Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование гуманитарных технологий в организации образовательного процесса

18.06.2012 348 1748
Аксенова Ирина Юрьевна
Аксенова Ирина Юрьевна, методист, преподаватель учебной дисциплины «Методика учёбы»

Бердский медицинский колледж
Образовательной целью Бердского медицинского колледжа является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов со средним медицинским образованием в соответствии с существующими и перспективными требованиями государства, общества и личности.

Для осуществления данной цели в колледже разработана концепция модели специалиста, которая была удостоена Малой золотой медали международной выставки «УЧСИБ – 2012», проходившей в Экспоцентре г. Новосибирска в рамках Сибирской Ярмарки,  в номинации «Модель специалиста как условие эффективности качества начального и среднего профессионального образования».

В основу реализации данной концепции  заложены личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании, что соответствует требованиям ФГОС СПО нового поколения и является показателем применения гуманитарных технологий в организации образовательного процесса колледжа.


В соответствии с реформами среднего профессионального образования, для реализации концепции модели выпускника колледжем были разработаны  образовательные программы с учётом запросов государства, общества, личности – с одной стороны, социальных партнёров и работодателей региона – с другой стороны.


Непременным условием повышения качества образования, адекватного запросам современного общества и социально-экономическим потребностям страны, являются демократизация и гуманизация образования.


Это продиктовано последствиями стре­мительного техногенного развития современного общества, которое привело к жесткому ресурс­ному, экологическому и демографическому дефициту. В этом смысле, в отличие от XX века, который принято было называть веком элект­ричества, а затем атома, по определению А. Печчеи, «XXI век призван стать веком человеческих качеств». Это означает, что новое столетие по смыслу будет веком гуманитарного образования, которое делает основной упор на восполнение дефицита духовности человеческой личности. Здесь следует отметить, что под духовностью мы будем понимать нравственную пози­цию, моральные идеалы, профессиональную компетент­ность, ответственность и социальную активность, направ­ленную на недопущениенанесения вреда.


Педагогические технологии по своей сути всегда гуманитарны. Но в отличие от излишне политизированной советской гуманитарной системы образования в современной концепции гуманизации акцент смещён с общественного воспитания на саморазвитие и самовоспитание личности. Свободная личность самостоятельно определяет  свою образовательную и профессиональную траекторию и несёт ответственность за её воплощение в жизнь.


На современном этапе гуманитарность педагогической технологии проявляется в ориентации образования на такие индивидуальные особенности  человека, как потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентиры, установки, смыслы, которые определяют динамику развития личности.


В то же время гуманизация современного образования - это отказ от авторитарного стиля руководства, поиск новых средств, методов, форм организации конс­труктивного диалога участников образовательного процесса, способствующего обеспечению психоло­гической безопасности образовательной среды.


Принцип гуманизации образовательного процесса заложен в основу учебно-методической и воспитательной работы Бердского медицинского колледжа и просматривается во всех направлениях педагогической деятельности:

 

1. Программное обеспечение

Основные профессиональные образовательные программы колледжа по специальностям включают в себя ряд элективных курсов: «Методика учёбы», «Проектирование карьеры», «Профессиональный этикет». Каждая из этих дисциплин выбора решает свои специфические учебные и воспитательные задачи, направленные на формирование ключевых компетенций и, тем самым, улучшению социальной и профессиональной адаптации выпускников.


Роль дисциплины «Методика учёбы» в системе подготовки  выпускника – адаптация студентов к новому формату обучения при переходе обучающихся из общей образовательной школы в образовательное учреждение СПО, поэтому цель дисциплины - формирование у студентов групп нового набора обще-учебных и ключевых метакомпетенций, соответствующих уровню СПО.


Дисциплина «Проектирование карьеры» направлена на формирование у студентов профессиональной мобильности, умения ориентироваться на рынке труда, строить успешную адекватную профессиональную траекторию, понимать необходимость  непрерывного обучения в течение жизни.


Целью дисциплины «Профессиональный этикет» является формирование определённых параметров личности, необходимых медицинскому работнику, эффективных способов общения в профессиональной среде, знакомство обучающихся с морально-этическими аспектами будущей профессиональной деятельности.


