Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Средства массовой информации и литературные произведения, к сожалению, не всегда являются образцом культуры слова. И в то же время сегодня растет престиж высшего образования, удачной карьеры, у многих людей имеется возможность проявить инициативу и творческие способности. Все это осуществляется с помощью устного и письменного общения, что требует от человека определенных коммуникативных навыков. В речи раскрываются и личностные качества, и профессиональные навыки, а значит, нас оценивают по тому, как мы говорим и пишем. В общении человек стремится добиться взаимопонимания, вызвать уважение к себе, убедить в собственной правоте, тем самым воздействуя на собеседника. Поэтому каждый заинтересован в том, чтобы владеть высокой речевой культурой.
Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и специалистами многих научных областей. В программы средних специальных и высших учебных заведений вводятся такие дисциплины, как «Русский язык», «Культура речи», «Культура делового общения», «Культура речи юриста», «Риторика», благодаря чему языку и речи отводится важная роль в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих общей культурой и эрудицией.
В ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» в течение нескольких лет наряду со специальными дисциплинами на всех специальностях ведется курс «Культура речи» как региональный компонент. Основная цель курса — совершенствовать речевую культуру студентов. Содержание программы предполагает знакомство с наиболее значимыми разделами культуры речи, овладение которыми необходимо для развития коммуникативных умений и навыков будущих юристов, финансистов и бухгалтеров.
Особую роль изучение культуры речи играет в подготовке специалистов, чья профессия связана с устным и письменным общением. Так, умение владеть словом всегда было важным требованием для юристов, так как они имеют дело с разнообразными явлениями жизни, которые должны оценить и разъяснить другим. Участие в судебных заседаниях, заполнение документов, проведение консультаций, работа с законодательством — все это предполагает умение грамотно, точно, убедительно выражать мысли, поэтому речевая культура для правоведа является показателем профессионального уровня.
Деятельность финансистов и бухгалтеров прежде всего связана с официально-деловым общением: работа с документацией, участие в деловых переговорах, служебное общение, работа с клиентами. Успешность и эффективность этой деятельности в различных сферах делового общения зависит от уровня речевой культуры специалиста в области финансов и экономики.
Программа курса «Культура речи» включает в себя четыре раздела. Первый раздел — «Основные качества речи», он предполагает изучение правильности, точности, ясности, логичности, выразительности, богатства, уместности речи, что позволяет совершенствовать речь и хорошо владеть словом.
В начале изучается правильность речи – центральное понятие речевой культуры. Студенты знакомятся с нормами современного литературного языка и отрабатывают умение соблюдать их в речи. На практических занятиях по этой теме рассматриваются слова и конструкции, при употреблении которых часто возникают речевые ошибки. Особое внимание уделяется языковым средствам, используемым в речи юристов и финансистов. При изучении норм ударения, например, берутся такие термины, как договор, осужденный, ходатайство, обеспечение, маркетинг, оптовый, валовой, премировать.
Нормы произношения часто нарушаются в словах афера, опека, истекший, юриспруденция, платежеспособный, менеджмент, индексация.
Незнание грамматических норм приводит к ошибкам в употреблении имен существительных (бухгалтера вместо бухгалтеры, установлен эмбарго вместо установлено), прилагательных (образование форм типа более выше, самый опаснейший), числительных, что особенно важно для финансистов и бухгалтеров (склонение около шестьсот рублей вместо около шестисот рублей, употребление собирательных числительных с обоих сторон вместо с обеих сторон, трое работниц вместо три работницы), в построении словосочетаний и предложений (ошибки в управлении, употреблении деепричастных оборотов, согласовании, порядке слов и т.д.).
На занятиях анализируются ошибки, возникающие из-за нарушения норм, редактируются неверно построенные фразы, например:
Цифры — самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.
Преступник не раскаялся за содеянное.
Поднимая цены на топливо, это прямо отражается на себестоимости продукции.
Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно.
Студенты составляют словосочетания и предложения, соблюдая нормы литературного языка, при закреплении правил ударения и произношения участвуют в «Конкурсе дикторов», где озвучиваются тексты с использованием наиболее трудных слов, анализируют речь телеведущих с точки зрения правильности, участвуют в обсуждении проблемы «Правильность речи юриста (финансиста)», осознавая значимость языковых и речевых норм в профессиональной речи. Большое значение уделяется знакомству со словарями различных типов и умению работать с ними.
