Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНовые ФГОС СПО третьего поколения определили ориентацию на формирование компетенций как на цель и результат образовательного процесса. В них компетенции представлены как способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области.
Умение учиться - это овладение основными видами действий: логическими, психологическими, специфическими. В настоящее время умение учиться как никогда востребовано в профессиональной школе. И считается, что умение учиться должно быть сформировано к окончанию основной общеобразовательной школы. Однако экспериментальными данными (международная программа оценки знаний и умений учащихся PIZA, публикация авторов, работающих в учреждениях НПО и СПО различных регионов России) этот тезис не подтверждается.
Современное образование нацелено на решение таких задач, как создание условий для повышения конкурентоспособности личности, обеспечение профессиональной и социальной мобильности, формирование кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии личности. В соответствии с этим целями кураторской деятельности являются сплочение коллектива, формирование профессиональных качеств студентов и кураторов, потому что именно в коллективе создаются оптимальные условия для реализации личностного потенциала и развития способностей (коммуникативных, организаторских, аналитических). Это возможно при использовании активных форм работы: тренинговых занятий, деловых игр, групповых дискуссий.
Поскольку многие выпускники школы, поступившие в профессиональные учебные заведения, не обладают сформированными в необходимой степени универсальными учебными умениями, решение этой проблемы выступает сегодня в качестве самостоятельной задачи профессионального образования.
В условиях социально-психологической адаптации к новой образовательной среде студентам-первокурсникам приходится осмысливать свою новую социальную роль с помощью адаптационных механизмов. Адаптация продолжается от двух-трех недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Адаптироваться нужно:
Большая ответственность при этом возлагается на куратора группы.
Если раньше авторитет педагога был незыблем, то в настоящее время авторитет завоевывается всей деятельностью и личностными качествами педагога. Чтобы совершенствовать личность студента, куратор должен быть профессионалом своего дела, быть коммуникабельным, иметь позитивное отношение к окружающей действительности, быть эрудированным и интересным человеком. Круг его обязанностей достаточно широк. В связи с этим куратору необходимо:
- знать особенности состояния здоровья студентов, бытовых и семейных условий их жизнедеятельности;
- постоянно участвовать в жизни группы, обеспечивая защищенность интересов каждого;
- работать над созданием благоприятной атмосферы в группе, формированием коллектива, коммуникативных компетенций у студентов;
- постараться создать условия для максимального развития личности каждого студента;
- приобщать студентов к участию в творческой деятельности учебного заведения;
- способствовать формированию у студентов позитивного отношения к окружающей действительности;
- оказывать помощь в вопросах, связанных с организацией учебной деятельности;
- организовать индивидуальную работу со студентами, у которых возникают проблемы с адаптацией, и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин.
Сложность работы куратора в среднем профессиональном учебном заведении заключается в том, что студенты приходят уже сформировавшимися личностями и куратор должен строить свою работу исходя из данного обстоятельства.
Перед куратором стоит сложная задача - сделать так, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность, значимость в соответствии с реальными возможностями. Таким образом, при всем многообразии задач кураторской деятельности его главной целью является помочь студентам правильно организовать деятельность, найти свое место в жизни учебной группы и всего учебного заведения.
Характеризуя модель кураторской деятельности, следует остановиться на основных ее компонентах: целеполагании, мотивационном, ориентировочном, исполнительском и контрольно-оценочном. Все эти компоненты способствуют более успешной адаптации студентов первых курсов.
Целеполагание предполагает постановку целей деятельности куратором. Как правило, можно выделить три группы целей:
- формирование благоприятных отношений между студентами и сплочение коллектива;
- формирование профессиональной компетентности и профессионально важных качеств студентов;
- формирование профессионально важных качеств преподавателя-куратора.
Нам представляется важным на первое место среди целей кураторской деятельности поставить именно формирование благоприятных отношений и сплочение коллектива, потому что только в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи можно достичь самораскрытия каждого члена коллектива. Состояние дискомфорта и высокого нервно-психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала личности и формированию важных личностных качеств.
