Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТемпы технического прогресса во всех областях народного хозяйства зависят не только от степени механизации и автоматизации производства, но и от активного участия в этом процессе широких масс трудящихся, от их растущей творческой инициативы. В этой связи перед системой профессионально-технического образования поставлена задача — воспитывать жизнерадостное, трудолюбивое, физически и нравственно здоровое пополнение рабочего класса. Достигается это нравственным, умственным, трудовым, физическим и эстетическим воспитанием, т. е. комплексом воспитательных мер. Конечно, в течение сравнительно короткого времени пребывания в техникуме трудно сформировать буквально у всех обучающихся научное мировоззрение и все нравственные качества, не всегда удаётся добиться единства сознания и поведения. Дело в том, что содержание и методы воспитательной работы не безграничны, и два-три года — небольшой срок в жизни человека, а следовательно и в его развитии.
Но профессионально-техническое образование имеет и свои преимущества — оно слило в единый процесс образование и производительный труд. Это даёт возможность сформировать у большинства обучающихся основы мировоззрения, заложить основы добросовестного отношения к труду. Мастер, понимая всю актуальность, всю серьёзность и ответственность воспитания у обучающихся способности обеспечить в будущем высокую производительность труда, отличное качество продукции, рационализацию технологических процессов и оборудования, непременно использует для достижения этих целей все методы, все средства и формы воспитательного воздействия. Общеизвестно, что как бы ни был высок уровень теоретического и производственного обучения, задача формирования научного мировоззрения и сознания не может быть решена без внеклассной воспитательной работы. Для мастера производственного обучения наиболее доступной и результативной формой внеклассной работы с обучающимися является техническое творчество.
Воспитание — многогранный и сложный процесс. У обучающихся должны сформироваться мировоззрение, определённые нравственные чувства и качества личности, нормы поведения.
Мировоззрение — это система научных диалектико-материалистических взглядов на природу, общество, человека. Оно раскрывает, перед молодёжью ход и перспективы мирового развития, способствует пониманию жизни у нас в стране и за её пределами, помогает повышать свою общественную активность. Основы мировоззрения закладываются при изучении общеобразовательных и профессионально-технических дисциплин. Здесь перед обучающимися раскрываются закономерности развития общественной жизни, сущность диалектического материализма, здесь они вооружаются научными знаниями. Мастер - руководитель коллектива технического творчества всю деятельность ребят в техническом кружке, бригаде рационализаторов, конструкторском бюро строит на основе этих знаний, превращая тем самым техническое творчество в средство формирования материалистического мировоззрения. В формировании мировоззрения активную роль играет также литература. Руководитель творческого коллектива рука об руку с библиотекарем работает над тем, что читать его питомцам и как читать; его интересует, что из прочитанного понято и как понято, он организатор обсуждения новинок, технической и научно-популярной литературы, журналов.
Превращение познанных принципов в личные убеждения, а затем в привычки и навыки происходит, как правило, в процессе практической деятельности. Производительный труд, рационализаторская работа, общественная деятельность — активные элементы нравственного воспитания. Именно этим и занимаются обучающиеся в процессе технического творчества, а мастер-руководитель творческого коллектива — наиболее влиятельный здесь воспитатель. Под воспитанием положительных качеств личности имеется в виду воспитание обучающихся честными людьми, оптимистами, волевыми, целеустремлёнными инициативными, трудолюбивыми рабочими. Например, без целеустремлённости ни в учёбе, ни в труде, ни тем более в творческой работе нельзя рассчитывать на успех; без целеустремлённости немыслимо добросовестное отношение к труду. У вновь пришедших в кружок, в бригаду рационализаторов этого качества может и не быть. Мастеру нередко приходится наблюдать, как отдельные обучающиеся неохотно берутся за порученную работу, не доводят дело до конца, уклоняются от непривлекательной работы. Над воспитанием целеустремлённости следует много и упорно работать.
Воспитание целеустремлённости начинается с развития интереса к порученному делу. Надо уметь раскрыть его лучшие, самые увлекательные моменты. Иной раз необходимо показать аналогичную работу предшественника, дать прочитать соответствующую статью в журнале, продемонстрировать технический кинофильм. Творческая работа должна быть всегда оригинальной, новой, увлекательной. Обучающийся должен знать конечный результат своего труда, его практическую ценность. Недопустима бесцельная работа. Когда же порученное дело увлекло, то появляется желание довести его до конца. А это уже предпосылка для развития целеустремлённости. Руководителю коллектива технического творчества необходимо привлекать ребят к разработке планов работы коллектива: они должны отчётливо сознавать стоящие перед ними задачи. Надо практиковать свободный выбор обучающимися творческих заданий. Опыт показывает, что в большинстве случаев работы, подобранные по собственному усмотрению, успешно завершаются.
Большое влияние на развитие целеустремлённости оказывает также критическое отношение ребят к работе друг друга. Болтунам, лентяям и небрежно относящимся к работе обучающимся не должно быть никакой поблажки. Хорошо, когда критика исходит от самих ребят и носит здоровый характер. Весёлый шарж, карикатура, остроумный фотомонтаж в кружковой газете больно бьют по самолюбию. Когда же ребята начинают сознательно относиться к творческой работе в техническом кружке, в бригаде рационализаторов, в конструкторском бюро, отчётливо сознавая её пользу и необходимость, их деятельность становится целеустремлённой. Одновременно с целеустремлённостью у обучающихся, занятых техническим творчеством, развивается инициативность. Естественно, что на первых порах инициатива находится в руках педагога. У обучающихся в этот период нет ни нужных знаний, ни опыта. Но когда возникает необходимость изменить конструкцию модели, создать новую технологическую оснастку, выбрать подходящую технологию изготовления отдельных деталей создаваемого агрегата, тогда и начинает появляться творческая инициатива ребят. Она будет нарастать все больше и больше, так как вскоре обучающиеся начнут самостоятельно конструировать, изобретать.
Заботясь о развитии инициативности кружковцев, руководителю следует использовать их способности. На проявление инициативы положительно влияет оказываемое доверие. Не следует бояться, что обучающийся испортит инструмент или «загонит» в брак деталь. Если обучающимся не доверять и во всем их подстраховывать, то бесполезно ждать от них творческой работы. В хороших коллективах инициатива кружковцев сплошь и рядом проявляется в организации работы, поддержании порядка, изыскании материалов, конструировании и изготовлении пособий и приспособлений. Руководитель коллектива должен поощрять каждый случай проявления инициативы. Отрицательно сказывается на развитии инициативы первая неудача, причиной которой чаще всего бывает неумение практически делать то, что задумано; обучающегося надо научить тому, чего он ещё не умеет. Так же плохо на развитие инициативы влияет и недостаток теоретических знаний.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.