Кроме того, педагогический коллектив колледжа работает над реализацией программы компьютеризации образовательного процесса и программы здоровьесбережения образовательной среды «БМК – территория здоровья», направленных на снижение затруднений и негативных факторов обучения студентов.

 

2. Воспитательная работа

В колледже ведётся большая работа по созданию условий для раскрытия индивидуальных способностей, творческого потенциала студентов, духовного развития личности с учётом её потребностей и интересов. С этой целью созданы и на протяжении многих лет успешно работают студенческие клубы «Литературная гостиная» и «Милосердие, студенческий медицинский профилактический отряд «Будь здоров!», спортивные секции по баскетболу, волейболу и настольному теннису.


Воспитательными и развивающими задачами студенческого клуба «Литературная гостиная», созданного по инициативе студентов, является создание условий для личностного самовыражения и реализации эстетических и творческих способностей студентов, воспитание патриотизма, гражданской идентичности, любви и уважения к родному языку, национальной литературе, формирование активной жизненной позиции.


Вот несколько мероприятий из работы клуба: литературно – музыкальная композиция, посвященная 205 – летию со дня рождения Ф.И. Тютчева, творческий вечер «Если душа родилась крылатой» (о М.И. Цветаевой), устный журнал «Посредине странствия земного» (о Н.С. Гумилеве), литературно – музыкальная композиция «Восславим женщину, чье имя мать» и др.


Ежегодно в гостиной проходит конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение»,  где студенты читают не только стихи любимых поэтов, но и стихотворения собственного сочинения. Лучшие стихи, написанные студентами колледжа, вошли в сборник под названием «Души прекрасные порывы», который был издан в 2010-2011 учебном году.


Особое место в работе клуба занимает патриотическое воспитание студентов, приобщение их к культурно – историческому наследию России, сохранению светлой памяти о героической истории российского народа в годы Великой Отечественной войны. Устный журнал  «Люди!  Покуда сердца стучат, - помните!», урок мужества «В жизни всегда есть место подвигу» (встречи с фронтовиками), спектакль по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» являются формами реализации воспитательной концепции колледжа «Я – патриот».


Канун 50 – летия первого полета человека в космос был отмечен Новосибирским региональным отделением «Всероссийский женский союз – Надежда России»  Общероссийского Общественного движения проведением конкурса сочинений и стихотворений на тему «Покорение космоса человеком». Члены клуба, принимавшие участие в данном конкурсе, были награждены дипломами лауреатов в поэтической номинации.


С целью повышения профессиональной мотивации и расширения кругозора студентов в колледже ежегодно проводится комплексное мероприятие «Неделя Науки». В рамках данного мероприятия члены клуба «Литературная гостиная» подготовили  и провели в группах нового набора классные часы  «Н.И. Пирогов»  (к 200 – летию со дня рождения), «Сестры милосердия» (К Международному дню медицинской сестры), литературно – музыкальную композицию «Изображение медицинской сестры в произведениях художественной литературы».


Творческие встречи с поэтами и писателями города (Е. Хоренко, С. Арнгольд, Е. Семочкиной) способствуют повышению общекультурного уровня, развитию эстетического вкуса, воспитанию чувства доброты, чуткости и сострадания -  качеств, столь необходимых медицинскому работнику.


Формированию ключевых компетенций у студентов колледжа способствует деятельность медицинского отряда «Будь здоров!», который ведёт активную волонтёрскую работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании среди студентов колледжа, учащейся и работающей молодёжи города Бердска. Студенты медицинского отряда готовят и самостоятельно проводят семинары, беседы, лекции с мультимедийными презентациями в общеобразовательных школах и образовательных учреждениях профессиональной направленности, детских оздоровительных лагерях, на летних площадках школ города. Члены медицинского отряда ежегодно участвуют в городских и областных форумах молодёжи, семинарах волонтёров по обмену опытом.


Деятельность медицинского отряда была неоднократно отмечена Почётными грамотами и Благодарственными письмами Администраций города и области, руководителями и социальными педагогами школ г. Бердска, что свидетельствует о социальной значимости общественно-пропагандистской работы данного отряда.


