Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение коучингового подхода как средства профессионального развития педагогов

24.10.2017 321 536
Зайцева Маргарита Раисовна
Зайцева Маргарита Раисовна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Актуальность применения инновационных технологий в педагогике обусловлена повышением требовательности к эффективности и результативности процесса обучения. Запрос, исходящий от современного общества к педагогике, предлагает по-новому взглянуть на роль педагога и на сам процесс, что в свою очередь потребует пересмотра компетенций педагога. Это предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса, а также важным аспектом является осознание новой роли педагога в образовательном процессе. Вместо преимущественно транслятора знаний и контролера правильности их усвоения учитель становится партнером, сотрудником по их добыванию и коучем, сопровождающим учащегося в его индивидуально-личностном развитии.Творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический коучинг.

Эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия со студентами, способ мышления, способ бытия. Эффективный коучинг ведет преподавателя к достижению цели, приносит удовлетворение и радость, от которой выигрывают все участники образовательного процесса. При использовании методологии коучинга в процессе обучения, роль педагога значительно обогащается как в традиционном, так и в электронном обучении. Это не только функция передачи знаний и обучения навыкам, но и еще реализация функции стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала студента, что позволяет сделать процесс преподавания более интересным и эффективным.

Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек – уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве. Ограничивающие убеждения, сформированные под влиянием окружения, производственной и жизненной среды, обстоятельства сдерживают развитие потенциала личности, обладающей необходимыми ресурсами для собственной реализации.

Философия коучинга:

  • все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни,
  • каждый человек обладает мощным потенциалом,
  • в человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха,
  • фокус на сильные стороны,
  • обучение на успехе, а не на ошибках,
  • ориентир не на проблему, а на решение,
  • принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию,
  • направленность: из настоящего в будущее,
  • нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам,
  • легкость, позитив.

В настоящее время идея коучинга  реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.

В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения»

На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.

Коучинг в образовательной среде - принципиально новое направление в педагогической науке и практике, в основе которого лежит раскрытие внутреннего потенциала ученика. Это принципиально новое направление в педагогической науке и практике, в основе которого лежит постановка и максимально быстрое достижение целей путём мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг  не  является  тренерством,  наставничеством,  консалтингом,  психотерапией,  менеджментом.  Не  подменяет  их,  не  конкурирует  с  ними,  а дополняет их, но работает по своим правилам игры, принципам.

Слово «коуч» – далеко не новое.

  • впервые упоминается в XVI в., обозначает метод перевозки, («то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути»);
  • в XIX в. слово коуч - «наставник» использовалось в английских университетах по отношению к человеку, который помогал студентам в подготовке к экзаменам;
  • в западной науке появилось около 30 лет назад, первоначально относилось исключительно к области спорта, и было эквивалентно понятию тренер (в отличие от обычного тренера, задача коуча - помочь ученику стать тренером самому себе);
  • с 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях.

Дословно на русский язык «коучинг» можно перевести как «наставлять, обучать, подготавливать, тренировать, воодушевлять».

Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру.

Цель коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Посредством процесса коучинга люди углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Основная задача коучинга в образовании – помочь ученикам

  • перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой;
  • поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания;
  • способствовать тому, чтобы они могли осознать и максимально использовать свой потенциал, разобраться в своих возможностях и способностях, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности;
  • помочь четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

Коучинг предполагает новый подход к обучению и диктует для педагога новые роли в его деятельности. Он - основа для эффективного педагога.

Педагог уже не просто ретранслятор знаний, а наставник, тренер, коуч (видит потенциал, растит личность).

Его новая роль - растить, а не учить, будить, а не принуждать.

Педагог-коуч

  • не даёт совета и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с учеником;
  • не учит, как делать ..., а создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности). 

Педагог-коуч

  • Активно слушает, задает сильные вопросы
  • Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям
  • Держит фокус на результат
  • Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс

Вы видите, что все, что сейчас было озвучено, соответствует основным требованиям ФГОС.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей.  Задача коуча - помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) - это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами. Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты.

Выводы:

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного педагога.

В третьих, новые требования к квалификационной характеристике ориентируют современного педагога на переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча).

Таким образом, педагогический коучинг может рассматриваться как инновационная технология повышения профессионального мастерства современного педагога, и нужно активнее вводить педагогический коучинг в образовательный процесс. Всё это поможет раскрытию личностного интеллектуально-творческого потенциала как учащихся, так и педагогов. Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение молодых специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой.

 

Оригинал работы:

Применение коучингового подхода как средства профессионального развития педагогов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*