Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка портфолио для аттестации

25.10.2017 1682 2690
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Когда начинать подготовку портфолио? В некоторых статьях рекомендуют начинать подготовку портфолио непосредственно после предыдущей аттестации. Однако практика показывает, что, в зависимости от умений и навыков соискателя в подготовке портфолио, степени готовности подтверждающих документов и т.п., эта процедура занимает от 2 месяцев до полугода.

С чего начать? Для начала необходимо посетить сайт регионального центра оценки качества образования и познакомиться со следующими документами (напр. [1]):

  • информация о приеме заявлений в целях установления квалификационной категории;
  • образец заполнения заявления на первую (высшую) квалификационную категорию;
  • информация для педагогических работников об особой (упрощенной) форме аттестации в целях установления квалификационной категории;
  • требования к портфолио педагогического работника.

Далее необходимо познакомиться с критериями и показателями оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по Вашей должности, размещенными либо на сайте РЦОКО (напр. [7]), либо на сайте регионального Министерства образования (напр. [3]).

Можно познакомиться, как рекомендует Жоголева Е.Е. в [2], с федеральным порядком аттестации педагогических работников [5], порядком аттестации педагогических работников Вашего региона или муниципалитета, однако, на мой взгляд, это не обязательно.

Что делать дальше? Изучаем критерии и показатели портфолио (в напр. [3] или [7]). Каждый критерий содержит несколько показателей, которые должны быть подтверждены необходимыми документами. Смотрим расшифровку каждого критерия: что подразумевается  в каждом критерии,  каково его наполнение,  какой именно аспект  деятельности педагога должен быть  в нем отражен. 

Критерии портфолио в каждом регионе свои,  поэтому продемонстрирую вышесказанное на примере портфолио преподавателя СПО в Саратовской области.

Например, критерий I. (результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией), показатель  1.1. (позитивная динамика учебных достижений обучающихся). В портфолио должна  быть отражена динамика результатов обучающихся. Подтверждающим документом является справка о динамике успеваемости, качества знаний, таблица с показателями, заверенная руководителем образовательного учреждения. 

Критерий I, показатель 1.2. (результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся). В портфолио должна быть отражена организация деятельности обучающихся в социально-значимых мероприятиях, социально-значимых проектах (предметных, межпредметных). В качестве подтверждения предлагается представить краткое описание мероприятия, проекта, заверенное руководителем образовательного учреждения.

И т.д.

Считаем сумму баллов, которые Вы набрали. Как правило, для успешной аттестации необходимо набрать не менее 60% суммы баллов (на 1-ю категорию) и не менее 80% суммы баллов (на высшую категорию). Если меньше – ищем недостающие баллы.

Какие недостатки могут встретиться в критериях и показателях вашего региона? В критериях и показателях Саратовской области нередко студент учреждения среднего профессионального образования именуется в тексте учащимся или ребенком, преподаватель – учителем, учебное занятие – уроком, а учебная дисциплина (междисциплинарный комплекс) – предметом.

Приведенные примеры – лишь «цветочки»; по тексту документов, используемых для оценки профессиональной деятельности педагогических работников среднего профессионального образования, щедрой рукой их авторов разбросаны многочисленные «ягодки».

Возможно, что Вы уже заметили несуразицу в названии показателя 1.1. (позитивная динамика учебных достижений обучающихся). Почему обязательно позитивная? Разве не может быть динамика учебных достижений обучающихся негативной?

Дальше – больше («чем дальше в лес, тем больше дров»). Например, в показателе 1.3.1. (организация педагогом внеурочной деятельности по предмету) преподавателя-соискателя просят предоставить сведения об организации кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности. В качестве подтверждающих документов требуется предоставить планы и формы работы кружка, секции, факультатива; списки участников; диагностику результатов работы кружка и др. Однако, в соответствии с типовыми должностными обязанностями преподаватель «Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании» ([6]).

Для нашего училища наиболее эффективными формами внеурочной деятельности признаны тренинговые занятия и проектирование.

Другой пример. В показателе 3.1.2. (использование ИКТ в образовательном процессе) от преподавателя требуют наличия цифрового портфолио, причем (в подтверждающих документах) со ссылкой на веб-страницу или личный сайт, скрин-шот страницы (сайта). Однако, портфолио преподавателя содержит его персональные данные. Поэтому требование о публикации преподавателем портфолио противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О персональных данных» ([8]). Перечень персональных данных работника, которые разрешены для публикации образовательной организации (фамилия, имя, отчество работника; занимаемая должность (должности); преподаваемые дисциплины; ученая степень (при наличии); ученое звание (при наличии); наименование направления подготовки и (или) специальности; данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); общий стаж работы; стаж работы по специальности), содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 ([4]). Замечу, что в этом документе, не предусматривается размещение на официальном сайте образовательной организации, в интернете цифровых портфолио работников организации.

Т.о. решение о публикации цифрового портфолио в Интернете должно приниматься преподавателем самостоятельно. Принятое решение не должно влиять на оценку эффективности профессиональной деятельности преподавателя.

И т.д.

Во всех подобных случаях мы обрисовывали реальное положение дел в училище, приводили соответствующую аргументацию. За 10 лет лишь однажды (мнение «зашоренного» эксперта: «Критерии и показатели утверждены Министерством образования Саратовской области и я не вправе их изменять». Да уж, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам») наши аргументы не были приняты во внимание.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Подготовка портфолио для аттестации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*