В колледже большое значение уделяется развитию студенческого волонтёрского движения, способствующего социализации личности, развитию гуманного начала у молодого поколения, воспитанию активной гражданской позиции. Развитие благотворительной и шефской деятельности позволяет эффективно вовлекать студентов в решение социальных проблем местного сообщества.


Основными направлениями работы студенческого клуба «Милосердие» стали сотрудничество с городским центром социальной помощи семье и детям «Юнона» по работе с детьми с ограниченными физическими возможностями, сотрудничество с пансионатом ветеранов труда имени М.И. Калинина, а также работа с ветеранами колледжа, сотрудничество с соматическим отделением городской центральной больницы по уходу за «отказными» детьми, участие в акции «Неделя добра», проводимой отделом по делам молодёжи города Бердска, по сбору игрушек и вещей для детей, находящихся в приюте.

 

3. Организация учебного процесса

Особенность  современных гуманитарных технологий заключается в способности преподавателя к эмпатии, то есть умению объективно оценивать базовый уровень подготовки обучающихся, условия обучения, прогнозировать возникновение затруднений  со стороны студентов в освоении учебного материала, в подборе демократичных «ненасильственных» способов и методов обучения, дающих простор для успешной самореализации личности и формирования таких ключевых компетенций, как самостоятельность и ответственность. К таким методам относятся дифференцированный подход в обучении, интерактивный метод обучения, имитационные ролевые и деловые игры, коллективные формы работы, проектный метод, применение ИКТ, УИРС. Именно эти методы позволяют переходить от репродуктивной деятельности к продуктивной, от знаниевой системы обучения к компетентностной, системно-деятельностной.


С целью формирования и развития профессиональных и ключевых компетенций выпускников в колледже реализуется система практико-ориентированных межпредметных проектов. Эта система позволяет эффективно соединить теоретические и практические составляющие деятельности студентов, раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал  личности каждого студента. В процессе реализации проектов студенты овладевают умением построения логической цепочки: от идеи через цели, задачи до реализации и защиты своего проекта. Темы таких проектов относятся к практическим вопросам, актуальным для дальнейшей профессиональной деятельности и вместе с тем, требующим привлечения знаний студентов из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.


За последние два года в рамках организации учебной исследовательской работы студентами колледжа под руководством преподавателей были подготовлены и реализованы следующие социальные проекты:

– «Если не ты, то кто?»;

– «Будь здоров!»;

– «Инновационные технологии в уходе за тяжелобольными»;

– «Узнай свое давление»;

– «Семейная профессия»;

– «Формула здоровья – правильное питание».


Результаты УИРС и проектной деятельности студентов ежегодно представляются на общеколледжной и областной студенческих учебных научно-практических конференциях «Наше здоровье в наших руках».


Таким образом, можно сделать заключение, что гумани­тарные технологии определяют сегодня перспек­тивный вектор инновационного развития образова­ния, потому что позволяют педагогу реализовывать профессиональные цели и задачи, направленные на удовлетворение социально-экономических потребностей современного общества.

 

Список литературы:

1. Бордовский Г. А. Марш-бросок в будущее, или Акцент на гуманитарные технологии: интервью Н. Алексютина // Учительская газета. № 1. 2008.

2. Валицкая А. П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 3 (53). СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 41-49.

3. Крупник С. Гуманитарные технологии // Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколо­ва, О. В. Терещенко. М., 2003.

4. Роботова А. С. Гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 5 (55). СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 15-20.

5. Соломин В.П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании// Вестник ТГПУ. Выпуск 4. 2011. С. 9-13.

6. Щедровицкий П. Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании // Школа и открытое образование: сб. тр. науч. конф. Москва - Томск, 1999. С. 4-9.

7. Елисеев С. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. статей / под ред. Л. В. Сморгунова. СПб: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 21-34.

8. Глазычев С.Н. Становление гуманитарных технологий в образовании// Вестник международной академии наук. Русская секция. Спецвыпуск. 2011. С. 28-37.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*