Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста

03.11.2017 3574 7899
Шимченко Нина Петровна
Шимченко Нина Петровна, педагог - психолог

Мокряк Елена Николаевна
Мокряк Елена Николаевна, мастер производственного обучения

Батнасунова Антонина Михайловна
Батнасунова Антонина Михайловна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизнедеятельности.

Одной из главных и острых проблем молодежи является выбор своего дальнейшего профессионального пути. Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. О многих новых профессиях молодёжь практически не имеет информации.

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных подростков бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей.

На сегодняшний день задача профессионального образования сводится к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, был способен реализовывать их в профессиональной деятельности.

Качество профессионального образования определяется через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]

В условиях поиска новых образовательных моделей и пересмотра  традиционных форм обучения студентов, педагогический коллектив колледжа выстраивает собственную модель подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих достаточно высоким уровнем профессиональных умений и востребованных на рынке труда.

При этом основной акцент делается на профессиональном самоопределении как стержне успешного профессионального обучения в колледже и дальнейшей работе по специальности.

Контингент студентов, обучающихся в колледже, достаточно многолик и своеобразен. Это обусловлено не только индивидуальными особенностями абитуриентов, но и специальностями, востребованными в нашем учреждении.

С точки зрения психологии это возраст осознания собственной индивидуальности и готовности к самоопределению. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе профессионального обучения это сложный, длительный и многоплановый процесс.

В нашем образовательном учреждении его рассматривают как процесс вхождения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством ее включения в учебную, производственно - практическую и внеучебную деятельность на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала.

Существенными показателями, раскрывающими сущность процесса профессионального самоопределения являются мотивы профессионального выбора, профессионально - ценностные ориентации, наличие индивидуального жизненного плана студента.

Тестирование студентов первого курса показывает наличие  следующих проблем:

  • несформированность профессиональной мотивации;
  • незрелая личностная готовность;
  • несформированность индивидуального стиля учебной деятельности.

Подросток в состоянии справиться с этими трудностями, но помощь взрослого ему по-прежнему необходима, возможно, в форме поддержки, совета, совместного анализа результатов деятельности. И начинать эту работу нужно именно с профессионального самоопределения, которое в системе профессионального обучения колледжа рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Работа по профессиональному самоопределению - один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности педагогического коллектива в колледже. Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить.

Психологические исследования демонстрируют сложную и разнообразную картину. В течение учебного года мотивация обучения студентов в колледже носит диффузный характер, студентам тяжело определиться со своей профессиональной деятельностью, поэтому основной акцент они делают на получение диплома и приобретение знаний, как возможности дальнейшего обучения в ВУЗе, не всегда по выбранной специальности. Для многих обучение в колледже это и возможность уехать из семьи, стать самостоятельными, завести новые знакомства.

Эти факты говорят о том, что одной из важнейших задач педагогов колледжа должна быть деятельность по повышению мотивации к профессии, оказание помощи студентам, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении.

Особую актуальность эти задачи приобретают в условиях компетентностного подхода в образовании,  так как успешное формирование профессиональных компетенций будущего специалиста невозможно без внутренней мотивации на профессиональную деятельность по конкретной специальности.

Такой подход к процессу обучения в колледже способствует формированию подготовленного к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста. Все это способствует решению одной из главных задач профессионального обучения студентов - успешному прохождению процесса профессионального самоопределения.

Это становится возможным, когда студенты уже имеют представление о своих способностях и требованиях, предъявляемых профессией к личности. Педагоги создают условия для профессиональной деятельности студента, показывают точки соприкосновения с профессией, учат ориентироваться на свои сильные стороны, открывая новые грани их личности.

Хорошо зарекомендовали себя такие виды деятельности как проектная деятельность, квест - игры. Важной составляющей на данном уровне является применение в учебно - воспитательном процессе инновационных технологий обучения. С целью формирования у студентов профессионального образа ''Я'' разрабатываются деловые игры, в ходе которых у студентов формируются ключевые компетенции современного специалиста, которые не могут быть сформированы во время традиционных лекций. В колледже успешно проводятся такие деловые игры, как «Умение учиться - основное умение конкурентоспособного специалиста», «Я – концепция», «Грани моего Я», «Профессиональные компетенции специалиста», «Собеседование с работодателем» и др.

К решению проблемы профессионального самоопределения в колледже подключены мастера производственного обучения и классные руководители, которые проводят тематические классные часы в форме дискуссий, деловых игр, заседаний круглого стола, квест - игр, среди которых можно выделить «Моя профессия - мой выбор», «Есть такая профессия – студент», «Освоение профессии как путь к успеху в жизни», «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные планы», «Моя профессиональная и коммуникативная культура», «Портрет современного педагога глазами студентов».

Такой алгоритм построения работы со студентами позволяет постепенно сориентировать их в профессиональном выборе, не вызывая негативной реакции с их стороны, избегая мнительности и тревожности, наоборот повышая их веру в свои потенциальные возможности  и способности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Но при этом важно знать, что такая организация процесса профессионального самоопределения принесет плоды лишь тогда, когда студенты и преподаватели ориентированы на построение демократических, равноправных отношений друг с другом, иначе работа будет бесполезной  и вызовет отторжение у студентов.

Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательного учреждения является формирование и развитие у молодого человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям; стоит задача научить обучающихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.

Одним словом, ищите себя, слушайте свой внутренний голос  - и у вас все получится!

 

Список литературы:

  1. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда / –  М.: Издательство «Институт практической психологии», 2012. – 352 с.
  2. Информационный портал занятости населения Минтруда РБ: [Электронный ресурс]. Уфа URL: http://www.bashzan.ru/posts/4282 (Дата обращения: 09.10.2017)
  3. Старикова Л.Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы: [Электронный ресурс]. Пермь, URL: http://www.dissercat.com/content/proforientatsiya-i-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-srednei-professionalnoi-shkoly#ixzz3S8u4vqESt (Дата обращения: 09.10.2017)
  4. Матата Л.В. Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста: [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/02/13/professionalnoe-samoopredelenie-studentov (дата обращения: 12.10.2017)

 

Оригинал работы:

Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*