Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Знаково-образная наглядность как инструментальное средство обучения физике студентов колледжа

27.10.2017 514 865
Быбина Наталья Николаевна
Быбина Наталья Николаевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Учебные достижения студентов в процессе обучения физике рассматриваются как характеристики их успеха учения в форме результатов. Результаты достижения могут быть выражены с помощью: 1) академической успеваемости в соответствии с требованиями государственного стандарта к знаниям, умениям, владением; 2) возросшей познавательной активности субъекта (эвристистической, исследовательской, творческой); 3) личностных достижений, связанных с развитием интеллектуальных способностей, форм мышления, мировоззрения.

Рис. 1. Уровневый характер процесса обучения физике

Используя один из компонентов уровней обучения – понимание (Рис. 1), раскроем информационный характер процесса учебного познания структурных элементов знаний (фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира). Процесс учебного познания имеет уровневую структуру, он идет от простого (описание фактов, явлений, процессов, физических величин) к сложному (раскрытие сути физических законов, гипотез, моделей материального объекта, теории, физических картин мира – механической, электродинамической, квантовополевой) [1].

Методологический анализ структуры и содержания учебного материала в программах по физике [2] убеждает, что принцип систематичности является ведущим в изложении содержания фактов, явлений, физических величин, законов, устройств физических приборов, теорий. Суть этого принципа заключается в том, что последующее знание описывается с опорой на предыдущее [3].

В качестве примера рассмотрим приемы формирования одного из фундаментальных понятий – фундаментальное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие студенты в колледже изучают в разделе «Механика»; Электромагнитное – в разделе «Электродинамика»; ядерное и слабое – в «Квантовой физике». В учебной литературе каждое из взаимодействий описывается последовательно и дискретно, таким образом, что к концу изучения любого из четырех типов взаимодействий, студенты получают линейные знания о их свойствах. На следующем этапе в процессе мысленного анализа этих свойств и перевода их во внутренний план, студенты обобщают знания с помощью знаковой модели. Мысленное обобщение знаний об электромагнитном взаимодействии можно представить в форме объемной матрицы (Табл. 1).

Таблица 1

Матричное поле как метод анализа электромагнитного взаимодействия

 

Характеристика типов взаимодействия

Содержательные компоненты взаимодействия

 

Объекты

 

Характеристики

Физические величины

Источник

1

 

 

 

 

Способ передачи

 

2

 

 

 

Характер взаимодействия

 

 

3

 

 

Интенсивность

 

 

 

4

 

Мера

 

 

 

 

5


1 – наличие частиц, обладающих зарядом; 2 – фотон; 3 – взаимное притяжение и отталкивание; 4 – 10-2- - 10-4 (относительного ядерного, принятого за единицу); 5 – энергия, разность потенциалов, напряжённость.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Знаково-образная наглядность как инструментальное средство обучения физике студентов колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*