Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игровые технологии как средство развития общих и профессиональных компетенций при изучении дисциплин экономического цикла

15.11.2017 184 240
Зубарева Любовь Викторовна
Зубарева Любовь Викторовна, преподаватель

Кузоватовский технологический техникум

В настоящее время профессиональное образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и ключевых компетенций студентов, умения видеть перспективу применения знаний, полученных на занятиях и во внеурочное время, уметь использовать их на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущей профессии. Именно поэтому в образовательных учреждениях возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и активных форм обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых методов по изучению предметов экономического цикла: экономика, маркетинг, менеджмент и других предметов. 

Игра эффективна для всех групп обучаемых, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у студентов бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии как средство активизации учебного процесса».

К данной теме обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению студентов. Пересмотрев ряд технологий, остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме.

Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований ФГОС осуществляю через использование на занятиях теоретического обучения и внеурочной деятельности элементов новых педагогических технологий.

Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении студентов первых курсов применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные, практические методы обучения. Со второго курса обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых и ролевых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на занятиях, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей обучающихся.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у студентов бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Игровые технологии как средство активизации учебного процесса».

В процессе занятий формируются общие компетенции в условиях внедрения ФГОС СПО и реализации основных профессиональных образовательных программ, направленных на формирование новых образовательных результатов:

  • На понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса направлена деловая игра «Экономика в моей жизни», «Технолог - профессия творческая».
  • Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество студентам пришлось в экономическом Ток- шоу «Мир финансов»
  • Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях приходится студентам решая задания по сюжетам сказок и мультфильмов «Как старик корову продавал», «Репка», «Приключение буратино».
  • Студенты осуществляли поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития при решении деловых ситуационных задач во время игр проводимых на первых курсах: «Я- первый!», «Экономический кризис и пути его решения»
  • Обучающимся приходится активно использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности при работе с печатным материалом на уроках маркетинга по теме «Реклама». 
  • Обучающиеся во время конкурсных игровых программ: «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», «Я лучший технолог», имеют возможность получить опыт работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Технология использования в обучении игровых методов актуальна для данного возраста, где применяются ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. В качестве основных достоинств выступают: расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. В психолого-педагогическом и дидактическом плане занятие в этом случае основывается на теории и практике использования игровых методов.

Например, на занятии «Ограниченность ресурсов» игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия преподавателя и обучающегося через реализацию сюжета игры «Ограниченность ресурсов», сказки «Колобок», инсценированного представления «Буратино», мультипликационной ситуационной задачи «Скрудж МакДак», анализа предпринимательских ситуаций, делового общения. При этом образовательные задачи темы занятия включены в сюжеты игр

Элементы игры, применяемые на занятиях экономического цикла, позволяют студентам получить личностный опыт, и освоить виды деятельности, необходимые им в будущей профессии в интересной для них форме. Студенты осваивают понятия экономических факторов: «прибыль», «инфляция», «дефицит», «проблема выбора»,  «рациональность поведения» в ходе предложенных игр.

На конкретных игровых ситуациях рассматривают    вопросы социальных целей и приоритетов личности,  их связи с понятием альтернативной стоимости,  используют рациональный экономический анализ. При работе в команде формируются навыки работы в сотрудничестве, происходит накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности.

Многие игры и упражнения строю на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре обучающихся с разным уровнем знаний. Игры провожу на различных этапах занятия:

Вместо обычного вступления на уроках экономики предлагаю иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока с помощью отрывка из мультфильма, или высказывания философа. Пример по теме «Альтернативная стоимость» использовался отрывок из мультфильма «Репка». Предлагаю студентам в качестве проверки домашнего задания загадку, ребус, кроссворд на знание терминов экономической направленности

При изучении нового материала предлагаю инсценированное представление, где в процессе диалога героев обучающиеся получают новый материал на примере сказки «Приключения Незнайки».

Удачным считаю использование на занятиях инсценировок сказок «Волшебный горшочек», «Алиса в стране чудес» и др. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. От курса к курсу игровые приёмы усложняются.

Особенно радует, что те студенты, которые учатся неохотно, на таких занятиях работают с большим увлечением. активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, студенты играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания. Если на обычном занятии активность студентов достигает 65-70%, то на игровых занятия доходит до 95- 100%

Главным достоинством игровых форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все обучающиеся имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для создания на занятии ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования студентов. Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны. По результатам конкурсных программ вручаю небольшие вознаграждения (шарики, конфеты, рисунки).

Для обучающихся процесс игры как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.

Таким образом, организация образовательного процесса на уроках экономического цикла с использованием игрового подхода открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников технологического техникума. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, анализирую результаты обучения.

За годы внедрения данного опыта в практическую деятельность, можно отметить определенные положительные результаты. Студенты, активно занимающиеся творческой деятельностью более коммуникабельны, приспособлены к трудным жизненным рыночным условиям, легче вливаются в коллектив, быстрее трудоустраиваются. В Кузоватовском техникуме ведется ежегодная статистика трудоустройства выпускников.

Подводя итог выше изложенному, можно отметить «плюсы» использования игровых технологий: игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении. Более активно усваиваются общие и профессиональные компетенции. Применение игр в урочной и внеурочной деятельности способствует использованию знаний в новой ситуации, объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие: сложность в организации и проблемы с дисциплиной, подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение, увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание, невозможность использовать на любом материале, сложность в оценке обучающихся.

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и учебное занятие.

Итак, эффективность учебного процесса во много зависит от умения преподавателя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. 

Игровые технологии проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний. Однако, хочу отметить, что слишком частое обращение к подобным формам занятий нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, а это, в конечном счёте, приведёт к падению у обучающихся интереса к предмету.

Считаю, что каждый современный преподаватель должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить студентам в зависимости от вида учебных дисциплин и тем занятий.

Конфуций сказал: «Учитель и ученики растут вместе».

Пусть игровые технологии позволяют расти как нашим студентам, так и нам – преподавателям!

 

Оригинал работы:

Игровые технологии как средство развития общих и профессиональных компетенций при изучении дисциплин экономического цикла




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*