Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Техническое творчество как средство единства и взаимосвязи нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания обучающихся

30.10.2017 144 178
Абрамов Сергей Николаевич
Абрамов Сергей Николаевич, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Темпы технического прогресса во всех областях на­родного хозяйства зависят не только от степени меха­низации и автоматизации производства, но и от актив­ного участия в этом процессе широких масс трудящих­ся, от их растущей творческой инициативы. В этой связи перед системой профессионально-технического образования поставлена задача — воспитывать жизне­радостное, трудолюбивое, физически и нравственно здо­ровое пополнение рабочего класса. Достигается это нравственным, умственным, тру­довым, физическим и эстетическим воспитанием, т. е. комплексом воспитательных мер. Конечно, в течение сравнительно короткого време­ни пребывания в техникуме трудно сформировать бук­вально у всех обучающихся научное мировоззрение и все нравственные качества, не всегда удаётся добиться единства  сознания и  поведения.  Дело в том, что содержание и методы воспитательной работы    не безгра­ничны, и два-три года — небольшой срок в жизни чело­века, а следовательно и в его развитии.

Но профессионально-техническое образование   имеет и свои преимущества — оно слило в единый процесс об­разование и производительный труд. Это даёт возмож­ность сформировать у большинства обучающихся основы мировоззрения, заложить осно­вы добросовестного отношения к труду. Мастер, по­нимая всю актуальность, всю серьёзность и ответст­венность воспитания у обучающихся способности обеспечить в будущем высокую производительность труда, отличное качество продукции, рационализацию технологических процессов и оборудования, непременно использует для достижения этих целей все методы, все средства и фор­мы воспитательного воздействия. Общеизвестно, что как бы ни был высок уровень теоретического и производственного обучения, задача формирования научного мировоззрения и   сознания не может быть решена без внеклас­сной воспитательной работы. Для мастера производст­венного обучения наиболее доступной и результативной формой внеклассной работы с обучающимися является тех­ническое творчество.

Воспитание — многогранный и сложный процесс. У обучающихся должны сформироваться   мировоззрение, определённые нравственные чувства и качества личности, нормы   поведения.

Мировоззрение — это система научных диалектико-материалистических взглядов на природу, общество, человека. Оно раскрывает, перед молодёжью ход и перспективы мирового развития, способствует пониманию   жизни у нас в стране и за  её пределами, помогает повышать свою общественную активность. Основы мировоззрения закладываются при изучении общеобразовательных и профессионально-технических дисциплин. Здесь перед обучающимися раскрываются закономерности развития общественной жизни, сущность диалектического материализма, здесь они вооружаются научными знаниями. Мастер - руководитель коллектива технического творчества всю деятельность ребят в техническом кружке, бригаде рационализато­ров, конструкторском бюро строит на основе этих зна­ний, превращая тем самым техническое творчество в средство формирования материалистического мировоз­зрения. В формировании мировоззрения активную роль игра­ет также литература. Руководитель творческого кол­лектива рука об руку с библиотекарем работает над тем, что читать его питомцам и как читать; его инте­ресует, что из прочитанного понято и как понято, он организатор обсуждения новинок, технической и научно-популярной литературы, журналов.

Превращение познанных   принци­пов в личные убеждения, а затем в привычки и навыки происходит, как правило, в процессе практической дея­тельности. Производительный труд, рационализатор­ская работа, общественная деятельность — активные элементы нравственного воспитания. Именно этим и занимаются обучающиеся в процессе технического твор­чества, а мастер-руководитель творческого коллекти­ва — наиболее влиятельный здесь воспитатель. Под воспитанием положительных качеств личности имеется в виду воспитание обучающихся честными людь­ми, оптимистами, волевыми, целеустремлёнными ини­циативными, трудолюбивыми рабочими. Например, без целеустремлённости ни в учёбе, ни в труде, ни тем более в творческой работе нельзя рас­считывать на успех; без целеустремлённости немыслимо добросовестное  отношение к труду. У вновь пришед­ших в кружок, в бригаду рационализаторов этого ка­чества может и не быть. Мастеру нередко приходится наблюдать, как отдельные обучающиеся неохотно берутся за порученную работу, не доводят дело до конца, укло­няются от непривлекательной работы. Над воспитанием целеустремлённости следует много и упорно работать.

Воспитание целеустремлённости начинается с раз­вития интереса к порученному делу. Надо уметь раскрыть его лучшие, самые увлекательные моменты. Иной раз необходимо показать аналогичную работу предшественника, дать прочитать соответствующую статью в журнале, продемонстрировать технический кинофильм. Творческая работа должна быть всегда оригинальной, новой, увлекательной. Обучающийся должен знать конечный результат своего труда, его практиче­скую ценность. Недопустима бесцельная работа. Когда же порученное  дело увлекло, то появляется желание довести его до конца. А это уже предпосылка для раз­вития целеустремлённости. Руководителю коллектива технического творчества необходимо привлекать ребят к разработке планов ра­боты коллектива: они должны отчётливо сознавать стоящие перед ними задачи. Надо практиковать сво­бодный выбор обучающимися творческих заданий. Опыт показывает, что в большинстве случаев работы, по­добранные по собственному усмотрению, успешно за­вершаются.

Большое влияние на развитие целеустремлённости оказывает также критическое отношение ребят к работе друг друга. Болтунам, лентяям и небрежно относящим­ся к работе обучающимся не должно быть никакой по­блажки. Хорошо, когда критика исходит от самих ре­бят и носит здоровый характер. Весёлый шарж, кари­катура, остроумный фотомонтаж в кружковой газете больно бьют по самолюбию. Когда же ребята начинают сознательно относиться к творческой работе в техническом кружке, в бригаде рационализаторов, в конструкторском бюро, отчётливо сознавая её пользу и необходимость, их деятельность становится целеустремлённой. Одновременно с целеустремлённостью у обучающихся, занятых техническим творчеством, развивается инициа­тивность. Естественно, что на первых порах инициатива находится в руках педагога. У обучающихся в этот период нет ни нужных знаний, ни опыта. Но когда возникает необходимость изменить конструкцию модели, создать новую технологическую оснастку, выбрать подходящую технологию изготовления отдельных деталей создавае­мого агрегата, тогда и начинает появляться творческая инициатива ребят. Она будет нарастать все больше и больше, так как вскоре обучающиеся начнут самостоятель­но конструировать, изобретать.

Заботясь о развитии инициативности кружковцев, руководителю следует использовать их способности. На проявление инициативы положительно влияет оказываемое доверие. Не следует бояться, что обучающий­ся испортит инструмент или «загонит» в брак деталь. Если обучающимся не доверять и во всем их подстраховывать, то бесполезно ждать от них творческой работы. В хороших коллективах инициатива кружковцев сплошь и рядом проявляется в организации работы, поддержа­нии порядка, изыскании материалов, конструировании и изготовлении пособий и приспособлений. Руководи­тель коллектива должен поощрять каждый случай про­явления инициативы. Отрицательно сказывается на развитии инициативы первая неудача, причиной которой чаще всего бывает неумение практически делать то, что задумано; обучающегося надо научить тому, чего он ещё не умеет. Так же плохо на развитие инициативы влияет и недостаток теоретических знаний.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Техническое творчество как средство единства и взаимосвязи нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*