Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Способы повышения мотивации студентов

21.06.2012 6604 19692
Коптева Л.М., преподаватель

Бердский медицинский колледж
Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в  достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной  мотивации приобретает сегодня особое значение.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.


Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности.


Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.


Рассмотрим ошибки, допускаемых преподавателями в процессе мотивирования студентов.


Часть I. Ошибки преподавателей


“Голые знания”

Это, пожалуй, главный недостаток всех преподавателей колледжа. Они стараются дать максимально возможное количество “голых” знаний, без оглядки на их адекватность текущей ситуации, к тому же без обоснования их нужности. Но студент – это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо также объяснить каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни все может быть полезным”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес. Студент приходит в колледж не за знаниями, он приходит за тем, что бы стать хорошим работником, а это совершенно разные вещи. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.


Отсутствие связки студент-преподаватель

Если между обучающимся и преподавателем нет никакого контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации студентов говорить не приходится. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, а не ментором, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду конечно учебные вопросы) пусть даже по самому глупому вопросу. Но и уходить в панибратство тоже не стоит – иначе обучающиеся "сядут на шею и свесят ножки".


Отсутствие уважения к студентам

Этим особенно грешат преподаватели “старой гвардии”, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую, у студента просто не получается разобраться в предмете. И вот когда он подходит со своим вопросом к педагогу и слышит что-то вроде: “Лучше нужно было слушать, я все давала в лекциях, идите учите”, – то мотивация к дальнейшему получению знаний исчезает почти моментально. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.


Часть II. Как повысить мотивацию студентов


Заинтересовать их

Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом. Понятно, что в таком случае все с удовольствием будут ходить на лекции, заниматься саморазвитием, готовиться к практическим занятиям и с успехом сдадут экзамен, требования к которому, кстати, может быть одними из самых жестких.


Использовать метод кнута и пряника

Способ, когда студентов за успехи в учебе поощряют “автоматом”, а за отсутствие на занятиях наказывают лишними вопросами на экзамене используют в своей практике большинство педагогов, но обычно довольно топорно (набрал 85 баллов в течение семестра – получил автомат). Но ведь метод кнута и пряника можно использовать намного продуктивнее, если в самом начале семестра расписать конкретные и широкие возможности перед обучаемыми. Т.е. что бы студент сразу понимал, что отсутствие его на лекции – это минус 1 балл, а подготовка доклада – плюс 2. В итоге студент будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.


Стимулирование на результат, а не на оценку

Частично перекликается с первым пунктом, но отличия все же есть. Суть в том, что студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.


Целью изучения основных мотивов студентов к обучению был проведен опрос студентов 3 курса нашего колледжа. Для большей конкретизации были выделены 8 основных направлений. 40 студентам было предложено провести ранжирование мотивов, которые побуждают их учиться.


Студенты не умеют рационально планировать свой день, то есть показывают полное или почти полное отсутствие личного менеджмента. При этом студенты не понимают важность и значимость планирования своего личного времени и, соответственно, не обнаруживают внутренней связи бюджетирования с эффективностью учебно-познавательной деятельности. Ведущими мотивами выступают социальные мотивы - общаться со сверстниками, трудоустроиться.


К основным причинам нерационального использования личного времени студентами можно отнести:

- неумение конспектировать;

- отсутствие навыков в поиске требуемой информации;

- нежелание тратить время на чтение учебной литературы, т. к. быстрее найти - информацию в Интернете.


Проведённые исследования показали, что около 40% студентов стремятся стать квалифицированными специалистами. Стремление к высоким доходам привлекает треть студентов (33,6%). Приятно отметить, что достаточно значимым является престижность специального образования(11,1%). К сожалению, процент студентов, которые пришли за знаниями, очень мал (6,1%). Однако студентов, которые посещают колледжради общения (3,1%) или из-за влияния родителей (3,1%), ещё меньше.


Эти результаты, прежде всего, говорят о том, что необходимо повышать интерес студентов к получению знаний. А интерес является важной стороной мотивации.

Мотивации студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.


Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельность, в данном случае - учиться, - могут быть самыми различными.


По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотиваций:

- социальные мотивы;

- познавательные мотивы;

- профессионально-ценностные мотивы;

- эстетические мотивы;

- коммуникативные мотивы;

- статусно-позиционные мотивы;

- традиционно-исторические мотивы;

- утилитарно-практические мотивы;

- учебно-познавательные мотивы;

- неосознанные мотивы.


