Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация проектного метода преподавателями Нижегородского областного колледжа культуры

21.06.2012 355 2093
Морозова О.М., зам. директора по учебной работе

Нижегородский областной колледж культуры

Введение новых стандартов ФГОС СПО третьего поколения нацеливает преподавателей на практикоориентированный, деятельностный подход к образованию, а также использование новейших педагогических и информационных технологий. Не все преподаватели могут быстро и эффективно включиться в педагогический процесс по новым стандартам. Возникают проблемы, как правило, связанные с неумением оформить учебную и методическую документацию по новым стандартам и непониманием причин, целей введения новых стандартов и неприятие связанных с ними изменений в образовательных программах и требованиях к ним. И если в первом случае педагогу просто необходима помощь методиста, то во втором требуются разъяснения самого компетентностного подхода.


Для того, чтобы новые подходы не оставались только словами, необходима целенаправленная работа по их внедрению в образовательный процесс каждым преподавателем. Проектный метод оказался хорошим  инструментом для этого. Он позволяет реализовать новые подходы к образованию и внедрить в образовательный процесс максимальное количество инновационных технологий обучения, таких как создание презентаций, публикаций, использование информационно-компьютерных технологий и пр.


Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей (или поставленной преподавателем) проблемы, проблемной ситуации [1]. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения делает метод проектов привлекательным для образования. Проектная и исследовательская деятельность даёт возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.


Цель проектной деятельности: формирование системы интеллектуальных, общетрудовых, профессиональных знаний, умений и навыков; развитие психических процессов; воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности, предприимчивости [2].


ФГОС СПО третьего поколения четко прописывает, какими компетенциями, знаниями, умениями и практическими навыками должен обладать выпускник учреждения СПО сферы культуры. Однако приобрести все указанные профессиональные компетенции оказывается довольно сложно при академическом подходе к образованию. Метод проектов как раз нацелен на практическую деятельность, дает большой спектр возможностей воплощения и развития талантов за счет многообразия ролей и функций.


Нижегородский областной колледж культуры конечно же и раньше создавал большое количество театрализованных представлений, концертных программ, праздников и пр., что давало возможность студентам колледжа приобрести реальные профессиональные умения и навыки. Однако с введением в практику образовательного процесса метода проектов, этот процесс оказывается методически грамотнее выстроен. Кроме того, метод проектов ориентирует на то, чтобы были четко определены критерии оценивания деятельности студентов в проекте (за счет составления таблиц оценивания). Таким образом, даже преподаватели общеобразовательных дисциплин могут требовать от студентов соответствия профессиональным компетенциям. К тому же, большое внимание уделяется коммуникации студентов в процессе работы над проектом. Это хорошо отражается на создании благоприятной обстановки, поскольку внутригрупповые взаимодействия являются важным фактором  успешной реализации проекта и эффективной интеграции различных предметов и специальностей.


Для успешной реализации проекта преподаватели должны уметь понять мотивы и потребности учащихся и умело направлять ход их развития, а для этого необходимо заранее подготовить и методически верно выстроить работу со студентами. В этом случае учащиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.


Если для реализации таких художественно-творческих проектов как концертная программа или театрализованное представление, мотивации студентов обычно хватает, то для дисциплин общеобразовательных и общепрофессиональных циклов обычно требуется дополнительная мотивация, которую может обеспечить метод проектов за счет инновационных форм и средств обучения.


Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.


Колледжем культуры реализуются художественно-творческие проекты, предполагающие максимально широкий и свободный, нетрадиционный подход к его выполнению, а также презентации его результатов. Художественно-творческие проекты могут содержать элементы других видов проектов, таких как учебный, исследовательский, практикоориентированный, информационный, ролевой и пр. Проекты могут реализовываться как в ходе учебного процесса, так и представлять собой его итог.


Художественно-творческий проект предполагает максимально широкий, свободный и даже нетрадиционный подход к его выполнению и презентации его результатов.


В рамках внедрения данного метода в 2011-2012 учебном году преподавателями колледжа культуры был реализован ряд проектов, среди которых наиболее яркими и удачными стали:

· проект «Новогодние представления для детей» для студентов  специальности 071801 «Социально-культурная деятельность», вид: организация и постановка культурно-массовых мероприятий. Руководитель Базылева Е.В.;

· проект «Дворцовые перевороты дворца культуры» - презентация результатов обучения за первый семестр по МДК «Исполнительская подготовка» – контрольный урок, представленный в форме концертной программы для специальности  «Народное художественное творчество», вид: театральное творчество. Руководитель Грибова О.П.;

· проект «Колокольность в музыкальном творчестве и изобразительном искусстве» для специальностей  «Сольное и хоровое народное пение», вид: хоровое народное пение и  «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», вид: художественная обработка ткани, кожи и меха. Руководители Горохова Ж.Б., Шерстнева М.Н., Бондарева О.А., Черняева И.Ю.

· проект «Игра – дело серьезное» в форме концерта для студентов специальностей: «Народное художественное творчество», вид: театральное творчество, хореографическое творчество, «Сольное и хоровое народное творчество», вид: хоровое народное пение. Руководители: Тарасенкова Т.И., Малькова Л.П., Грибова О.П.

· проект «Петровская конклюзия», включивший в себя и дискуссию, и музыку и хореографию для студентов специальностей: «Народное художественное творчество», вид: театральное творчество, «Социально-культурная деятельность и Народное художественное творчество», «Инструментальное творчество». Руководители: Третьякова М.В., Озеров С.А., Лялина О.Г.


Использованная литература:

1. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. – [Электронный ресурс] – Дата обращения 25.05.2012. – Режим доступа: www.duzsov.ucoz.ru /file/metod.proertov…

2. Тулохонова И.С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды. – автореф. дисс на соиск уч. степ. канд. пед. н. 13.00.08. - Улан-Удэ, 2009.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*