая план выступления. Вы­ступление является итоговым зачетом, где студент не толь­ко выступает перед аудиторией с заранее подготовленным материалом, но и отвечает на вопросы группы, после че­го каждое выступление рецензируется студентами по пла­ну. Как правило, в качестве темы для такого выступления выбираются интересные и актуальные проблемы из совре­менной жизни, которые позволяют студентам высказать мнение о важных вопросах нашего времени, в том числе правовых, и дают представление об эрудированности и глу­бине мышления будущих специалистов.

 

Оригинал работы:

О преподавании дисциплины «Культура речи»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*