Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модель работы педагога дополнительного образования по адаптации подростков в условии детского объединения

27.10.2017 339 1031
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Загоскина Кристина Александровна
Загоскина Кристина Александровна, студентка

Вятский колледж культуры

Социально - экономические изменения, которые происходят в обществе, ухудшение качества дополнительного образования, размытость социокультурных ориентиров, которые приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего является низкая адаптивность учащихся дополнительного образования, а также неадекватная приспосабливаемость к творческому процессу.

Одна из главных причин низкой подготовленности детей - это слабая адаптация учащихся дополнительного образования  в условиях детского объединения.

Адаптация учащихся в учреждении дополнительного образования является одной из главных частей процесса адаптации личности в социуме [1, с. 54].

Во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и хореографических студиях, школ необходимо проводить адаптационные мероприятия для сплочения коллектива, т. к. в процессе творческой деятельности важно чувствовать «плечо» партнёра. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело. Это способствует положительному результату в творческом процессе. Сплочённость учащихся зависит от педагога, т.к. он является главным лицом коллектива.

Адаптация представляет собой процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды с помощью различных мероприятий по установлению соответствия поведения воспитанника принятым в обществе правилам, нормам и т.д., а также адаптация - это вид взаимодействия его с социальной средой [7, с. 118].

Ведущей деятельностью подростка является интимно - личностное общение со сверстниками и индивидуальные особенности личности. Мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей; у него возникает больше беспокойств, если подвергается опасности его популярность среди сверстников [5, с. 74]. Также у подростка проявляется подражание внешним проявлениям взрослости, приобрести их особенности, походить внешне.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога. Сложна при этом возрастная характеристика подросткового возраста, когда ребенок приходит в хореографический коллектив в возрасте примерно от 10 до 14 лет [4, с. 93]. В подростковом возрасте очень важно общение со сверстниками. Ведущим аргументом поведения подростков является стремление найти место среди сверстников. Подросток максимально подвержен влиянию группы. Также у подростка проявляется подражание внешним проявлениям взрослости, приобрести их особенности, походить внешне.

Модель педагога - это мысленный образ оригинала идеального профессионала. Педагог должен владеть такими качествами, как: владение эмоциональным состоянием, техникой речью, организаторскими и коммуникативными способностями, обладание высоким интеллектом, знаниями психологии и педагогики и др.

В настоящее время очень важна в хореографических коллективах групповая сплочённость. Она является показателем устойчивости, прочности и, самое главное, слаженности коллектива [8, с. 28].

Для изучения уровня сплочённости коллектива было проведено исследование в хореографическом коллективе современного танца «GalaDance». Объектом исследования были 10 подростков (девочек) в возрасте от 10 до 13 лет. С детьми проводилась методика «Сплочённость коллектива». Цель данной методики была таковой - изучить сплочённость коллектива, а также выявить учащихся, которые находятся вне коллектива.

Затем было проведено анкетирование «Какой у нас дружный коллектив». Целью анкетирования было выявить степень сплочённости адаптированных учащихся коллектива. Учащимся предлагалось 8 утверждений, которые были записаны в произвольном виде. Каждому воспитаннику необходимо было отметить знаком «+» эти утверждения, т.е. что, по их мнению, соответствует данному классному коллективу.

При подсчёте результатов первой методики результаты показали, что сплочённость в данном коллективе средняя. В коллективе существуют отдельные группировки по симпатиям и взаимным интересам. Это может зависеть от возраста, увлечений, т.к. подростки общаются со сверстниками, которые им симпатизируют.

Проведя тренинг на сплочение коллектива была проведена вторая методика, при подсчёте результатов было выяснено, что сплочённость коллектива повысилась на 47%. На данный результат повлиял тренинг, который был направлен на сплочение коллектива, где были предложены интересные задания, а также была предложена работа в разных парах, где необходимо было почувствовать друг друга и выполнять задания более точно и правильно.

Профессию педагога невозможно сравнить с какими-либо другими профессиями, так как  это не только работа, но и беззаветность, желание отдавать свою энергию десяткам, сотням детей. Каким же должен быть современный педагог? «Идеал» - это пример, цель, к которой должен прилагать все усилия каждый педагог, его проекция в будущее.

Модель педагога:

1) Личный пример (одежда, речь, поведение и т.д.)

2) Наличие традиций в коллективе (устраивать дни рождения, чаепития и т.д.).

3) Игровое и эстетическое оформление всей жизни коллектива (проводить занятия не в традиционной форме, а например, в виде различных игр и т.д.)

4) Разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников (проводить различные тренинги, например: «Зеркало», Импульсы» и др.)

5) Уметь слышать своего воспитанника.

6) Уметь находить подход к каждому из учеников.

7) Выезжать всем коллективом на конкурсы, концерты.

8) Сообща с коллективом организовывать мероприятия (например: «Арбузник», «Самый талантливый» и др.)

9) Создать условия для личностного роста и развития каждого ребёнка, для развития способностей (посещать различные мастер классы).

10) Взаимопонимание и взаимопомощь.

11) Поддерживать своих воспитанников в любую минуту.

12) Выявлять творческие способности воспитанников (например: в начале занятия использовать такой приём, как «импровизация». Дети импровизируют под музыку, тем самым педагог, наблюдая, выявляет творческие способности детей). Можно сказать, что педагог - это человек, любящий своё дело, который доброжелателен и терпелив к своим ученикам, это общительным человек, способный подобрать ключ к каждому ученику.

Список литературы

  1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2016. – 19 с.
  2. Алексеев, М.В. Проект новой гуманитарной реальности: разработка модели педагога российской школы» [Текст] / М.В. Алексеев. Пед. Технологии.- 2013. - 264 с.
  3. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков.- М., 2011. – 56 с.
  4. Занина, А.В. Основы педагогического мастерства [Текст] / А.В. Занина.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. – 288 с.
  5. 8Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет) [Текст] / И.Ю. Кулагина.- М., 2012. – 105 с.
  6. Кузнецов, П.С. Адаптация, как функционирование развития личности [Текст] / П.С. Кузнецов. Саратов, 2010. – 67 с.
  7. Молдабекова, С.К Компетентностный подход в построении модели современного педагога [Текст] / С.К. Молдабекова, С.И. Касымова. Астана, 2011.- 45 с.
  8. Муровцева, О.В. Адаптация, как общенаучное понятие [Текст] / О.В. Муровцева. - Могилёв,011. – 52 с.
  9. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека [Текст] : учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.,2013. – 91 с.

 

Оригинал работы:

Модель работы педагога дополнительного образования по адаптации подростков в условии детского объединения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*