Ориентиры по выделенным целям
Цель
Критерий |
Формирование благоприятных отношений между студентами и сплочение коллектива |
Формирование профессиональной компетентности и профессионально важных качеств студентов |
Формирование профессионально важных качеств преподавателя-куратора |
Выбор средств, способов и путей достижения целей |
Исследование (социометрия, взаимная товарищеская оценка, метод Фидлера, метод полярных профилей), выбор последовательности использования различных педагогических приемов и способов воздействия, активных форм работы (групповые дискуссии, деловые игры) |
Исследование особенностей студентов (методика Роджерса, Спилбергера - Ханина, «Успех», «Уровень притязаний», «Самооценка», «Профессиональные склонности»), выбор педагогических приемов |
Самообследование (выявление уровня развития педагогических и управленческих способностей по психологическим методикам) |
Планирование действий |
Составление плана работы на семестр (год) |
Составление индивидуальной карты развития |
Составление программы саморазвития |
Выбор критериев оценки деятельности |
Повторное тестирование по выбранным методикам |
Карта наблюдения за изменениями в поведении студента |
Самооценка своих достижений, повторное тестирование |
Оценка времени |
Каждые два месяца |
Ежемесячное подведение итогов |
Ежедневно, еженедельно |
Как правило, техникум и студент взаимно адаптируются. Администрация "Саратовского областного училища (техникума) олимпийского резерва", педагоги и кураторы создают условия для последующего полноценного развития студентов нового приема. Работа педагогического коллектива по адаптации первокурсников проводится в техникуме комплексно; все участники
этого процесса тесно взаимодействуют между собой, принимают общие решения.
В течение первых учебных месяцев исследуется уровень социальной адаптации, профессиональной и учебной мотивации. С этой целью в группах первого курса проводится анкетирование, выявляется уровень общительности, самостоятельности. Применяются тестовые методики для оценки психических состояний студентов, определения самооценки и уровня притязаний.
Программу адаптации первокурсников с учетом результатов диагностики реализуют кураторы. Они решают проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ и проживающих в разных населенных пунктах. За короткий срок кураторы стремятся найти к каждому студенту индивидуальный подход, раскрыть перспективы будущей профессиональной деятельности.
Традиционные общественно-культурные и спортивные мероприятия, классные часы, индивидуальные и групповые беседы со студентами, подготовка торжественного мероприятия "Посвящение в студенты", встречи с работниками правоохранительных органов, представителями профессиональных сообществ, экскурсии в музеи - вот далеко не полный перечень форм активного взаимодействия педагогов и воспитанников, облегчающих адаптации первокурсников в техникуме.
Примерный план куратора
№ |
Вид деятельности |
Месяц |
1 |
Заочное знакомство с группой, составление списка, ознакомление с личными делами студентов |
август – сентябрь |
2 |
Участие в торжественном мероприятии «День знаний» |
сентябрь |
3 |
Знакомство студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в техникуме, основными внутренними локальными актами (Уставом техникума, Правилами внутреннего распорядка техникума, Правилами проживания в общежитии, учебным планом специальности и др.), информирование студентов о новых локальных актах (приказах, распоряжениях), раздача информационных материалов |
сентябрь – июнь |
4 |
Контроль посещаемости занятий, текущей и семестровой успеваемости студентов группы, анализ причин отставания отдельных студентов и содействие устранению этих причин |
сентябрь – июнь |
5 |
Помощь в решении жилищно-бытовых вопросов студентов, проживающих в общежитии |
сентябрь – июнь |
6 |
Знакомство в группе (или вечер знакомств) |
сентябрь |
7 |
Выборы актива группы |
сентябрь |
8 |
Встречи со студентами во внеучебное время («Час куратора),обсуждение проблем студенческой молодежи |
сентябрь – июнь |
9 |
Обсуждение итогов аттестаций и сессий |
октябрь – июнь |
10 |
Работа с родителями студентов (письменное информирование родителей отстающих студентов) |
ноябрь – июнь |
11 |
Организация участия студентов группы в научных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях различного уровня |
сентябрь – июнь |
12 |
Организация мероприятий по формированию здорового образа жизни и предупреждению девиантного поведения среди студентов |
октябрь – ноябрь
март – апрель |
13 |
Проведение внутригрупповых мероприятий: соревнований, вечеров, праздничных дат, посещение театров и т.п.
|
сентябрь – июнь
|
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.