Большинству студентов характерно слияние нескольких мотиваций в разных вариациях:

- получение свидетельства об образовании для расширения возможностей устроиться на хорошее рабочее место;

- получения необходимых знаний по специальности для того, чтобы в будущем по окончанию учебного заведения устроиться на хорошее рабочее место;

- желание расширить свой круг общения;

- неосознанная мотивация, т.е. получение образования не по собственному желанию, а по чьему-то влиянию.


На основании проведенного анализа можно рассмотреть способы повышения мотивации студентов:

- в целях морального и материального стимулирования труда студентов публично отмечать успехи студентов при отличном и хорошем окончании сессии. Например, на линейке, где собираются преподаватели и студенты. Отличников поощрять объявлением благодарности, благодарственным письмом родителям.

- ввести систему рейтинговой оценки студентов. Это эффективное средство повышения мотивации учебной деятельности студентов, уровня их самостоятельности. Знания будут оцениваться в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по дисциплине за различные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных, так и аудиторных);

- расширять функциональные обязанности студентов, т.е. давать студентам возможность проявить себя в той области, которая им более близка.


Следует сказать, что повысить учебную мотивацию студентов не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя. Не бывает бездарных студентов, бывают неинтересные педагоги.


Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог – студент, преподаватели кафедры стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.


Основной задачей учебного заведения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Мотивация студентов – это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.


Следующие задачи, которые способствуют формированию позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности студентов:

  • научить студентов учету личного времени, с целью оптимизации его использования;
  • мотивировать студентов выполнению рефератов, контрольных работ, курсовых работ в преимущественно авторском исполнении.

В основу бюджетирования личного времени был положен ежедневный учёт использования личного времени, который позволяет выявить потери этого времени, сделать ясными их причины. Методика А. А. Любищева, реализуемая в рамках учета использования личного времени позволяет:

1) значительно повысить коэффициент полезного использования времени;

2) выработать способность с высокой точностью оценивать в часах любую предстоящую работу;

3) выявить причины нерационального использования личного времени;

4) сравнивать эффективность разных способов выполнения одной и той же работы;

5) ориентироваться в дальнейшем на более эффективные способы выполнения самостоятельной работы.


Каждый вид выполненной самостоятельной работы определяется его "стоимостью", т. е. фактически затраченным временем. Учет времени ежедневно фиксируется в таблице "Учет времени". В конце каждой недели, месяца обобщается и подводится итог траты времени на эффективную деятельность и потерю личного времени.


Процедура бюджетирования личного времени выявила, что студенты стали больше тратить время на выполнение самостоятельной работы. При этом, на поиск информации в Интернете стало затрачиваться на 60,0 % времени меньше, больше времени стало уделяться написанию рефератов и курсовых работ. Студенты стали проявляться интерес и, соответственно, уделять время для исследовательской деятельности. Отмечена положительная динамика в смещении в большую сторону значения группы познавательных мотивов, преимущественно в экспериментальной группе студентов.


Профессиональные мотивы, наряду с познавательными, также много исследовались в рамках проблемы психологической готовности к выбору профессии, в контексте профессионального самоопределения и отношения к профессии, формирования профессионального самосознания, развития профессиональных притязаний в процессе вузовского обучения.


Основными признаками сформированности профессиональной направленности полагаются становление в сознании студента профессиональной доминанты, сформированность образа мира, образа профессии, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональная направленность представляет собой формирующиеся во время обучения личностное новообразование, ее функциями являются мотивирующая, организующая, направляющая и регулирующая. Одним из важных источников формирования профессиональной направленности выступает представление студента о специфики выбранной профессии; профессиональную направленность составляет "совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование".

 

Список литературы:

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А.  Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.:Логос, 2006.-184с.

2. Вербицкий А.А.  Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.:Высш шк., 1991.-207с.: ил.

3. Выготский  Л.С. Педагогическая психология, под ред. В.В Давыдова. М., 1991, 480с.

4. Гримарк Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. -319с.

5. Кольцова Т.А. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы. Дисс…канд. психол. наук. Новосибирск, 1986.

6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990.-192 с. - (психологическая наука в школе).

7. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. – 425с.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. – 287с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*