При изучении других качеств речи преобладающей формой занятий является практическая работа: составляются предложения, тексты с учетом определенных качеств, редактируются готовые высказывания, анализируется устная и письменная речь. Многие виды заданий предполагают опору на профессиональные умения и навыки: студенты готовят сообщения о каком-либо специальном предмете с использованием основных понятий, составляют текст «Особенности работы юриста (финансиста)», работают с текстами речей известных русских юристов, с материалом статей на юридическую и экономическую тематику.
Второй раздел курса посвящен стилям речи, где изучаются особенности функциональных стилей, на примере текстов выявляются различия между ними. Большое внимание уделяется изучению своеобразия деловой речи, составлению и анализу текстов различных стилей.
В качестве примера можно привести работу на уроках культуры речи над языком и жанром юридического документа. Для этого преподаватели используют постановления Конституционного суда РФ.
Прежде чем приступить непосредственно к анализу текста юридического документа, преподаватель организовывает беседу, в результате которой студенты убеждаются, что любой автор или группа авторов, создающие конкретный письменный текст должны придерживаться определенного языкового стиля. Это в полной мере относится и к конституционным судьям, так как правовые документы могут существовать иначе как в определенных языковых формах. В своих конспектах студенты записывают вывод о важности правильного выбора тех языковых средств, которыми достигается аргументация принятых ими решений.
Анализируя текст постановлений Конституционного суда РФ, студенты также знакомятся с основными нормами письменной речи юриста. Преподаватель обращает внимание на форму постановлений, которая имеет вводную часть, описательную, заключение. Причем тексты описательной части и заключения обычно состоят из пунктов и нумеруются, а пункты, в свою очередь, содержат абзацы — смысловые фрагменты. Студенты на примере убеждаются в смысловой последовательности при переходе от одной мысли к другой, от одной части документа к другой, т.е. в его логичности.
Ясность письменной речи, как известно, достигается путем использования синтаксических конструкций с набором придаточных предложений для выражения комплекса мыслей, так как сложные предложения по сравнению с простыми позволяют, как правило, более глубоко и точно выразить сложное содержание юридических документов. Уяснив это, студентам становится понятно также, почему постановления Конституционного суда РФ так объемны.
Точность изложения. Более четкому выражению мысли также способствуют осложненные предложения, т.е. предложения с причастными и деепричастными оборотами, с однородными и обособленными членами. Студенты под руководством преподавателя анализируют способы языкового оформления смысла постановлений, определяют количество и значение причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, делают выводы о том, что появление таких конструкций в текстах постановлений объясняется стремлением к точности, к установлению логических связей.
Говоря об эмоциональности речи юриста, преподаватель знакомит студентов с различными изобразительно-выразительными средствами, особо останавливаясь на том, что каждое выразительное средство уместно, в судебной устной и письменной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, выразить важную, с точки зрения автора документа, мысль. Неоправданное использование риторических приемов снижает логичность, точность, убедительность речи. В качестве примера такой чрезмерно «украшенной» речи студенты знакомятся с отрывком из рассказа А.П. Чехова «Случай из судебной практики».
Третий раздел курса — «Речевой этикет», в котором студенты знакомятся с основными правилами речевого поведения и речевыми формулами, используемыми в разных ситуациях общения (приветствие, прощание, пожелание, приказ, одобрение, согласие, просьба и т.д.). Изучается и этика телефонного разговора, занимающего большое место в современной жизни. Уделяется внимание деловому протоколу — профессиональному этикету юриста и финансиста с точки зрения речи. Студенты моделируют разнообразные ситуации, анализируют типичные ошибки, исправляя их. Эффективной формой работы является деловая игра, так как позволяет закрепить этикетные формулы в типовых ситуациях общения.
Последний раздел посвящен искусству речи (понятие риторики, особенности устного выступления, порядок и правила его подготовки, план анализа).
Студенты готовят выступления перед группой, опираясь на полученные знания в ходе всего курса культуры речи, самостоятельно подбирая тему, материал, способ подачи, доказательства и продумывая план выступления. Выступление является итоговым зачетом, где студент не только выступает перед аудиторией с заранее подготовленным материалом, но и отвечает на вопросы группы, после чего каждое выступление рецензируется студентами по плану. Как правило, в качестве темы для такого выступления выбираются интересные и актуальные проблемы из современной жизни, которые позволяют студентам высказать мнение о важных вопросах нашего времени, в том числе правовых, и дают представление об эрудированности и глубине мышления будущих специалистов.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.