Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста

13.11.2017 240 354
Зеленская Юлия Валерьевна
Зеленская Юлия Валерьевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

В настоящее время стремительно развивающемуся обществу нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия своих действий, отличаться мобильностью, динамизмом и готовностью к сотрудничеству.

Образовательное учреждение не может дать обучающемуся запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать будущему специалисту  основные ориентиры базовых знаний, которые он пронесет через все годы своей активной профессиональной деятельности.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий по дисциплине «Английский язык» я использую элементы следующих образовательных технологий (в ходе работы обязательно учитываю возрастные особенности обучающихся): элементы технологии развития критического мышления, элементы технологии исследования, интенсивное обучение, информационно-коммуникационные технологии, элементы интерактивной технологии обучения, игровую технологию,  проектную технологию, элементы модельной технологии обучения, здоровьесберегающие технологии.

Технология развития критического мышления  предполагает постановку вопросов обучающимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Собственная активная жизненная позиция обучающегося особенно проявляется при сравнении имеющихся знаний и понятий с вновь полученными.

Такие формы работы как эссе, дискуссия, диалоги и ролевые игры использую на занятиях, применяя элементы технологии развития критического мышления.

Особое место при обучении языку отвожу  технологии исследования, когда обучающиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы - к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Оптимальной формой работы в данном направлении являются для меня научно-исследовательские работы обучающихся. Также вариантами модели исследовательского характера может являться игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных  и ситуационных задач.

Использование элементов интенсивного обучения, позволяет “погружать” обучающихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать  весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы обучающиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на занятиях позволяет сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и стране изучаемого языка, помогая  лучше осознать культуру нашей страны и представить ее средствами английского языка. Использование элементов данной технологии на занятиях формирует социокультурную компетенцию обучающихся, которая на сегодняшний день является ведущей при обучении языку.

Информационно-коммуникационные технологии  уже давно нашли   применение в организации учебного процесса и широко используются в презентациях результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Интерактивная технология - это определенный тип деятельности обучающихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного занятия. Костяком интерактивной технологии являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от традиционных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. К использованию элементов интерактивной  технологии я чаще всего прибегаю при проведении открытых занятий.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться на всех этапах обучения: от начального до продвинутого. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим или диалогическим текстом. Ролевые игры «украшают» занятия, эмоционально насыщая и творчески их обогащая.

Проектная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление  и научить  не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их на практике. Но здесь следует помнить следующее: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу обучающихся над проектом. Такая работа должна проводиться систематически.

С целью закрепления и обобщения изученного материала в рамках технологии модельного обучения провожу занятия в форме  деловых игр. Необычные по форме, такие занятия вызывают большой интерес и  хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи.

Современное занятие английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания и сил. Быстрая утомляемость на занятиях вызваны еще и спецификой: необходимостью  тренировочных упражнений в большом количестве. И здесь для снятия этих трудностей на помощь приходят здоровьесберегающие технологии, когда занятие выстраивается в рамках блочно-модульного подхода и изучаемый материал рассматривается целостно. На занятиях при изучении различных явлений, необходимо обращать внимание на то главное, что лежит в основе частных проявлений этого явления. В качестве такой основы можно рассматривать структуру изучаемого материала, содержащую определения понятий, обобщенные алгоритмы действий, ключевые задачи, примеры комбинирования методов решения ключевых задач в более сложных ситуациях. При изучении структуры изучаемого явления должны быть  рассмотрены основные способы его применения, проанализированы различные связи как внутри явления, так и с раннее изученными структурами. Такую структуру можно рассматривать в качестве образца, открывающего обучающемуся возможность ориентироваться в изучаемом явлении. Например, на этапе введения нового материала происходит восприятие структуры изучаемого явления. Весь новый материал дается целиком и обучающиеся активно включаются в деятельность по восприятию темы. В результате такой работы обеспечивается ситуация успеха за счет ощущения от собственного понимания, происходит включенность в совместную деятельность, поддерживаются положительные эмоции, отсутствует языковой барьер и страх. При введении грамматического материала происходит осознание структуры изучаемого явления. Совместно выводится алгоритм образования явления, учитывая его особенности. Обучающиеся,  используя созданный алгоритм, выполняют упражнения разного уровня сложности и по мере осознания механизма действия явления переходят на самостоятельную деятельность.  Новые лексические единицы отрабатываются как в устной, так и в письменной речи. Регулировка трудности для обучающихся обеспечивается за счет многократной тренировки, накопления информации, позволяющей впоследствии осуществлять процессы вспоминания и рефлексии. Работая в диалоговом режиме, который соответствует индивидуальному темпу каждого, обучающиеся меняют динамические позы, что способствует снятию напряжения с мышц и позвоночника. Это помогает избежать физического перенапряжения и стрессовых ситуаций на занятии. Работая самостоятельно над выполнением заданий, составляя диалоги, монологи, полилоги, обсуждая ситуации по теме, используя и закрепляя материал происходит самореализация обучающихся через коммуникативную деятельность, которая наиболее ценна и значима для процесса обучения языку. Такая коммуникативная деятельность способствует снятию психологических трудностей при общении на языке, повышает интерес и мотивацию, что благоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье обучающихся и повышает уровень качества знаний. Обучающийся видит конкретный результат своей деятельности, понимает причины неудач и не боится их, а  совместно ищет пути их преодоления. Это и обеспечивает создание здоровьесберегающей среды на занятиях по языку и говорит о том, что занятие не является стрессовой ситуацией, а выступает средой развития и укрепления физического и психического здоровья.

В заключение можно сказать, что использование современных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс, делая  занятия более интересным. Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать исключительно одну технологию. Лучше всего интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Я занимаюсь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку обучающихся колледжа для формирования их коммуникативной компетенции на протяжении ряда лет. Весь этот период я тщательно изучаю, апробирую и адаптирую инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей.  В результате названной деятельности, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта обучающегося, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, саморазвитию и возможности реализовать себя как личность.

 

Оригинал работы:

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*